Британский журналист и комментатор Джеймс Аллен рассуждает о причинах, побудивших ближайших соратников Эдриана Ньюи принять решение о смене работы.
Джеймс Аллен: «Хотя новость о том, что ведущий специалист Red Bull Racing по аэродинамике Питер Продрому и его заместитель собираются расстаться с чемпионской командой, прозвучала неожиданно, при более детальном изучении обстоятельств дела оказалось, что в инженерных кругах об этом переходе поговаривали давно.
Продрому – один из ближайших соратников гениального конструктора Эдриана Ньюи. Новость появилась в дни японского гоночного уик-энда, после чего тут же последовало продолжение: раздосадованный руководитель Red Bull Racing Кристиан Хорнер дал понять, что контракт Продрому заканчивается только через год, и он не позволит такому специалисту уйти из команды до этого.
Однако главный вопрос в другом: почему Питер Продрому хочет уйти из этой команды и присоединиться к McLaren, и говорит ли его решение что-либо о дальнейших планах Эдриана Ньюи?
Успех Red Bull Racing во многом связан с тем, что эта команда применила подход, разработанный в Ferrari в конце 90-х и начале 2000-х: сильное и стабильное руководство, сплочённое вокруг успешного гонщика, огромные ресурсы и тесное закулисное взаимодействие с FIA и Берни Экклстоуном. C 1999-го по 2004-й Ferrari шесть раз подряд выигрывала Кубок конструкторов.
По сути, в Формуле 1 всё решают деньги и кадры, и самое главное – необходимо добиться качества и стабильности. Как и в Ferrari в свое время, в Red Bull смогли собрать команду, состоящую из высококлассных инженеров, которые воплощают конструкторские идеи Эдриана Ньюи.
В Ferrari умели удерживать инженерные кадры. В ситуации с Red Bull потеря ключевого специалиста, да ещё и его заместителя, приведёт к дестабилизации. Руководителям команды кажется, что их в каком-то смысле предали. Как долго они собираются удерживать Продрому? С одной стороны, они не собираются отпускать его в McLaren раньше времени, с другой – им не хочется посвящать его в свои планы на будущее, в частности, связанные с 2015 годом.
Когда технический регламент меняется настолько серьёзно, как в 2014-м, в первом сезоне будет идти огромная работа по модернизации и доводке машин. Ни одна команда не захочет доверить руководство этим процессом человеку, который покинет её в конце года. Формула 1 – особая сфера, где идеи ценятся очень дорого, и Продрому уже не будет допущен к разработкам, которые ведёт департамент Ньюи.
В недавнем интервью BBC Radio 5 Live Ньюи сказал, что у него не так уж много соратников, которых он забирает с собой, меняя место работы, но с Питером Продрому он работал в McLaren ещё в начале 2000-х, и этот специалист был одним из первых, кого пригласили в Red Bull в 2006-м.
Поскольку теперь Продрому хочет уйти, то дело тут не только в деньгах. В McLaren идет работа по перестройке команды, ведь в 2015-м возвращается Honda, и Продрому отведено в этом проекте ведущее место. Надо полагать, он учитывает, как будет развиваться ситуация и в последующие годы. Может быть, он чувствует, что эра Ньюи подходит к концу, и пора начинать собственную игру.
В эфире BBC Ньюи заявил, что не знает, как долго будет продолжаться его карьера в Формуле 1, но эта работа ему по-прежнему нравится, хотя она сопряжена с колоссальным прессингом. Как и все лучшие инженеры Ф1, он, разумеется, хочет посмотреть, как будут развиваться новые технологии, которые придут в спорт в следующем году, но сколько ещё сезонов он готов всем этим заниматься?
«Это хороший вопрос, и я сам себе его задаю, – поделился Ньюи в ходе сентябрьского интервью BBC. – Ответ в том, что я по-прежнему получаю удовольствие от работы. Надо признать, что прессинг иногда бывает невероятным. Рабочий день длится долго, и если не контролировать ситуацию, то дело будет отнимать вообще всё твоё время, но если ты добиваешься успеха, то испытываешь огромное удовлетворение. Это по-настоящему затягивает. Мне 54 года, и я ещё слишком молод, чтобы предаваться безделью, но в какой-то момент мне захочется заняться чем-то другим, а не только автогонками. Когда это произойдёт, и что это может быть, я не знаю».
Ньюи всегда говорил об интересе к постройке яхты для Кубка Америки, и сейчас создаётся британская команда для участия в таком проекте, так что неизбежны слухи, что Эдриан об этом задумается. Но сейчас его жизнь связана с Формулой 1, и ему нравится работать в Red Bull Racing.
Что касается Питера Продрому, то он отлично знает McLaren, где проработал 15 лет (с 1991-го по 2006-й), но впишется ли он в эту команду сейчас? В Уокинге ему предстоит работать вместе с Дагом Маккирнаном, главным специалистом по аэродинамике, и с руководителем отдела аэродинамики Марцином Будковски.
Маккирнана высоко ценят в гоночных кругах, несмотря на то, что в этом году у McLaren явно не лучшая машина, а Будковски перешел в команду из Ferrari, где проработал с 2002-го по 2007-й. Продрому и его коллеге придётся искать с ними общий язык. Приглашение этих специалистов свидетельствует об агрессивном подходе McLaren и стремлении повысить эффективность работы в союзе с Honda. Можно не сомневаться, что последуют и новые интересные кадровые назначения.
Ожидаются новые переходы инженеров из команды в команду, что вполне объяснимо: всем хочется побольше узнать о технологиях 2014 года, понять, что делается в стане соперников. И нет лучшего способа, чем пригласить специалистов сразу из нескольких команд. Кроме того, в этой ситуации у ведущих инженеров появляется возможность неплохо заработать на своих знаниях и опыте».