Британский эксперт Джеймс Аллен анализирует ситуацию в Монце, где Нико Росберг дважды допустил ошибку на торможении, уступив в итоге позицию Льюису Хэмилтону...
Джеймс Аллен: «Интернет – отличная среда для коммуникации людей всего мира, но порой она находит обоснования самым нелепым слухам и теориям.
Хороший пример – разговоры о том, что Нико Росберг намеренно допустил ошибку в первом повороте Монцы, чтобы уступить победу Льюису Хэмилтону, компенсировав последствия инцидента, произошедшего двумя неделями раньше в Спа. По этой теории, его действия стали частью плана, разработанного руководством команды – Тото Вольффом, Падди Лоу и Ники Лаудой.
Сам Росберг опроверг любые подозрения. «Почему я должен был намеренно уступать? Для этого нет никаких причин. Только если команда прикажет вам пропустить напарника, вы можете это сделать. Люди говорят об инциденте в Спа, но там я допустил ошибку, за которую принёс извинение. Мы обсудили эту ситуацию внутри команды и оставили её позади. Я не должен был ничего возвращать, а ошибки случаются».
Могли ли в команде действительно принять такое решение? Такое можно представить после событий последних месяцев, когда сначала Хэмилтон отказался пропускать Росберга в Венгрии, что, возможно, стоило Росбергу победы, а потом столкновения в Спа, лишившего команду дубля, и увеличившего преимущество Росберга в личном зачёте на 18 очков.
Теоретически, возможно себе представить договорённость о том, что кто в субботу завоюет поул, тот и получит преимущество в гонке. Поул завоевал Хэмилтон, и с Росберга могли взять слово, что он не будет препятствовать победе напарника. Если это действительно было так, то всё пошло не по сценарию с самого начала – на машине Хэмилтона отказала электроника старта, он откатился на четвёртое место, а Росберг возглавил гонку.
По этому сценарию, когда Хэмилтон отыгрался, вернув себе вторую позицию, и начал прессинговать Росберга, со стороны всё выглядело так, что он ошибся на торможении, и в итоге Льюис вышел вперёд. Но стал бы он действовать именно так, рискуя убить шины или врезаться в барьеры?
Нет, если бы всё это планировалось заранее, то можно было поступить, как, видимо, поступили в Red Bull в Бразилии'11, когда из-за загадочной проблемы с коробкой передач Феттель уступил победу Марку Уэбберу в финальной гонке сезона. Росберг просто неожиданно бы для всех потерял скорость на каком-нибудь секторе, услышав закодированное сообщение команды, вроде «измени настройки» или «режим 5», и всё бы выглядело очень естественно. Никакой гонщик никогда не отдаст победу так, как это произошло на 29-м круге с Росбергом. Это просто не имеет смысла.
Так был ли план?
Только об одном можно утверждать с уверенностью. Что бы ни произошло, какие бы меры в Mercedes не приняли к Росбергу после инцидента в Спа, они ни в коем случае не могли пожертвовать результатом – как в квалификации, так и в гонке – команда настраивалась только на победный дубль. Это бесспорно. Только такую цель в Mercedes будут ставить перед собой, пока не завоюют Кубок конструкторов.
Мы никогда не узнаем, была ли договорённость о том, что Хэмилтон должен выиграть гонку, чтобы стабилизировать ситуацию в команде, но с точки зрения Льюиса семь очков, которые он отыграл у Росберга в Монце, никак не могут компенсировать 18 очков, потерянные им из-за инцидента в Спа. Со своей стороны, Росберг мог бы заявить, что он потерял 13 очков из-за того, что Хэмилтон не пропустил его в Венгрии. А ещё Хэмилтон мог бы вспомнить ошибку Росберга на квалификации в Монако, которая стоила ему семь очков. Считайте сами!
В прошлом команды не раз использовали хитрые планы, но я считаю, что в этом случае Нико просто ошибся в условиях прессинга.
Поворотный момент для Хэмилтона
Как Хэмилтон несколько раз ошибался в этом году, например – во время квалификации в Канаде и Австрии, так и Росберг не всегда выдерживал прессинг. В прошлый раз это произошло в Спа, где он допустил несколько ошибок.
Перед первым поворотом в Монце гонщики тормозят с 350 до 80 км/ч на дистанции в 139 метров примерно за 2.6 секунды. На такой скорости машина проезжает сто метров за секунду, так что если вы опоздаете с торможением хотя бы на десятую, то окажетесь уже на десять метров дальше, чего достаточно для инцидента, который мы видели у Росберга.
Почему он поехал прямо, а не заблокировал колёса? За пять кругов до этого Нико сменил резину, и если бы он заблокировал шины, то не смог бы проехать оставшиеся 24 круга с проплешиной. В итоге пришлось бы провести ещё один пит-стоп, потеряв несколько позиций. Вспомните недавний болезненный опыт Росберга в Спа, где он заблокировал резину на торможении, команде пришлось менять стратегию, а победа в итоге досталась Риккардо.
Это ещё одна причина, по которой, если бы он хотел уступить Хэмилтону победу, то сделал бы это как-то иначе, чем ошибкой в зоне торможения первого поворота.
В субботу я беседовал в моторхоуме Mercedes с Деймоном Хиллом, который сказал, что команда может контролировать ситуацию только до тех пор, пока это устраивает гонщиков, для которых самое главное – их карьера. Шанс выиграть чемпионский титул затмевает для гонщиков всё, в такой ситуации они могут действовать в интересах команды только до тех пор, пока это не мешает их личным интересам.
Подведём итоги. Могли ли в команде разработать план, запретив Росбергу атаковать Хэмилтона? Да, могли.
Стояла ли задача реализовать этот план любой ценой, несмотря на то, что произошло на старте? Маловероятно.
Шесть гонок отделяют Нико Росберга от чемпионского титула. У него было преимущество в 29 очков, сейчас осталось 22. Любой, кто думает, что в такой ситуации гонщик может преднамеренно допустить ошибку в точке самого серьёзного торможения по ходу сезона, уступив ближайшему сопернику не только лидерство, но и психологическое преимущество, не понимает самой сути того, как устроены гонщики».