Британский журналист и комментатор Джеймс Аллен проанализировал влияние стратегии на результаты Гран При Кореи…
Интрига гонки на корейской трассе развивалась медленно, но в полной мере проявилась в финале Гран При. Вновь Себастьян Феттель контролировал ход гонки, но его преимущество было не столь явным, как в Сингапуре.
Стратегия вновь стала одним из главных факторов, повлиявшим на результат. Кими Райкконен, вместе с Lotus, в полной мере этим воспользовались, пробившись с девятого места на старте на второе на финише. К слову, надо учитывать, что командам пришлось иметь дело с двумя появлениями автомобиля безопасности.
Кроме того, гонка сопровождалась довольно необычными событиями: на трассу выезжал даже пожарный автомобиль, причем, впереди пелотона. В общем, стратегам команд пришлось столкнуться с целым спектром различных факторов.
Предгоночные ожидания
Перед гонкой на основе данных, собранных на тренировках, командам представлялось, что вариант с двумя пит-стопами позволит проехать дистанцию на восемь секунд быстрее, чем с тремя пит-стопами. На резине SuperSoft машины проезжали круг на 0,7 секунды быстрее, чем на новом комплекте Medium. Предполагалось, что первые пит-стопы начнутся в районе 11-го круга.
В реальности уровень деградации оказался выше, чем ожидалось. В большинстве команд сделали выбор в пользу варианта с двумя пит-стопами, это было рискованно, но помогли два выезда автомобиля безопасности. Кроме того, мы видели, что на McLaren Серхио Переса произошло расслоение переднего правого колеса, после того, как на торможении он повредил шину, ресурс которой подходил к концу.
Преимущество Феттеля было не столь явным
После того, как на сингапурской трассе Феттель продемонстрировал столь подавляющее преимущество, что это вызвало подозрения и целую волну слухов о легальности его машины, в Корее действующий чемпион мира выступил несколько менее ярко.
Стартовав с поула, он сразу создал отрыв от соперников, а затем контролировал ход гонки, опережая ближайшего преследователя на 4-5 секунд. Ни в одной из фаз гонки у него не было необходимости ехать на пределе возможностей машины, хотя в Сингапуре был момент, когда ему пришлось создать едва ли не 30-секундный отрыв, чтобы не потерять позицию после пит-стопа - тогда мы и увидели, на что способна RB9.
Причина, из-за которой в Корее он удерживал отрыв на уровне пяти секунд, состояла в том, что это позволяло ему сохранить позицию после пит-стопа. Этого хватало, чтобы не позволить соперникам его обойти за счет более ранней смены резины. Когда в запасе у Феттеля есть пять секунд, он всегда может отреагировать и защитить позицию.
Единственный момент, когда соперникам удалось приблизиться – финальный отрезок гонки. Феттель и Грожан провели пит-стопы на 31-м круге, когда на трассе в первый раз был автомобиль безопасности. К тому моменту шины на RB9 Феттеля прошли уже больше 20 кругов (они уже были прикатанными, когда их поставили на его машину). Так что за 24 круга до финиша он получил новый комплект Medium и ближе к финишу гонки мог оказаться в сложной ситуации. Но Себастьяну повезло: на трассу во второй раз выехал автомобиль безопасности, что позволило дотянуть до финиша на этих шинах.
Грожан допустил ошибку, что позволило Райкконену прорваться на второе место. На последних кругах гонки темп Кими был не столь высоким, как у напарника, однако команда не позволила Роману вернуть позицию, зная, что тот всё равно не сможет конкурировать с Феттелем.
Райкконену вновь удалось отыграться
Фирменный стиль Кими Райкконена – умение отыгрываться при старте не с самых лучших позиций и финишировать в первой тройке за счёт грамотной стратегии и оптимального выбора темпа. В Корее финн блестяще продемонстрировал это качество, но ему здорово повезло с автомобилями безопасности.
Райкконен плохо стартовал, но смог отыграться и уже к 4-му кругу вышел на 7-ю позицию, хотя впоследствии пропустил вперёд Уэббера. Кими был недоволен поведением шин, и на этой фазе гонки команда Lotus планировала провести три пит-стопа.
Ключевой момент его гонки в том, что он провел пит-стоп на 26 круге, поставив свежий комплект Medium, за счет которого смог опередить Хюлкенберга, Алонсо, Хэмилтона и Росберга. Кроме того, прокол колеса на Red Bull Уэббера позволил Кими обойти и австралийца. Таким образом, за счёт единственного тактического шага он смог прорваться с 8-го места сразу на 3-е.
Хюлкенберг попытался как-то среагировать, однако не получилось, тогда как в Mercedes продержали Росберга на трассе три лишних круга, а Хэмилтона – все четыре, что привело к потере времени. Впрочем, если расчет был на два пит-стопа, менять резину Льюису было ещё рано. Когда в Mercedes увидели манёвр Райкконена, им надо было перейти на вариант трёх пит-стопов, чего они не сделали и за это поплатились.
Подобные ситуации мы не раз видели в этом сезоне: гонщикам Lotus удаётся реализовать агрессивную стратегию, раньше конкурентов проводить пит-стопы и отыгрывать позиции. Соперники оказываются в сложном положении: они теряют в любом случае – если останутся на трассе ещё на несколько кругов, а если они отреагируют и проведут пит-стоп, то будут заканчивать гонку на изношенной резине.
Райкконену удается идеально работать с этой версией шин Pirelli. Он знает, как добиться от них максимальной скорости, но при этом не перегружать резину. Кими чувствует её пределы, и это производит сильное впечатление.
Проблемы Mercedes
Скорее всего, в Mercedes следовало прибегнуть к тактике трёх пит-стопов, поскольку Хэмилтон потерял слишком много времени, оставаясь на трассе после пит-стопа Райкконена на 26-м круге.
Хэмилтон пытался опередить Грожана на первом пит-стопе, поменяв резину на девятом круге. В Lotus провели пит-стоп кругом позже, и француз сохранил позицию. После этого Льюис проехал 20 кругов, пропустив Райкконена. Но в конце второго отрезка он терял много времени – до двух секунд на круге.
Осложнила ситуацию Mercedes и нетипичная поломка носового обтекателя на машине Росберга. Это произошло сразу после того, как Нико обогнал напарника. В итоге Льюис потерял еще четыре секунды, поскольку команда решала проблему Росберга, и затем провёл пит-стоп в неудачный момент – как раз перед тем, как на трассу выехал автомобиль безопасности.
Мальдонадо не смог воспользоваться удачным стартом
Williams очень нужно заработать какие-то очки, казалось, Пастор Мальдонадо близок к этому, поскольку провел фантастический старт, на первом же круге прорвавшись с 18-й позиции на 8-ю. В этот момент его команда пыталась провести гонку с двумя пит-стопами, но, поскольку Мальдонадо вынужден был бороться с более быстрыми машинами, на FW35 началась очень серьезная деградация резины, и ему пришлось сокращать второй отрезок дистанции. Из-за этого финальный отрезок вырос до 22 кругов, в конце гонки его шины были в худшем состоянии, чем у Гутьерреса и Переса. Этим двум гонщикам также повезло, что они смогли провести пит-стопы на 31 круге, когда на трассе был автомобиль безопасности.
У Мальдонадо был шанс финишировать девятым, но его пример показал, как быстро можно всё растерять, и сколь серьезную роль может сыграть автомобиль безопасности, если появится на трассе в неудачный момент.
Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com