Бернд Майландер, бессменный водитель автомобиля безопасности FIA, в своей традиционной колонке рассуждает о ситуации перед финальной гонкой сезона...
Бернд Майландер: «Неважно, читаете вы газету или смотрите телевизор, сейчас главная тема – Формула 1 и битва между Льюисом Хэмилтоном и Нико Росбергом. И все эти дни вплоть до окончательного разрешения этого вопроса напряжение будет только возрастать.
Во вторник я в последний раз в этом году собрал большой чемодан и, заехав по пути в Гамбург (у меня была там встреча), вылетел в Абу-Даби. Улететь из холодной европейской зимы в тёплые края – не самый худший вариант. Абу-Даби уже дважды принимал финал чемпионата мира – в 2009 году (было неинтересно) и в 2010-м (было очень интересно). Окончание сезона, двойные очки, аншлаг на трибунах, машины Формулы 1 в свете прожекторов – это, безусловно, главное событие года.
Сложно сказать, кто станет чемпионом. Что говорит за Льюиса? Прежде всего, то, что ему достаточно финишировать "всего лишь" вторым, а дождевая гонка в Абу-Даби маловероятна. Во-вторых, он силён в гонках. Он выиграл их уже десять, а Нико – только пять. В дуэлях на трассе он стабильнее и сильнее. Нико может держать его темп на одном круге, но если сражение продолжается дольше, то ситуация для него осложняется, и на дистанции Льюис быстрее. Именно поэтому он одержал 10 побед, благодаря которым перед финальной гонкой выигрывает 17 очков. С этой точки зрения у Льюиса больше аргументов, чем у Нико.
Что говорит за Нико? Нужно обратить внимание на то, кто на каких шинах в этом году побеждал. Я заметил, что Нико не всегда хорошо справлялся с шинами Medium. Но в Абу-Даби Pirelli привезёт Soft и SuperSoft. Возможно, это аргумент в пользу Росберга.
Его цель ясна, он должен рассчитывать только на победу. Точка. Стратегически Льюис может ехать и на второе место, но это рискованный выбор. В последней гонке сезона редко всё складывается так, как и ожидалось. Поэтому вопрос с титулом всё ещё открыт. Но, конечно, у Льюиса больше шансов благодаря его преимуществу в очках.
В нормальных обстоятельствах две машины Mercedes должны финишировать на первом и втором месте. Я полагаю, что в Абу-Даби они вновь окажутся сильнейшей командой, хотя Клэр Уильямс и говорила, что они очень хотят выиграть Гран При в этом году и постараются победить. Всё же, опередить Mercedes почти невозможно, тем более, что Льюис и Нико будут сражаться за титул. Это сделает их ещё примерно на одну десятую быстрее.
С другой стороны, Формула 1 непредсказуема, в последние годы мы видели это неоднократно. Я помню финал чемпионата 2010 года (кстати, тоже в Абу-Даби), когда все задавались вопросом, кто станет чемпионом – Алонсо или Уэббер. А потом оба застряли за Renault Петрова, а титул достался Себастьяну Феттелю. Или ещё более драматичный финал в 2008 году, когда Масса уже практически был чемпионом, до того момента, как на последних метрах дистанции Льюис не опередил Toyota Тимо Глока.
Примеров того, что может произойти, немало, но доминирование Mercedes в этом году, конечно, подавляющее. И обгонять сегодня легче, чем в 2010-м. И это даже не учитывая того, что Льюис умеет тормозить позже, чем любой другой гонщик в Формуле 1 – он блестящий мастер обгонов.
До сих пор вариант, который в истории Формулы 1 встречался не раз, пока всерьёз не обсуждается. Я думаю (и надеюсь), что в этом и не будет необходимости. Речь идёт о варианте, когда Льюис становится чемпионом мира после того, как врежется в Нико и оба сойдут. Как Сенна и Прост в 1990-м.
Но времена изменились, и сегодня никто не может сказать: "Если мы оба сойдём, то я в любом случае стану чемпионом мира". Я уверен, стюарды сурово наказали бы виновного. Но так или иначе, Льюис – настоящий спортсмен, и он не нуждается в подобных приёмах, потому что по ходу всего года был сильнее.
Независимо от того, кто в итоге победит, я надеюсь, что чашу весов в его пользу склонит не фактор надёжности. В их распоряжении будет последний двигатель, в Абу-Даби жарко, все детали уже на пределе. Также я надеюсь, что победителя определит не система начисления очков. Двойные очки сделали чемпионат мира захватывающим, но действительно ли справедливо со спортивной точки зрения то, что, например, отказ двигателя наказывается дважды? Я думаю, что об этом в будущем нужно подумать.
Меня не будет на большой вечеринке в честь титула в Абу-Даби, так как мой обратный рейс уже в воскресенье вечером. Но 29 ноября Mercedes традиционно отпразднует в Штутгарте окончание сезона мероприятием Stars&Cars, а его я не пропущу. Если вам удастся туда попасть, вы действительно увидите там много звёзд и машин!
А затем начнутся зимние каникулы. Можно будет спать в своей кровати, тренироваться перед сезоном 2015-го года, но даже зимой Формула 1 нас не покинет. Мы пока не знаем, чем обернётся тяжёлое финансовое положение маленьких команд, мы не знаем, что будет делать Фернандо Алонсо. Но самое главное мы узнаем уже в воскресенье вечером: кто станет чемпионом мира 2014 года».