Доступ к радиопереговорам между командой и гонщиками помогает понять суть гонки, заглянуть за кулисы, и как же жаль, что болельщики Формулы 1 лишены этого удовольствия. Нет, по воле Экклстоуна отдельные реплики из эфира попадают в телевизионную трансляцию, но это лишь крохи, лишь то, что позволяют команды, ведь большая часть переговоров засекречена.
У Renault несколько другая политика - они дают доступ к переговорам для гостей команды. В Нюрбургринге такую возможность получил журналист британского F1Racing, и эта гонка стала одной из самых сложных и непредсказуемых в сезоне...
В ролях
Стив Нильсен - менеджер команды
Пэт Симондс - технический директор
Алан Пермейн - главный гоночный инженер
Дейв Гринвуд - гоночный инженер Физикеллы
Рикардо Пентеадо - моторист Физикеллы
Джанкарло Физикелла - гонщик
Адам Картер - гоночный инженер Ковалайнена
Инаки Руэда - контрольный инженер Ковалайнена
Реми Таффен - моторист Ковалайнена
Хейкки Ковалайнен - гонщик
13:31
Дейв Гринвуд: Хорошо, Грэг (Бейкер, главный механик машины Физикеллы), начинаем. Парни в боксах, Физи один раз проедет через пит-лейн.
Адам Картер: Хорошо Дейв, начинаем.
13:32 Команда занимает свои места в боксах, из которых выехали машины. Я устраиваюсь позади, за экранами телеметрии, на которых шесть инженеров Renault наблюдают за всевозможными параметрами и графиками.
13:33 Физикелла едет по пит-лейн
Дейв Гринвуд (Физикелле): Хорошо, Физи, будь осторожен, прогревая резину. На выезде с пит-лейн отрабатываем старт.
13:33
Адам Картер (Ковалайнену): Проверка радиосвязи.
13:37
Дейв Гринвуд (Физикелле): Физи, помни о нейтральной передаче на стартовом поле. Нейтраль, затем Р1 и Р0.
Джанкарло Физикелла: Хорошо. Радио сегодня работает слишком громко, давайте сделаем потише.
Дейв Гринвуд (Физикелле): Мы позаботимся об этом на на стартовом поле.
13:41 Шины греются в термочехлах, на телеэкране с трансляцией Квентин Тарантино позирует фотографам с Марком Уэббером. Хейкки идет через боксы, видимо в туалет.
13:44
Реми Таффен: Мы можем завести машину Хейкки?
Инаки Руэда: Адам, заводи, по моей команде.
13:45 Хейкки возвращается, говорит со Стивом Нильсоном. На телеэкранах появляется сообщение о закрытии пит-лейн.
13:50 На телеэкранах еще одно сообщение: дождь ожидается в ближайшие шесть минут.
Стив Нильсен: Десять минут до старта, десять минут. Хочу напомнить, мы должны поставить резину за три минуты до старта и можем ее заменить только, если старт отложен.
13:56 Машина безопасности выезжает с пит-лейн
13:59 На телеэкранах очередная новость: дождь ожидается в ближайшие три минуты. На трибунах надевают плащи и раскрывают зонтики. Слышен звук запускаемых двигателей.
14:00 Машины начинают формировочный круг
Адам Картер (Ковалайнену): Греем тормоза, греем тормоза.
Хейкки Ковалайнен: Кажется начался дождь, я в пятом-шестом поворотах, немного капает.
Джанкарло Физикелла: Да, небольшой дождь.
Дейв Гринвуд (Физикелле): Хорошо Физи, я принял. В каких поворотах?
Джанкарло Физикелла: В третьем и четвертом, дождь усиливается. (Джанкарло в нескольких сотнях метрах от Хейкки).
14:01
Адам Картер (Ковалайнену): Помните о режимах на старте.
14:02
Пэт Симондс: Внимание всем, в первые десять минут я хочу максимальную тишину и внимание в эфире, никаких лишних сообщений.
Стив Нильсен: Парни в боксах, вы должны быть готовы в любую минуту, на первых кругах может пойти дождь.
Адам Картер (Ковалайнену): Прогреваем резину, прогреваем резину.
Хейкки Ковалайнен: Небольшой дождь еще идет.
Адам Картер (Ковалайнену): Понял.
