Прошлогодний Гран При США в Остине был единогласно признан одной из лучших гонок сезона, однако, насколько успешным оказалось возвращение Формулы 1 в США станет понятно только этой осенью. В обстоятельном интервью сайту F1 Fanatic резервный гонщик Caterham Александер Росси рассуждает о факторах успеха Формулы 1 в США и о своем будущем в спорте.
«Мне кажется, в прошлом году трасса в Остине и масштаб Гран При США удивил всех - от зрителей до команд и их гостей в паддоке, – заявил Александер Росси. – Я считаю, что эта гонка в некотором смысле принесла облегчение всем участникам – складывается впечатление, что Формула 1 действительно может работать в США. И мне кажется, это только первый шаг.
Каким будет спрос на билеты, и какую реакцию вызовет гонка в этом году? Полагаю, два этих фактора позволят определить, действительно ли гонка понравилась настолько, что зрители захотят вернуться на трибуны Остина спустя год.
Полагаю, проблемы Формулы 1 в США будут продолжаться до тех пор, пока не появится американский гонщик, хотя бы потому что американцы – патриотичный народ. Они не придут на Гран При или не станут постоянными болельщиками немецких, британских или испанских гонщиков – всё должно работать не так. Я считаю, что первым этапом должно стать появление американского пилота, но я всё равно сомневаюсь, что это привлечет аудиторию – этот американский гонщик должен добиваться успеха.
Формула 1 много лет освещается в США, но мне кажется, пика популярности она достигла именно сейчас. По-моему, это связано не только с Остином, но и с трансляциями NBC: раньше Гран При транслировались по частному каналу Speed, и если вы не особенно интересовались гонками, то и не платили деньги, чтобы посмотреть борьбу на трассе. Теперь Гран При стали более доступными, поскольку транслируются по кабельному ТВ».
Тем не менее, исконно американские виды спорта по-прежнему широко популярны в США, и участникам Формулы 1 придется приложить немало усилий, чтобы завоевать аудиторию.
«Посмотрите на масштабы США, - продолжил Росси. – Штаты превосходят любую европейскую страну. Здесь много разных видов спорта и много людей, интересующихся гонками. Это довольно многочисленная группа, хотя может показаться, что в процентном отношении это не так. Я считаю, что по-настоящему увлеченные автоспортом болельщики ценят Формулу 1 и признают тот факт, что это вершина автоспорта, и здесь используются лучшие в мире технологии и выступают лучшие гонщики.
Существует много других видов спорта, способных переманить часть аудитории, так что я не думаю, что Гран При сможет когда-нибудь конкурировать с Национальной футбольной лигой или NBA. Впрочем, у Формулы 1 есть шанс завоевать расположение большинства американских поклонников автоспорта, и она это сделает, это просто вопрос времени».
В этом году Александер Росси совмещает работу в Формуле 1 с выступлениями в GP2. Американский гонщик уже участвовал в молодежных тестах Caterham и провёл первую тренировку перед Гран При Канады, однако его сезон должен был складываться совсем иначе: «Первоначально планировалось, что я ограничусь работой резервного гонщика и, как Валттери Боттас, буду активно участвовать в пятничных тренировках в ущерб выступлениям в других гоночных сериях, чтобы полностью погрузиться в Формулу 1.
Однако после первой гонки GP2 один из пилотов молодежной команды Caterham Racing (Ма Цин Хуа) не смог продолжить выступления. Надо было его заменить, и разумеется, в первую очередь обратились именно ко мне, а я не стал отказываться от такой возможности.
Сезон в GP2 складывается для меня не лучшим образом. Очевидно, что по сравнению с прошлым годом шины изменились. Команда снова должна обрести равновесие. Я не планировал выступать в этом году в GP2 и пропустил все зимние и предсезонные тесты, поэтому серьезно уступал соперникам. Мне не удается добиться стабильности. Конечно, машине не хватало скорости, и я надеюсь, что во второй половине сезона нам удастся это исправить.
Я собирался работать в 10 сессиях свободных заездов или около того. Конечно, я скучал бы по гонкам, но мне кажется, Валттери доказал, что такой путь в Формуле 1 тоже возможен, ведь молодым гонщикам не так часто выпадает шанс оказаться за рулем этих машин. Еще один пример того, насколько сложно молодым гонщикам становится получить возможность пилотировать Формулу 1 – недавние молодежные тесты, поработать в которых пригласили и основных пилотов команд. Вы можете получить значительное преимущество, воспользовавшись возможностью оказаться за рулем Формулы 1, даже если это полтора часа, за которые вы успеете проехать 20 кругов.
У меня есть шанс поработать на свободных заездах в любом Гран При, который не пересекается с этапом GP2. Конечно, наиболее ярким моментом станет гоночный уик-энд в США. Меня немного огорчило, что я не смог выступить на этой трассе в прошлом году, но команда объяснила причину этого. Возвращение в Остин в этом году и работа на трассе на глазах у американских болельщиков – это будет нечто особенное».
В следующем году планируется провести два этапа Формулы 1 в США, но судьба Гран При Джерси пока остается неопределенной. Если гонка всё же останется в календаре чемпионата, а Александер Росси подпишет контракт основного гонщика Формулы 1, то получит редкую возможность участвовать в двух домашних Гран При.
«Я очень хочу, чтобы это произошло! – признался Росси, считающий, что эта гонка привлечет ведущие американские компании в Формулу 1. – Я встречался с промоутерами – мне кажется, их планы, а также возможность выйти на новые рынки, действительно заинтересуют крупный американский бизнес, ведь гонка буквально проходит рядом с центром деловой активности страны.
Хорошо ли это для болельщиков или нет, но это очень важно для успеха Формулы 1 в США. Мне кажется, если гонка в Джерси будет носить отчасти корпоративный характер, а в Остине – чем-то вроде события для болельщиков, то оба Гран При от этого выиграют. Мне представляется, что оба этапа должны состояться».
На машине Caterham есть логотипы американских компаний, но Росси считает, что такие гонки, как в Нью-Джерси, необходимы для повышения интереса американских компаний к Формуле 1.
«Я считаю, что Caterham хорошо справилась со своей работой, – добавил Александер. – Это единственная команда, которая действительно искала американских партнеров, и мне помогает присутствие на машине логотипов GE, Dell и Intel. Мне повезло работать в команде, у которой есть связи с США. Полагаю, всем хотелось бы увидеть за рулем американского гонщика. Однако компании из США не особенно заинтересованы в поддержке меня лично. Честно говоря, я не думаю, что это произойдет, поскольку Формула 1 пока не столь известна в США. Пока она не станет темой для бытовых разговоров, я не думаю, что крупные компании проявят к ней интерес».