Бывший гонщик Формулы 1, а сегодня – комментатор SkySports Мартин Брандл комментировал ситуацию, сложившуюся после столкновения пилотов Mercedes на Гран При Бельгии в авторской колонке на сайте Sky Sports…
Мартин Брандл: «Нико Росберг в воскресенье принял несколько неверных решений, хотя таблица чемпионата этого и не отражает. Он говорит на нескольких языках, и на всех достаточно хорошо, так что я буду очень удивлён, если он действительно сказал, что столкнулся с Хэмилтоном намеренно, ведь он должен понимать, насколько серьёзными могут быть последствия таких слов.
Конечно, это спорный момент, отличается ли чем-то непринятие мер по предотвращению столкновения от намеренного контакта. Мой опыт говорит, что отличается очень сильно. Моим мерилом был Сенна. Он шёл на очень смелые манёвры, предоставляя соперникам возможность решать - идти на столкновение или позволить ему психологически доминировать. Однажды в Формуле 3 я не уступил, и всё закончилось аварией. Но мы не были напарниками.
Он также, конечно, намеренно врезался в Проста в Сузуке'90, решив всё ещё перед гонкой, и это неприемлемо, но вы должны уметь стоять на своём, иначе психологически всегда будете слабым. В определённой степени Сенну, этого гения, ведомого эмоциями, в некоторых кругах считали жертвой несправедливого решения FIA в тот день, и я часто чувствовал, что Михаэль Шумахер не мог понять, почему его обличают и освистывают после его сомнительных действий.
Слова Росберга после гонки, по крайней мере, объясняют, почему, отвернув изначально, в итоге фактически повернул в сторону Хэмилтона. Это была мгновенная вспышка гнева, копившегося какое-то время.
Хэмилтон корректно защищал внутренний радиус, и все гонщики знают, что хотя в этом месте асфальт немного неровный и порой грязный, сцепление там всё же достаточно приличное. Это, однако, требует очень точных действий при прохождении шиканы, и Росберг имел полное право атаковать по внешнему радиусу, надеясь на ошибку Хэмилтона на торможении. Мы видели тысячи таких обгонов в этом месте за последние десятилетия, включая позже в этой же гонке в исполнении Валттери Боттаса. Однако Хэмилтон затормозил достаточно поздно, сохранил контроль над машиной и прошёл апекс, оставшись на нормальной гоночной траектории. Путь для Росберга был перекрыт, но он не отреагировал на это – во всяком случае, не отреагировал рационально.
Команды всегда делают несколько запасных носовых обтекателей и размещают их на специальных стойках на пит-лейн, выставляя на антикрыльях те же параметры настроек, что и на машине, и неустанно тренируют процедуру по смене обтекателя. Причина в том, что, как мы нередко наблюдаем, антикрыло довольно легко повредить, ведь когда ты в двух метрах от другого гонщика, ты для него практически невидим.
Действия Росберга гарантировали повреждение его переднего антикрыла, так что если бы Хэмилтон не получил прокол, это был бы гол в свои ворота. Я говорил с представителями Pirelli, и они объяснили, что контакт конца антикрыла с относительно небольшой зоной между протектором и боковиной вращающейся шины создаёт 90% шанс на прокол, тогда как сам протектор и боковина повреждаются гораздо реже. Надо сказать, что это место довольно часто упоминается как причина прокола после удара. Мы видели, как Жюль Бьянки получил такой же прокол на первом круге гонки, а вот у Феттеля после удара от Алонсо на последнем круге прокола не было. Хэмилтону не повезло, а Росбергу повезло, несмотря на собственные действия и ошибки – уже не первый раз в этом году.
Таким образом, после нескольких инцидентов враждебность вышла наружу. Как и в любых отношениях, вы не всегда знаете, что происходит за закрытыми дверями, хотя Хэмилтон вечером решил поделиться своей версией событий. Я не виню его за то, что он пытается сделать последствия для Росберга как можно более болезненными, в надежде получить преимущество в психологической битве, которая будет всё более и более интенсивной вплоть до того момента, пока титул не будет завоёван.
Историю этого противостояния можно проследить до картинга или младших формул, но оно определённо стало гораздо острее после Гран При Малайзии 2013 года, когда Росс Браун вынудил более быстрого Росберга остаться позади Хэмилтона, поскольку у них обоих возникли сложности с топливом и другие проблемы. Но это была борьба за третье место, в то время о титуле можно было только мечтать. Разумеется, события 2014 года, которые происходили в Бахрейне, Испании, Монако и Австрии, ещё больше разожгли этот пожар.
Могла бы команда что-то сделать сейчас, если бы располагала холодным авторитетом Брауна? Да, конечно. Он не обвинял бы Росберга публично ещё до того, как машины финишировали, как сделал Ники Лауда, а сначала выяснил бы все обстоятельства, а затем постарался бы взять ситуацию под контроль. Тото Вольфф был раздражён тем, что его пилоты допустили контакт, и больше думал о заработанных Red Bull и Даниэлем Риккардо очках в чемпионате.
Но я не буду обвинять руководство Mercedes, потому что болельщики Формулы 1 заслуживают того, чтобы видеть сражение между этими пилотами до самого конца, а не командную тактику, как происходило в прошлом в McLaren, Ferrari и Red Bull. Это важно для Формулы 1, и я надеюсь, мы никогда не услышим фраз "тот, кто лидирует в первом повороте, имеет право выиграть гонку" или "нельзя бороться после последнего пит-стопа", однако боюсь, что теперь меня ждёт разочарование.
Я не вижу, как FIA может возобновить расследование событий воскресной гонки, основываясь на интерпретации комментариев, сделанных во время закрытого обсуждения, но посмотрим. Они могут захотеть по крайней мере начать изучать то, что произошло, но учитывая тенденцию последнего времени со смягчением наказаний, тогда они должны были бы расследовать и ещё целую серию инцидентов с мелкими контактами.
Что может сделать Mercedes, чтобы наказать Росберга? Вывернуть из цилиндра одну свечу зажигания, не прикрутить колесо, отстранить его от гонки в Монце? В том-то и дело. Теперь у них будет строгое соглашение по поводу поведения в гонках и протокол, в котором всё будет описано, но это только увеличит напряжённость и недоверие между гонщиками, несмотря на любые красочные пресс-релизы и комментарии, которые мы наверняка увидим.
Росберг упустил возможность разрядить атмосферу в команде и с болельщиками, сказав "Извините", но это могло бы выглядеть проявлением слабости в глазах Хэмилтона. Это Формула 1, а не развлекательные покатушки с приятелем по картингу.
Даниэль Риккардо выиграл гонку, продемонстрировав расчётливый, высококлассный и быстрый пилотаж, вновь став тем, кто подобрал крошки со стола Mercedes. Его напарник Себастьян Феттель смог опередить его хотя бы в квалификации, что доказывает, что он достаточно быстр, но всё ещё хуже работает с шинами, чем добродушный австралиец.
Я не уверен, говорил ли нам на этот раз кто-то из ключевых персон по ходу уик-энда, насколько "плоха" современная Формула 1, так что просто напомню вам об этом, – а то вдруг за всеми волнениями последних гонок вы об этом забыли».