Дейв Гринвуд (Физикелле): Хорошо, Физи, прогревай резину.
14:03 Старт гонки, в боксах слышны аплодисменты - Джанкарло и Ковалайнен избегают стартовой толчеи, в которой сталкиваются гонщики BMW Sauber. Но дождь начался - он вовсю поливает боксы, и я понимаю, что ситуация изменилась раньше, чем это становится очевидно по телетрансляции. На пит-уолл инженеры что-то активно обсуждают.
14:04
Хейкки Ковалайнен: На прямой очень сильный дождь.
Хейкки Ковалайнен: [через 20 секунд] Очень сильный дождь.
Дейв Гринвуд (Физикелле): Физи, проверь режим трекшн-контроля.
Адам Картер (Ковалайнену): Парень, решай с резиной.
Дейв Гринвуд (Физикелле): Физи, определись с резиной.
14:05
Хейкки Ковалайнен: Здесь мокро, слишком мокро.
Джанкарло Физикелла: (из-за шума слова гонщика не слышны)
Дейв Гринвуд (Физикелле): Пожалуйста повтори. Подтверди, если едешь в боксы.
Адам Картер (к боксам): Топливо, шины, регулировка переднего антикрыла.
На телеэкране группа гонщиков плывет по трассе в последнем повороте, Райкконен скользит по сепаратору между трассой и заездом на пит-лейн и не попадает в боксы. Хейкки заезжает на обслуживание, Физи остается на трассе, но вылетает на гравийную полосу безопасности. Все вращают головой, кроме мотористов, которые сосредоточенно смотрят на телеметрию.
14:07 Механики обслуживают машину Хейкки, по радио слышен голос Джанкарло...
Джанкарло Физикелла: Я заезжаю.
Дейв Гринвуд (Физикелле): Да, Джанкарло, как можно быстрее.
14:08 Судя по телевизионной картинке, машины вылетают практически во всех поворотах.
Хейкки Ковалайнен: Невероятный дождь, даже на этой резине машина совершенно не держится, аквапланирование почти на всей дистанции.
14:09
Адам Картер (Ковалайнену): На трассе машина безопасности, на трассе машина безопасности.
Дейв Гринвуд (Физикелле): Физи, будь очень, очень осторожен.
Дейв Гринвуд (Физикелле): Внимание, машина безопасности, смесь 13.
Адам Картер (Ковалайнену): Машина безопасности выехала, просто удержите машину на трассе.
Хейкки Ковалайнен: Принято.
14:10 Позади лишь три круга. В первом повороте вылетели Баттон, Хэмилтон, Сутил и Спид. Лиуцци вылетает там же, едва не ударившись об эвакуатор, который вытаскивает из гравия машину Хэмилтона. Поток воды на траектории.
Адам Картер (Ковалайнену): Все вылетают в первом повороте, будьте осторожны. Вылеты, несмотря на машину безопасности.
Дейв Гринвуд (Физикелле): Предупреждаю, в первом повороте очень много воды на трассе.
Джанкарло Физикелла: Я знаю, здесь действительно непросто.
14:12
Адам Картер (Ковалайнену): Нужно сохранить двигатель, прибавь обороты там, где это возможно.
14:13
Стив Нильсен: Все, гонка остановлена.
Адам Картер (Ковалайнену): Красный флаг, не заезжай в боксы, следуй правилам красного флага.
14:14
Стив Нильсен: Парни в боксах, на трассу, как будто у нас нормальный старт. Подъемники, весь комплект оборудования, все типы шин на стартовое поле.
Стив Нильсен: Все, можно идти на трассу, возьмите все необходимое оборудование.
14:15
Стив Нильсен: До рестарта, по крайней мере 10 минут. Конкретное время еще не определено, но десять минут у нас точно есть.
Пэт Симондс: Я останусь на пит-уолл. Еще раз хочу попросить, давайте сведем ненужный радиообмен к минимуму и успокоимся.
14:16
Стив Нильсен: Адам и Дейв, на рестарте убедитесь, что гонщики понимают - они поедут за машиной безопасности и смогут бороться лишь тогда, когда она покинет трассу.
14:19 Вышло солнце, но...
