На страницах британского F1 Racing руководитель технического департамента Williams Пэт Симондс рассказал о секретах хорошего старта в Формуле 1…
Пэт Симондс: «Хороший старт – понятие относительное, но инженеры оценивают объективные показатели, например – дистанцию, которую проезжает машина за первые три-четыре секунды. Традиционный «разгон до сотни» более привычен зрителям, но пройденная дистанция имеет более наглядный визуальный эффект.
При хорошем старте мы рассчитываем проехать около 45 метров за первые три секунды, оказаться на второй передаче и контролировать ситуацию с пробуксовкой ведущих колёс. К окончанию четвёртой секунды мы надеемся проехать уже более 80 метров и перейти на четвёртую передачу.
Разгон до 100 км/ч на машинах Формулы 1 занимает около 2.7 секунды, что способны повторить некоторые спортивные машины, но у наших машин иные особенности, с которыми приходится иметь дело, так что этот показатель не столь критичен.
Подготовка к старту гонки начинается за несколько дней до гонки. Постепенно вместе с гонщиком инженеры определяют оптимальную точку срабатывания сцепления, калибруют систему во время свободных заездов – вы часто видите, как гонщики отрабатывают старт на тренировках. Это происходит многократно – и каждый такой старт даёт нам необходимую информацию, позволяющую в итоге настроить всё так, чтобы на стартовом поле всё прошло гладко.
У разных команд разные процедуры, но одна цель – добиться оптимальной работы карбоновых дисков сцепления. На тренировках пробуксовка дисков вызывается искусственно, что позволяет электронике определить момент её возникновения. После анализа всей информации инженер и гонщик находят оптимальное решение для конкретной трассы.
Покинув боксы перед формировочным кругом, гонщик ещё раз имитирует стартовую процедуру, чтобы внести коррективы с учётом количества топлива в баках. На прогревочном круге пилоты прогревают шины до оптимальной температуры для выбранного состава, особенностей асфальта и других условий.
На старте гонщик перед включением первой передачи тянет один из рычагов сцепления на себя, пытаясь удержать второй в точке, соответствующей оптимальному моменту сцепления. После загорания первого сигнала стартового светофора обороты двигателя повышаются примерно до 11 тысяч, а когда загорается последний сигнал – до максимума, потом гонщик отпускает рычаг и работает педалью газа, стараясь не допустить пробуксовки колёс.
Точно соблюдать все эти режимы помогает специальный стартовый режим настроек машины. Рычаги сцепления и педаль газа в Формуле 1 – электронные, сигналы от них поступают в блок управления двигателем ECU, где в этот момент загружена специальная стартовая программа, позволяющая оптимально использовать характеристики двигателя. При этом, кривая характеристик выбрана достаточно плавной, чтобы небольшая ошибка гонщика не имела критического значения. Стартовая программа используется на всём протяжении первого круга, когда нужно точно работать педалью газа, а потом загружается другая программа. Вероятно, стартовая программа привела к развороту Кими Райкконена после пит-стопа в Канаде – такие программы используются и при выезде с пит-лейн.
В FIA запретили инженерам помогать гонщикам перед стартом, вероятно потому, что на стартах стало меньше сюрпризов и неожиданностей, ведь уровень мастерства инженеров в Формуле 1 очень высок. Фактически, изменилось не так много – прежде перед стартом гонщики могли получить информацию об изменении оптимального момента срабатывания сцепления, но это приводило к изменению положения рычага буквально на доли миллиметра, так что произошедшие перемены нельзя назвать масштабными.