Британский журналист Джеймс Аллен проанализировал влияние стратегии на результаты Гран При США…
Гран При США 2013 года явно не станет классикой Формулы 1, но, тем не менее, он интересен с нескольких точек зрения. Выбор тактики был продиктован консервативным выбором шин, сделанным Pirelli. Перед началом гонки практически все выбрали Medium, предполагая проехать гонку с единственным пит-стопом, и только Жан-Эрик Вернь стартовал на более жёстких шинах.
Единственной настоящей сложностью был выбор момента для пит-стопа. В McLaren решили поменять резину пораньше в случае с обеими машинами, чтобы попытаться отыграть несколько позиций и проехать более продолжительный второй отрезок, тогда как остальные собирались провести пит-стоп перед самым началом второй половины дистанции.
Ожидания перед гонкой
В Pirelli вновь сделали выбор в пользу двух самых жёстких составов, и это был очень консервативный выбор. Почему они так поступили? Отчасти потому, что это Америка, и им не хотелось рисковать, учитывая сложную историю Формулы 1 в этой стране, и отчасти для того, чтобы вовремя напомнить всему гоночному сообществу о том, как проходят гонки, когда шины сверхустойчивы к износу и почти не подвержены деградации. Именно тогда гонки становятся скучными.
Происходившее в Остине напоминало гонки последнего года эры Bridgestone, когда можно было провести очень ранний пит-стоп и потом просто ехать до финиша на втором комплекте шин, что во многом сводило на нет тактический аспект гонок. И то, что мы увидели в воскресенье, заставит стратегов команд и людей, которые составляют правила спорта, задуматься накануне сезона 2014 года, когда Формула 1 получит совершенно новые шины.
Перед гонкой в Техасе некоторые команды, просчитав её вероятные сценарии, пришли к выводу, что наилучшим решением могли бы стать два пит-стопа, но после пятничных тренировок стало ясно, что уровень деградации очень низкий, как и в прошлом году. С другой стороны, было сложно предсказать, как будет меняться температура, ведь утром она не превышала пяти градусов, а днем поднималась до 27-ми! Это означало, что разброс температур асфальта тоже был на уровне 20 градусов, что весьма необычно в дни Гран При.
В самом начале гонки на трассу выехал автомобиль безопасности, чтобы убрать обломки после аварии Адриана Сутила, что позволило удлинить первый отрезок и сделать ещё более очевидным вариант с единственным пит-стопом.
Грожан опередил одного из гонщиков Red Bull
Пилот Lotus Роман Грожан провел выдающуюся гонку, финишировал вторым и опередил Марка Уэббера. Стартовал он позади австралийца и сделал это здорово, сразу обогнав гонщика Red Bull.
Результат Грожана был предопределён удачным стартом с чистой стороны трассы: он обошел Марка перед первым поворотом. Машина Lotus была быстрее, чем RB9 Уэббера (но не Феттеля) на шинах Medium на первом отрезке гонки, и Грожан мог стабильно проходить круги примерно за 1 мин. 44 секунды, а ближе к пит-стопу – за 1 мин. 43 секунды.
Был риск, что Уэббер переиграет его за счёт тактики, но француз смог сохранить важный отрыв в 5 секунд, не позволивший Марку опередить соперника после пит-стопа. В Lotus обрадовались, когда Уэббер свернул в боксы на 28 круге, и предприняли контрмеры, пригласив Грожана на пит-стоп кругом позже.
Были некоторые опасения, что прогреть жёсткие шины будет непросто, и что Red Bull на этой резине окажется быстрее. За счет того, что Уэббер провёл пит-стоп первым, он смог сократить отставание до одной секунды и оставшуюся часть гонки прессинговал Грожана. Машина Red Bull была быстрее на первом секторе круга, но Lotus E21 лучше справлялась с комбинацией поворотов, предшествовавшей задней прямой, игравшей ключевую роль, и Роман мог сдерживать натиск Уэббера. Австралиец в какой-то момент уже был в 0,7 позади Lotus, но у него не было ни одной реальной возможности для обгона.
Учитывая особенности машин Lotus, проявившиеся в двух последних сезонах, а именно - бережное отношение к шинам и отличная работа с более мягкими составами в условиях более высоких температур, остаётся удивляться, что на резине Hard в Остине E21 была столь быстра.
Рекордный пит-стоп Red Bull Racing
Команда Red Bull во время Гран При США провела рекордно быстрый пит-стоп, обслужив машину Марка Уэббера на 28 круге. Она находилась на пит-лейн 23,537 секунды, из них в неподвижном состоянии была лишь 1,923 секунды. Рекорд не был формально зарегистрирован, поскольку FIA не ведёт официальные замеры периода, когда машина неподвижно находится в боксах, и подсчитывается только общее время нахождения на пит-лейн.
Отличный результат для Williams
Валттери Боттас и команда Williams продемонстрировали в Остине отличную форму, заработав четыре очка за 8-е место – это первые очки молодого финна в Формуле 1. Он добыл их вовремя: с плеч команды упал тяжёлый груз, и теперь она может спокойно готовиться к гонке в Бразилии. До Гран При США на её счету было единственное очко, и теоретически Williams могли опередить даже Marussia или Caterham, и тогда можно было остаться без призовых денег. Но теперь, с пятью очками, она, вероятно, чувствует себя гораздо спокойнее.
Результат Боттаса был предопределён удачной квалификацией: он пробился в финальную сессию только во второй раз, хотя совершил небольшую ошибку в заключительной попытке. Если бы Валттери смог превзойти результаты, показанные в первых двух сессиях, он бы стартовал не с 8-й позиции, а с пятой. Секрет скорости Williams в Остине в том, что новый технический директор Пэт Симондс потребовал, чтобы команда отказалась от проблемной выхлопной системы, в которой используется эффект Коанда, и которую весь год не удавалось отладить. Обычно машина со стандартной выхлопной системой хуже работает с резиной, и в начале года, когда в основном использовались более мягкие составы, команде это вряд ли бы помогло. Но в Остине такое решение оказалось оправданным, поэтому, вероятно, будет использовано и в следующий уик-энд в Бразилии, где останутся те же составы резины. Этому способствовали и более низкие температуры асфальта.
Так что толковое решение Симондса оказалось очень удачным в этих конкретных обстоятельствах и позволило добиться результата. Кстати, в этом году на утренних тренировках в пятницу и субботу, когда трасса ещё не прогрелась, машины Williams иногда были довольно быстры. Но в квалификации и гонке, когда температуры поднимались, скорости падали.
Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com