Стив Нильсен: Я говорил с FIA, за 10 минут до рестарта мы получим уведомление. Никаких признаков скорого продолжения гонки пока нет, они ждут еще более серьезного дождя и сейчас анализируют ситуацию. Как разберутся, будет объявлен рестарт, но повторюсь - до этого еще, по крайней мере, 10 минут. Правила работают, мы должны поставить резину за три минуты до старта, я буду вести обратный отсчет привычным образом.
14:23
Стив Нильсен: Есть новости, рестарт будет объявлен в 14:35, через одиннадцать с половиной минут. Рестарт будет за машиной безопасности.
Реми Таффен: Адам, мы можем завести машину Хейкки?
Рикардо Пентеадо: Мы можем завести пятую машину?
14:25
Адам Картер: Стив, вы можете подтвердить, какая машина должна стоять позади Хейкки, а какая впереди него?
Стив Нильсен: Адам, перед вами, на пятой позиции, должен стоять Култхард, за вами, на седьмой - Райкконен.
Адам Картер: Понял.
Дейв Гринвуд (Физикелле): Джанкарло, ты позади Вурца и Баррикелло. На рестарте ты должен быть позади Баррикелло.
Джанкарло Физикелла: Баррикелло сейчас девятый?
Дейв Гринвуд (Физикелле): Да, Баррикелло - девятый.
14:28
Стив Нильсен: Семь минут, и все начнется, меньше семи минут до старта.
14:30
Стив Нильсен: Пять минут до старта, через две минуты мы должны закончить с резиной.
14:31
Пэт Симондс: Тот же самый тип шин на обоих машинах.
14:32
Дейв Гринвуд (Физикелле): Вынимаем вентилятор из машины Физи.
Адам Картер (Ковалайнену): Хорошо, парень, помни про тормоза.
Стив Нильсен ведет обратный отсчет: две минуты, 90 секунд, 60, 30, 15...
14:35
Алан Пермэйн: Ральф на шинах для сильного дождя, большинство на дождевых.
14:36
Стив Нильсен: Парни из боксов, пора на исходную, так быстро, как вы умеете. Рестарт, как только выйдет машина безопасности.
Алан Пермэйн: Поправка - на резине для сильного дождя не Ральф, а Трулли и Хайдфельд.
14:38
Адам Картер (Ковалайнену): Следи за потоком брызг от соперника, перед рестартом нужно нажать газ до упора, чтобы выбросить воду из системы охлаждения.
14:39
Дейв Гринвуд (Физикелле): Рассказывай нам о том, как ведет себя резина.
14:40
Дейв Гринвуд (Физикелле): Хэмилтону разрешают обогнать пелетон потому, что он проигрывает круг.
14:41
Адам Картер (Ковалайнену): Состояние трассы?
Хейкки Ковалайнен: Повороты 5/6/7 и 8/9/10/11 быстро подсыхают, в четырех первых поворотах все еще очень влажно. Шикана тоже подсыхает, пока трасса не готова к сухим шинам.
14:42
Адам Картер (Ковалайнену): Машина безопасности уйдет на этом круге.
Дейв Гринвуд (Физикелле): Физи, что ты думаешь о сухих шинах?
Джанкарло Физикелла: Рано.
Дейв Гринвуд (Физикелле): Хорошо, машина безопасности уйдет на этом круге, включи смесь 5.
На телеэкране появляется прогноз - дождя не будет в ближайшие полчаса. Хэмилтону ставят сухую резину. На рестарте Хейкки избегает контакта с двумя Red Bull, которые сражаются друг с другом, во главе гонки Алонсо и Масса обгоняют Spyker Маркуса Винкельхока.
14:45
Дейв Гринвуд (Физикелле): Джанкарло, если трасса будет подсыхать, переключи трекшн-контроль.
14:46 В боксах аплодисменты - Физикелла обходит Баррикелло по внешнему радиусу в шикане, Хейкки парирует атаку Райкконена. В эфире - тишина.
14:50
Хейкки Ковалайнен: Эти шины быстро гранулируются, думаю, что пора остановиться.
Адам Картер (Ковалайнену): Принял.
Джанкарло Физикелла: Пришло время сменить резину.
11-й круг. Райкконен на пит-стопе, а Хэмилтон, которые едет на сухих шинах, показывает время, сопоставимое с лидерами - определенно пора менять резину.
