В своём блоге авторитетный британский журналист и комментатор Джеймс Аллен назвал свою версию пятёрки лучших гонщиков по итогам прошедшего сезона…
1. Себастьян Феттель
В 2013-м Феттель уверенно прогрессировал и ещё выше поднял планку. Перед началом чемпионата он уже имел три титула, а в этом году сделал ещё один шаг вперёд – ему всего 26 лет, сейчас он только подходит к пику своей формы.
Конечно, некоторые скажут, что за рулём столь конкурентоспособной машины и их бабушка смогла бы выиграть титул, учитывая тот прогресс, которого добилась команда, доработав аэродинамику в области диффузора и используя новую картографию двигателя, разработанную инженерами Renault. Но в случае с Red Bull Racing мы видим идеальную гармонию между человеком и машиной, что довольно редко встречается в Формуле 1.
Стартовые отрезки Феттеля в Сингапуре и Абу-Даби были одними из лучших за все 25 лет, которые я провёл в этом спорте – он был точен, стабилен и невероятно быстр. Чтобы отрываться от соперников, отыгрывая по восемь десятых на круге, просто быстрой машины недостаточно.
В прошлом у Феттеля были некоторые слабости, но в этом году он с ними окончательно справился. Интересно будет последить за тем, кто же в 2014-м получит самую быструю машину, и если это будет не Феттель – как он к этому адаптируется.
Мне нравится, что Себастьян сделал выводы из критики со стороны болельщиков – он перестал показывать палец после победы и чаще демонстрировал своё чувство юмора, а «пончики» после финиша продемонстрировали как его человечность, так и влиятельность в мире Формулы 1, где прежде подобные действия не одобрялись.
2. Фернандо Алонсо
Сезон получился сложным, и Фернандо порой разочаровывал, что не так часто случалось за последние десять лет. Во второй половине сезона, когда стало понятно, что титул завоевать не удастся, он несколько потерял в мотивации. Фелипе Масса восемь раз опередил испанца в квалификации по ходу сезона – по стандартам Алонсо это неудачный год. Кроме того, он допустил несвойственную ему ошибку в Малайзии, когда сломал переднее антикрыло на первом круге и не свернул в боксы для его замены.
Обычно подобные неудачи не позволяют гонщику стать «номером два» в рейтинге по итогам сезона, но Фернандо закончил сезон на второй строчке в личном зачёте, опередив второго пилота Red Bull Racing, гонщиков Mercedes и Lotus, выступая за рулём машины, которая определённо не была второй по скорости в минувшем сезоне. Это ключевой фактор.
В первых гонках Ferrari выглядела очень неплохо – Алонсо поднялся на подиум в Австралии, выиграл в Китае и Испании, но потом команда потеряла темп при доработке машины. Фернандо не мог квалифицироваться на двух первых рядах стартового поля, но упорно боролся, завоёвывая очки и поднимаясь на подиум.
Его критика в адрес команды, прозвучавшая в июле, не была услышана – вместо этого президент Ferrari выступил с ответной критикой. Это явная ошибка. С тех пор Монтедземоло сказал немало лестных слов в адрес испанца, но было поздно. Алонсо теряет терпение – он хочет выиграть третий титул, но время уходит, и если в следующем году он поймёт, что у него есть лучший вариант на 2015-й, то наверняка им воспользуется.
3. Кими Райкконен
Для Кими сезон тоже получился сложным, но он заслуживает третьего места в этом рейтинге хотя бы за счёт стабильности. До размолвки с Lotus он одержал победу (уже вторую для этой команды) и семь раз поднялся на подиум в 2013-м, включая шесть вторых мест. Роман Грожан удачно провёл концовку сезона, но его максимумом было второе место, тогда как финн стабильно выступал на высоком уровне.
В этом году у Lotus была хорошая, хотя и не самая быстрая машина. Если бы не изменение конструкции шин после инцидентов в Сильверстоуне, команда и Райкконен могли добиться большего. Кими не был особенно быстр в квалификациях, но его действия в гонке, как и у Алонсо – умение мыслить стратегически, точность и хладнокровие – стали важными слагаемыми успеха.
Переход Райкконена в Ferrari стал одной из самых обсуждаемых тем прошедшего сезона, но жаль, что история его сотрудничества с Lotus закончилась. Команда задолжала ему около 20 миллионов евро, он был готов согласиться на 5 миллионов, но даже с этой суммой возникли проблемы.
4. Нико Росберг
С каждой строчкой в рейтинге конкуренция обостряется. Хэмилтон, Росберг, Грожан и Хюлкенберг стремились стать лучшими из остальных, но у каждого из них не обошлось без спадов – у одних из-за машины, у других – из-за выступлений.
Я ставлю Росберга в этом рейтинге выше Хэмилтона, поскольку считаю, что он лучше провёл сезон и смог добиться большего от машины, чем его напарник, которому новые шины Pirelli не позволили использовать привычный подход к пилотированию. Если оценивать отдельные успехи, то у Хэмилтона их больше, особенно в квалификации, но Росберг терпел и продолжал прогрессировать, в итоге переиграв Хэмилтона в четырёх последних Гран При. Интересно, что по ходу всей своей карьеры в Формуле 1 Нико прибавлял в финальных гонках.
Если бы не три схода по вине техники, Нико мог заработать больше очков и опередить Хэмилтона в личном зачёте по итогам сезона – у Льюиса был только один такой сход. После успешной концовки сезона Росберг может быть очень конкурентоспособен в начале следующего чемпионата.
5. Льюис Хэмилтон
Выбирая из Хэмилтона, Грожана и Хюлкенберга, сложно назвать лучшего. Хюлкенберг, начиная с сентября, творил настоящие чудеса – как Серхио Перес в 2012-м. Грожан великолепно провёл концовку сезона, завоевав в итоге шесть подиумов против пяти у Росберга и четырёх у Хэмилтона, но в начале чемпионата уступал напарнику. Впрочем, команда несколько раз просила его пропустить Кими – кто знает, возможно, он мог добиться большего.
И всё же, в этом споре я поставил Хэмилтона выше – за великолепные выступления в квалификации (до трёх финальных Гран При) и победу в Венгрии. Возможно, он мог выиграть и гонку в Сильверстоуне, если бы не взорвалась шина.