В FIA обеспокоены проблемами, возникающими из-за слишком низкого дорожного просвета машин Формулы 1 этого поколения, и в будущем рассчитывают ввести стандартные контрольные планки, которые крепятся к днищу.
Льюис Хэмилтон и Шарль Леклер из-за повышенного износа этой планки на машинах Mercedes и Ferrari соответственно были дисквалифицированы после Гран При США.
В обоих случаях износ планки превысил норму, определённую техническим регламентом, хотя в тот уик-энд были и дополнительные факторы, на это повлиявшие: поскольку в субботу проходил спринт, то машины были помещены в закрытый парк ещё в пятницу, т.е. раньше, чем обычно, и команды уже не могли корректировать настройки, при том что техасская трасса известна своими кочками.
Уже тогда FIA подвергли критике за выборочный подход к технической инспекции машин, а Хэмилтон даже намекал, что машины других команд тоже могли не соответствовать регламенту, однако не были подвергнуты проверке.
Не факт, что подозрения семикратного чемпиона мира имели основания, поскольку технические эксперты федерации имеют доступ ко всем данным телеметрии, поступающим с машин, на которых в том числе установлены специальные датчики, фиксирующие степень вертикальной раскачки шасси и контакты днища с поверхностью трассы. Суть в том, что у FIA есть возможность достаточно точно определить, на каких машинах величина дорожного просвета установлена такая, что это может вызвать повышенный износ контрольной планки.
Впрочем, все понимают, что команды действительно могут прибегать к тем или иным ухищрениям в попытке добиться дополнительного преимущества, и в автоспорте это стандартная практика. Порой они переходят допустимые пределы, если считают, что риск быть пойманными не так уж велик.
Но появляется вероятность проблем другого рода: если дорожный просвет слишком мал, то машина, задев днищем неровность трассы, может дестабилизироваться, и всё закончится аварией, как это было с McLaren Ландо Норриса в Лас-Вегасе.
«Если рассуждать в целом, то мы должны гарантировать, что на трассах нет каких-то особенностей, которые могут вызывать подобные последствия, – подчеркнул Николас Томбасис, директор FIA по гонкам на одноместных машинах. – Грань, отделяющая ситуацию, когда ответственность может лежать на хозяевах трассы, которые обязаны разбираться с определёнными особенностями покрытия, от ситуаций, когда команды должны просто поднять свои машины повыше, весьма тонка.
Разумеется, мы работаем с трассами и стараемся добиться улучшения определённых участков. Но, может быть, и дорожный просвет машин слишком мал?
Да, мы бы предпочли, чтобы он был немного выше, однако характеристики, свойственные машинам, в которых применяется граунд-эффект, таковы, что они работают более эффективно при низком клиренсе. Не думаю, что эту особенность можно легко обойти».
Возникает вопрос, почему бы FIA не ввести определённые, более жёсткие стандарты в этой области, и тогда всё, что будет связано с контрольной планкой и дорожным просветом, на всех машинах будет одинаковым, что сразу снимет многие вопросы. Ведь есть же немало других областей шасси, где технический регламент задаёт весьма строгие параметры.
«Мы пытались ввести стандартные контрольные планки, – пояснил Томбасис. – Но тут надо понимать, что иногда мы хотим что-то предпринять, однако затем необходимо это провести через всю установленную процедуру, и команды должны за это предложение проголосовать.
Иногда мы не получаем достаточной поддержки. Поэтому рассчитываем, что к 2026 году мы существенно упростим эту область шасси, которую нам не удалось упростить так, как бы нам хотелось, когда обсуждался действующий технический регламент».