14:51
Адам Картер (Ковалайнену): Хорошо, пит-стоп на этом круге
Адам Картер (к боксам): Только резина и регулировка переднего антикрыла для этих шин.
Дейв Гринвуд (Физикелле): Пора, Джанкарло, заезжай.
14:52
Дейв Гринвуд (Физикелле): Это - двойной пит-стоп, Физи, двойной пит-стоп.
Хейкки и Джанкарло на обслуживании, в тот же момент заезжает Алонсо. Хэмилтон проезжает круг на три секунды быстрее, чем любой гонщик на дождевой резине.
Дейв Гринвуд (Физикелле): Помни о трекшн-контроле, регулятор оборотов в позицию 6, и будь осторожен.
14:56
Адам Картер (Ковалайнену): Желтые флаги в десятом повороте, желтые флаги в десятом повороте (из-за вылета Винкельхока). Ситуация выглядит неплохо, продолжай атаковать.
14:57
Адам Картер (Ковалайнену): Добавь, мы можем пройти Вурца.
14:58
Адам Картер (Ковалайнену): Добавь парень, он ломает нам всю гонку, обгони его.
Через двадцать секунд на телеэкране загорается надпись "Team Radio" и эта фраза попадает в трансляцию. Режиссер включает камеру на машине Вурца, которая показывает приближающуюся машину Хейкки.
15:00
Дейв Гринвуд (Физикелле): Чистая трасса, впереди чистая трасса.
15:01
Адам Картер (Ковалайнену): Давай парень, мы обязаны обогнать Алекса.
15:03 Аплодисменты в боксах, Хейкки обгоняет Вурца в первом повороте, поднимаясь на пятое место.
Адам Картер (Ковалайнену): Хорошая работа, теперь очередь Уэббера!
Дейв Гринвуд (Физикелле): Атакуй Хайдфельда, он может совершить ошибку.
15:04 В боксах вздох, Ник Хайдфельд и Ральф Шумахер сталкиваются в последнем повороте...
Адам Картер (Ковалайнену): Желтые флаги в 15-м повороте.
15:06
Хейкки "На хвосте" у Уэббера, Джанкарло - десятый, позади группы из Култхарда-Хайдфельда-Кубицы.
15:07 Адам говорит о смене давления в шинах, следующим будет комплект сухих шин.
15:09
Адам Картер (Ковалайнену): Хейкки, у нас три круга, чтобы пройти Уэббера, иначе после остановки ты снова упрешься в Вурца.
Режиссер трансляции переключается на борьбу Ковалайнена с Уэббером.
15:10
Адам Картер (Ковалайнену): Баланс, пожалуйста, баланс.
Хейкки Ковалайнен: Все хорошо, немного добавим атаки заднего антикрыла.
15:13
Дейв Гринвуд (Физикелле): Как - баланс, Джанкарло, как - баланс?
Джанкарло Физикелла: Только недостаточная поворачиваемость
Дейв Гринвуд (Физикелле): Хорошо, принял.
15:16
Адам Картер (к боксам): Через 30 секунд пит-стоп у Хейкки, топливо и шины, только топливо и шины.
15:17
Ковалайнен возвращается из боксов десятым, позади Физикеллы.
Адам Картер (Ковалайнену): Эти шины в хорошем состоянии, используй их.
Судя по всему, на пит-уолл обсуждают, как изменить стратегию Физикеллы, чтобы обойти группу из Култхарда-Хайдфельда-Кубицы.
15:21
Дейв Гринвуд (к боксам): Пит-стоп у Джанкарло, топливо и шины.
Дейв Гринвуд (Физикелле): Физи, тебя заправили до финиша, тебя заправили до финиша.
15:27
Адам Картер (Ковалайнену): Давление масла, давление масла. Чтобы справиться, нужно прибавить.
15:30
Дейв Гринвуд (Физикелле): Масса позади, синие флаги, пропусти его.
15:32 Сороковой круг. Вурц и Хайдфельд в боксах. Хейкки уступал Хайдфельду 6.7 сек, теперь он седьмой, но Вурц опережает Ковалайнена на выезде из боксов. На следующем круге пит-стоп у Кубицы, Вурц и Хейкки - пятый и шестой. Физикелла - девятый, "на хвосте" у Хайдфельда.
