Накануне 17-го этапа сезона британский журналист Джеймс Аллен рассуждает о возможной тактике команд в Остине…
За два предыдущих сезона гонка в Остине стала очень популярной у команд, гонщиков и болельщиков, и сейчас, накануне Гран При США, ситуация в чемпионате относительно сбалансированная. Гонщики Mercedes заработали на двоих 565 очков, обеспечив команде победу в Кубке конструкторов, но преимущество Льюиса Хэмилтона, лидера личного зачёта, перед Нико Росбергом составляет лишь 17 очков.
В Остин приедут только девять команд, поскольку в Caterham и Marussia введено внешнее управление. Это значит, что FIA, скорее всего, поменяет формат квалификации: по итогам 1-й и 2-й сессий из борьбы будут выбывать по четыре машины.
Движение на COTA организовано против часовой стрелки, а круг представляет собой впечатляющую комбинацию характерных черт, вызывающих ассоциации с многими знаменитыми трассами Формулы 1. Например, там больше, чем в Спа, поворотов, которые надо проходить на скоростях, превышающих 250 км/ч, больше, чем на Хунгароринге, участков, где скорости падают ниже 100 км/ч.
В Остине есть один длинный прямой отрезок, заканчивающийся шпилькой. В 2012 году мы видели там 55 обгонов, но лишь 18 – в 2013-м.
В плане стратегии обе предыдущие гонки проходили с единственным пит-стопом, поскольку Pirelli делала консервативный выбор и привозила в Остин два самых жёстких состава – Hard и Medium. Но в этом году командам предложено использовать Soft и Medium.
Особенности трассы
Circuit of the Americas (COTA). 56 кругов по 5513 метров = 309,732 км. 20 поворотов. Аэродинамика настраивается на средний, ближе к высокому, уровень прижимной силы. Средняя скорость – 197 км/ч, максимальная скорость 315 км/ч с открытой DRS и 305 км/ч – с закрытой.
С полностью нажатой педалью газа гонщики проезжают 58% дистанции круга. Износ тормозов – средний, ближе к высокому. 10 зон торможения, в четырёх из них замедление очень интенсивное.
Время, необходимое для проведения пит-стопа – 21-22 секунды.
Расстановка сил
Льюис Хэмилтон выиграл девять гонок в этом году и сейчас лидирует в чемпионате. В 2012-м он уже побеждал на этой трассе. В прошлом году в Остине Себастьян Феттель был первым и в квалификации, и в гонке, но в этом сезоне чётырёхкратный чемпион мира пока ещё не поднимался на верхнюю ступень подиума.
Прогноз погоды
Прогноз погоды на предстоящий уик-энд обещает тёплую погоду с температурами в пределах 24 – 26 градусов.
Шины и другие факторы
Pirelli привезёт в Остин составы Soft (жёлтая маркировка) и Medium (белая маркировка). Такое сочетание по ходу сезона использовалось уже шесть раз.
В двух предыдущих гонках на американской трассе использовались составы Medium и Hard, что позволяло командам ограничиться одним пит-стопом. В этом году шинники остановили свой выбор на Soft и Medium, но это потому, что в 2014-м все составы стали более жёсткими. Число пит-стопов может увеличиться до двух, и в Pirelli придерживаются этого варианта, но не исключена и единственная замена резины.
В предыдущие годы в Остине команды сталкивались с проблемой прогрева резины, поскольку там может быть довольно прохладно, особенно по утрам.
В 2012-м гонщикам в квалификации потребовалось проехать до пяти кругов, чтобы показать хороший результат. Но трассе уже три года, поэтому характеристики асфальтового покрытия стабилизировались, и уровень сцепления должен был повыситься. Длина пит-лейн – порядка 395 м, на проведение пит-стопа требуется около 21 секунды, поэтому особых препятствий для второй остановки в боксах нет.
Пока неясно, какой будет разница в скоростях между шинами двух составов. Она может быть довольно заметной, например, на Сочи Автодроме резина Soft позволяла проходить круги на секунду быстрее, чем Medium, поэтому в первой части гонки никто не спешил проводить пит-стоп и переходить на более жёсткие шины. На других трассах разница в скорости была не столь явной.
Наиболее существенным фактором, влияющим на ресурс резины, должен стать износ внутреннего плеча шины, что связано со скольжением машины при прохождении поворотов.
Число и вероятное время пит-стопов
В предыдущие годы, когда команды использовали в Остине более жёсткие шины, расчёты показывали, что тактика одного пит-стопа позволяет проехать дистанцию на 10 секунд быстрее, чем с двумя остановками в боксах. Один пит-стоп даёт и дополнительное преимущество: он позволит оказаться на более выгодной позиции на заключительном отрезке гонки, тогда как сопернику, который останавливался в боксах два раза, ближе к финишу нужно будет совершить обгон, полагаясь на более свежие шины.
Типичная тактика состоит в том, чтобы стартовать на мягких шинах и примерно на 20-м круге перейти на Medium.
При двух пит-стопах надо стартовать на Soft, затем примерно на 15 круге поставить следующий комплект мягкой резины, а примерно на 37 круге перейти на Medium. Если же износ Soft слишком интенсивный, а более жёсткие шины позволяют ехать достаточно быстро, то можно рассмотреть альтернативный вариант: два первых отрезка на Medium и заключительный – на Soft.
В прошлом мы видели примеры, когда альтернативные варианты тактики оказывались эффективными: в 2012-м году Дженсон Баттон стартовал с 12-й позиции на жёстких шинах, перешёл на Medium на 35-м круге и финишировал пятым.
Вероятность появления автомобиля безопасности
Пока на Circuit of the Americas состоялись только две гонки, и автомобиль безопасности выезжал на трассу лишь один раз, поэтому такая вероятность составляет 50%.
Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com