Мы уже не раз затрагивали тему третьих машин, которые топ-команды должны будут выставить на старт в случае, если число машин, участвующих в гонках, станет меньше двадцати. Но поскольку договорённости, это регламентирующие, носят конфиденциальный характер, эксперты могли только высказывать предположения о том, как такое правило может быть реализовано.
Берни Экклстоун в интервью Daily Mail раскрыл некоторые подробности этих договорённостей. По его словам, командами подписаны контракты, обязывающие их помочь другим участникам чемпионата, если у тех возникнут финансовые проблемы, и предоставить им свои машины.
Также газета пишет, что Marussia F1 в начале октября обратилась в Высокий суд Лондона с официальным запросом о введении внешнего управления. Это подтверждает вчерашние слова Экклстоуна о том, что в Гран При США эта команда участвовать не будет, как и Caterham.
Переговоры о поисках срочных путей спасения ситуации продолжаются, и Экклстоун признал, что какая-либо другая команда может предоставить терпящим бедствие соперникам свою машину. Это правило, хоть и вызывает множество вопросов, тем не менее скреплено формальными соглашениями команд с Экклстоуном, и вступает в силу, если число машин становится меньше двадцати.
«Они предоставят третью машину другой команде, – рассказал глава менеджмента Формулы 1. – Если, к примеру, Sauber не сможет выйти на старт, тогда они могут договориться с ней. В Ferrari могут сказать: “Мы предоставим вам машину и всё, что с ней связано, и мы хотим, чтобы вы разместили на ней рекламу нашего спонсора. У вас есть свои спонсоры, но мы хотим, чтобы вы включили в этот список и нашего, и хотим, чтобы за руль сел наш гонщик”.
И тогда команда не разорится, логично? Например, если в Red Bull решат предоставить свою машину Caterham, это может стать решением проблемы».
Появление такого правила обусловлено конкретной причиной. В контрактах Экклстоуна с организаторами гонок говорится следующее: Формула 1 «будет использовать все разумные меры, чтобы обеспечить, что как минимум 16 машин будут участвовать в соревнованиях».
Если условие не выполняется, это станет нарушением обязательств со стороны Формулы 1, что может повлечь потерю порядка 300 млн. фунтов стерлингов, которые платят организаторы гонок. Порог в 20 машин, оговорённый в контрактах с командами – своего рода гарантия, что количество участников не достигнет критического минимума.
7 октября компания Manor Grand Prix Racing, которая является юридическим лицом, стоящим за командой Marussia F1, направила извещение в Высокий суд Лондона, уведомляя о намерении ввести внешнее управление. Совокупные долги компании достигают 140,6 млн. фунтов стерлингов.
Хотя уже известно, что Marussia и Caterham пропустят американский этап чемпионата, Экклстоун подчеркнул, что это не станет поводом для применения правила третьих машин, поскольку контракт с FOM разрешает командам пропустить две гонки в год.
«Нам не придётся вводить третью машину на этой стадии, поскольку эти команды могут пропустить по две гонки, – пояснил Берни. – Они потеряют какие-то деньги, которые полагались им за эти гонки, но не потеряют своих позиций в чемпионате. Понятия не имею, что станет с Marussia в долгосрочной перспективе. Но было бы лучше, если бы команде не пришлось вводить внешнее управление».
Последняя доступная финансовая отчётность Marussia датирована 2012 годом: судя по документам, команда потратила 32 млн. фунтов на инженерные исследования и разработки – 42% от её общих расходов, составивших 76,1 млн. фунтов. Производственные затраты и расходы на двигатели оцениваются ещё в 23 млн. фунтов. Если исключить все эти затраты, то команда-банкрот может стать прибыльным предприятием, которое станет привлекательным для новых инвесторов и обретёт новую жизнь. Вероятно, именно в этом состоит суть правила третьих машин, о котором рассказал Экклстоун, ведь тогда дополнительные затраты ложатся на топ-команды.