15:38
Адам Картер (Ковалайнену): Давление масла.
15:43 Ехавший третьим Култхард после пит-стопа возвращается позади Хейкки и перед Кубицей. Ковалайнен - пятый, но ему предстоит еще один пит-стоп.
Адам Картер (Ковалайнену): Баланс, пожалуйста, баланс.
Хейкки Ковалайнен: Все хорошо, все хорошо.
15:47
Дейв Гринвуд (Физикелле): Обломки на трассе, в первом повороте.
15:49 На телеэкране камера поднимается от трассы к небесам, фокусируясь на черной туче, тут же появляется надпись: Дождь через семь минут. Инженеры на пит-уолл встают перед выбором - Хейкки должен заехать на пит-стоп, но велика вероятность того, что заезжать придется еще раз, чтобы сменить сухую резину на дождевую. Можно сразу поставить дождевую и надеяться, что она не сотрется о сухой асфальт, пока не начнется дождь.
Адам Картер: Следующим набором шины для Хейкки будет R4 (сухие шины).
15:50 На телеэкране болельщики, одевающие плащи и раскрывающие зонтики...
Адам Картер (Ковалайнену): На пит-стопе мы поставим W2 (дождевая резина).
15:51
Адам Картер (Ковалайнену): Хейкки, пит-стоп на этом круге. Топливо, шины и регулировка переднего антикрыла.
15:52
Адам Картер (Ковалайнену): Помни о белой линии. Парень, мы здорово рискуем с резиной, но иначе не заработаем очков. Мы ждем дождь.
Хейкки Ковалайнен: Мне нужно беречь резину?
Адам Картер (Ковалайнену): Да, береги резину на сухой трассе, дождь на подходе.
15:53
Хейкки Ковалайнен: Дождя пока нет.
Адам Картер (Ковалайнену): Я вижу, береги резину.
Хейкки Ковалайнен: Да, кажется начинается дождь.
Адам Картер (Ковалайнену): Хорошо, береги резину и не забывай о трекшн-контроле.
15:55
Адам Картер (Ковалайнену): Дождь на всей трассе.
15:56
Дейв Гринвуд (Физикелле): Как дела? Не пора поставить дождевую резину?
Джанкарло Физикелла: Да, самое время.
Дейв Гринвуд (Физикелле): Пит-стоп на этом круге.
15:59
Два комплекта сухих шин, в термочехлах, возвращаются в боксы.
16:06
Ковалайнен и Физикелла на девятой и десятой позиции, позади Хэмилтона, но Льюис отправляется в боксы и Хейкки попадает в призовую восьмерку. Хэмилтон догоняет, до финиша шесть кругов, а механики в боксах следят за борьбой между Алонсо и Массой.
Дейв Гринвуд (Физикелле): Нужно удержать Хэмилтона позади, на двух последних кругах придется обороняться.
16:07
Адам Картер (Ковалайнену): Внимательно, будь готов обороняться против Хэмилтона.
16:07 Последний круг. Джанкарло сдерживал атаки Хэмилтона, но McLaren оказался быстрее...
Адам Картер (Ковалайнену): Хэмилтон обогнал Физи.
Алонсо пересекает финишную черту, Хейкки - восьмой. Слышен вздох разочарования - эта команда привыкла выигрывать гонки.
Адам Картер (Ковалайнену): Так, 8000 оборотов. Отличная работа. Алонсо - первый, за ним Масса, Уэббер, Вурц, Култхард, Хайдфельд, Кубица. Ты - восьмой. Возвращаясь в боксы, помни об ограничителе скорости.
Дейв Гринвуд (Физикелле): Хорошо, Физи, трудная гонка. Алонсо, Масса, Уэббер, Вурц, Култхард, Хайдфельд, Кубица, Ковалайнен, Хэмилтон и ты.
Послесловие
Как много же теряют болельщики Формулы 1 от того, что большинство команд предпочитают держать переговоры с гонщиками в тайне. Второй по популярности гоночный чемпионат, NASCAR - полная противоположность, там радиообмен - часть шоу. На любой трибуне вы можете, заплатив минимальную сумму, взять приемник, наушники, настроиться на канал одной из команд и никогда не услышать: "Хейкки, поставь ручку трекшн-контроля в четвертую позицию" - там ее просто нет...