В целях экономии в FIA ввели ограничения на доработку машин – команды Формулы 1 должны омологировать машины 2020 года и использовать их в 2021-м. После омологации инженеры смогут модернизировать только аэродинамику и не более двух из 77 разрешённых компонентов.
Значит ли это, что если в 2020-м у кого-то машина окажется неудачной, то и на сезоне 2021 года этой команде придётся поставить крест? Не совсем, возможности для манёвров остаются.
Параграф 22 технического регламента подробно описывает, какие компоненты машины можно дорабатывать после омологации. Там перечислены 77 компонентов в 14 разных областях и прописано, сколько условных баллов будет списано со «счёта» команды, если она решит модернизировать тот или иной компонент.
«Стоимость» компонентов отличается, и доступных каждой команде условных баллов хватит или для модернизации двух небольших элементов машины или одного крупного.
В этом правиле есть исключения. Во-первых, клиентские команды не во всех случаях смогут по своему усмотрению распоряжаться условными баллами. К примеру, если в Ferrari решат потратить свои баллы для модернизации коробки передач образца 2020 года, то и со «счёта» Haas будут списаны эти баллы, поскольку команда тоже будет использовать модернизированную коробку. И никого не волнует, если в Haas эти условные баллы планировали потратить на модернизацию другого компонента.
У этого же правила есть и лазейка, которую используют в Racing Point. В этом сезоне на машинах команды стоят коробки передач и элементы задней подвески от Mercedes 2019 года, и эти компоненты не подпадают под правила омологации. Таким образом, если в 2021-м в Racing Point захотят поставить на свою машину коробку передач и элементы задней подвески Mercedes 2020 года, команда сможет это сделать, не потратив условные баллы, поскольку эти элементы уже омологированы. И только за использование коробки 2021 года будут «списаны» условные баллы.
«Правила настолько сложны, что мы только сейчас начинаем понимать, что нам можно делать в их рамках, а что нет, – говорит технический директор Racing Point Энди Грин. – Огромное количество документов описывает, какие детали машины мы вообще можем дорабатывать в рамках омологации.
Ограничения очень строгие, но те, кто умён и имеет средства, уже сейчас могут развивать машину 2021 года. Например, мы покупаем часть подвески и коробку передач у другого производителя и можем модернизировать эти детали, поскольку отстаём на год».
Другая проблема, которую предстоит решить инженерам – выбрать элементы, которые необходимо модернизировать. По регламенту команды через 14 дней после возобновления работы должны сообщить FIA свой выбор. Фактически – до первого этапа сезона в Австрии. В условиях, когда команды работали с машинами только шесть дней на тестах в Барселоне, есть риск, что в первых гонках проявятся слабые места, о которых инженеры не подозревали, и исправить их почти нереально. Однако и из этого правила есть исключения.
«Если возникнет проблема с надёжностью машины, то с разрешения FIA мы сможем доработать этот компонент, – продолжает Энди Грин. – И это не будет стоить нам условных баллов. При этом мы можем свободно дорабатывать аэродинамику. Условные баллы распространяются на компоненты шасси, коробки передач, подвески, топливной системы, электрики и так далее. Эти ограничения предотвращают серьёзное вмешательство в концепцию машины, но неудачная машина в 2020-м ещё не значит, что она будет такой и в 2021-м. У нас достаточно возможности для манёвра».