В авторской колонке для BBС Sport бывший конструктор команд Формулы 1, эксперт BBC Гэри Андерсон подвёл итоги бельгийского уик-энда…
Доминирующая победа Себастьяна Феттеля в Бельгии стала плохой новостью для его соперников, снизив вероятность плотной борьбы за титул.
У Red Bull Racing не было серьёзных обновлений в Спа, но инженерам команды удалось даже при минимальной конфигурации заднего антикрыла добиться высокой эффективности машины на прямых, сохранив многоэлементное переднее антикрыло. Это позволило получить преимущество над соперниками, которым пришлось снижать прижимную силу в передней части машины, чтобы уравновесить её дефицит в задней. Это было очевидно уже в пятницу, когда на длинной дистанции машины Red Bull Racing оказались невероятно быстры.
Но что же случилось с Уэббером? Он соответствовал результатам Феттеля на свободных заездах и в квалификации, но очередной неудачный старт испортил ему гонку. Есть теории заговора, объясняющие, почему у австралийца так часто возникают проблемы, особенно когда он стартует рядом с Феттелем, но я не могу представить, что в Red Bull Racing готовы терять очки, совершая какие-то действия с машиной Марка.
Всё дело в плохой работе сцепления? Команды отлично знают, как работает этот узел. На прогревочном круге гонщики несколько раз его тестируют, чтобы найти необходимый момент схватывания. Уэббер жаловался, что сцепление на его машине работало, как на тракторе, но в последние три года он часто плохо стартовал.
Возможно, время реакции у него действительно не столь хорошее, как у напарника. Возможно, он слишком волнуется перед стартом. Возможно, инженер у него не так хорош, как у Себастьяна. Но именно гонщик играет ключевую роль в момент старта, и мне кажется, что причина именно в этом.
Алонсо уступил Феттелю, но Фернандо в день гонки был лучшим из остальных, что свидетельствует о серьёзном прогрессе Ferrari. Испанец сказал, что инженеры пожертвовали пиковой прижимной силой ради большей аэродинамической стабильности. Намного лучше иметь чуть меньшую эффективность при большей стабильности – это позволяет гонщику чувствовать уверенность и атаковать на пределе, что сразу сказывается на времени прохождения круга.
Алонсо стартовал девятым и финишировал вторым. Теперь мне хотелось бы увидеть старт Феттеля и Алонсо с первых рядов, чтобы понять соотношение сил.
В Спа Льюис Хэмилтон четвёртый раз подряд завоевал поул, но причина скорее в его мастерстве управления машиной на влажной трассе, чем в её скорости. На этот раз на сухой трассе Mercedes не были в лидерах, в итоге Льюис откатился на третье место, а Росберг финишировал четвёртым.
Я был удивлён. Мне казалось, что трасса в Спа подходит машинам Mercedes. У них не возникло проблем с резиной, но им по-прежнему не удаётся найти баланс между скоростью в квалификации и гонке.
В Венгрии Романа Грожана оштрафовали проездом по пит-лейн за красивый обгон Фелипе Массы. Он был наказан только за то, что все четыре колеса его машины выехали за белую линию, определяющую границу трассы. В Спа Серхио Перес получил такой же штраф, вытеснив Грожана с трассы при попытке обгона. Действия мексиканца могли привести к вылету соперника и удару о барьер с серьёзными последствиями.
Один гонщик проводит фантастический обгон и получает штраф. В следующей гонке другой гонщик действует, как идиот, и получает такой же штраф. Здесь что-то не так.
Пастор Мальдонадо действовал не лучше, когда направил Williams в сторону двух машин Force India в «автобусной остановке». Сместившись, чтобы защитить позицию в борьбе с Гутьерресом, он вдруг решил свернуть в боксы, но не учёл наличия рядом других машин. Пастор решил пересечь траекторию, не оглянувшись по сторонам. В итоге он получил штраф Stop&Go, но он и так не претендовал на очки, и при этом выбил из гонки Пола ди Ресту.
Мне кажется, в FIA должны пересмотреть систему штрафов и разработать балльную систему наказаний гонщиков за некорректные действия, тем более, что их совершает одна и та же группа пилотов. У Мальдонадо богатая история таких инцидентов, да и действия Переса в этом году не раз вызывали сомнения. Нужно что-то сделать, чтобы они перестали это делать. Лучшие пилоты не допускают подобных ошибок. Они ведут жесткую, но честную борьбу, уважая соперников.
По ходу уик-энда в паддоке Спа все скрестили пальцы в надежде, что на этот раз обойдётся без инцидентов с резиной. В пятницу произошли два совершенно обычных прокола, но из-за недавних проблем этот вопрос раздули до вселенских масштабов. В Pirelli провели расследование и объявили о причинах, а потом вдруг возникли слухи о возможном возвращении Michelin в следующем году.
Michelin – превосходная компания, которая лучше многих разбирается в своём предмете, хотя не стоит забывать произошедшее в Индианаполисе'05, когда в Michelin недооценили нагрузку на шины и в гонке участвовали только шесть машин.
Подход Michelin к работе с резиной серьёзно отличается от подхода Pirelli, что может вызвать серьёзные проблемы у команд. У шин Michelin более мягкая боковина и более жесткая рабочая поверхность, что повлияет на аэродинамику, а команды уже серьёзно продвинулись в работе с машинами для следующего сезона – им пришлось бы вносить масштабные изменения.
Кроме того, в Michelin никогда не сделают то, что сделали в Pirelli – шины, которые быстро изнашиваются. Они изготовят резину с большим ресурсом, которые позволят проехать дистанцию большинства Гран При с одним пит-стопом. Некоторые считают, что такие гонки получатся скучными».