Сэм Майкл о новой Williams FW33

Рубенс Баррикелло за рулем Williams FW33 на тестах в Валенсии

Технический регламент на 2011-й год, утвержденный Всемирным советом FIA по автоспорту только прошлым летом, заставил конструкторов и инженеров Williams F1 по-новому подойти к разработке машины, получившей индекс FW33.

Воздуховоды и двойные диффузоры были запрещены, поэтому специалистам по аэродинамике пришлось искать другие решения, чтобы компенсировать потери прижимной силы. Особого внимания требовала интеграция системы KERS в компоновку машины, а также приход в Формулу 1 нового поставщика резины, которым стала итальянская компания Pirelli.

Первые аэродинамические исследования, связанные с FW33, начались еще в декабре 2009-го, а механическими аспектами команда занялась в марте прошлого года. Основные компоновочные решения были окончательно найдены в июне, уже после опубликования текста технического регламента, в сентябре начались стендовые испытания коробки передач. Первая версия аэродинамического обвеса была готова к концу осени, после чего стартовал процесс ее модернизации: доработанная версия аэрооснастки будет представлена на первом Гран При сезона в Бахрейне.

Коробка передач

Семиступенчатая коробка передач – самая компактная КПП, когда-либо созданная Williams F1 и предназначенная для работы с новой задней подвеской, основанной на использовании тяг.

«В этом году коробки передач должны выдерживать не четыре, а пять гонок, – комментирует технический директор Сэм Майкл. – Поэтому огромное значение имеет фактор надежности. Но я не ожидаю проблем, поскольку корпус новой КПП имеет те же характеристики жесткости, что и у предыдущей, а технический регламент заставляет нас избирать консервативный путь при разработке узлов и агрегатов. В последние сезоны ширина шестерен увеличилась до 12 мм, тогда как раньше они были 8-9 мм».

Запрет двойных диффузоров

Williams F1 была одной из трех команд, которые ввели двойные диффузоры в начале 2009-го года, однако теперь подобные системы оказались под запретом.

«Запрет двойных диффузоров повлечет серьезные последствия, – говорит Майкл. – Сейчас не просто не допускаются какие бы то ни было отверстия между контрольной планкой и боковыми секциями днища: все его секции, как поперечные, так и продольные, должны быть сплошными. Рамки, в пределах которых можно разрабатывать диффузор, стали узкими, поэтому мы обратили внимание на центральную, заднюю и переднюю часть днища, а также на области по бокам днища и на небольшую область в районе колес, на которые не распространялись ограничения.

После запрета двойных диффузоров конкуренция должна стать еще острее. Возможно, это произойдет с самого старта тестов, но даже если этого не случится, и на первой или второй сессии кто-то из соперников представит некую интересную новинку, ее будет несложно скопировать и применить в своей машине, потому что она не должна повлиять на структурные элементы машины, такие, как КПП».

KERS

В 2010-м в Формулу 1 возвращаются системы рекуперации кинетической энергии (KERS): энергия аккумулируется в батарее, и благодаря KERS гонщик может использовать до 60 кВт, которые позволяют увеличить ускорение машины.

«С тех пор, как KERS применялась в Формуле 1 в предыдущий раз, правила изменились, – поясняет Сэм Майкл. – Дозаправки запрещены, поэтому компоновка шасси теперь иная. KERS, разработанная силами Williams F1, размещена внутри монокока под топливным баком, поскольку из соображений аэродинамики мы не хотели использовать область боковых понтонов.

Машина стала длиннее, чем была в прошлом году, но плюсы этого решения перевешивают недостатки. Если вы укладываетесь в весовой лимит, у KERS нет негативных сторон: она дает 0,3 сек на круге и позволяет лучше стартовать».

Подвижное заднее крыло

Немало разногласий вызывает введение в 2011-м году подвижного заднего крыла. Передний край его верхнего элемента должен подниматься, увеличивая щель между плоскостями до 50 мм: лобовое сопротивление при этом должно снижаться, а скорость машины, предположительно, вырастет на 15 км/час. Новшество нацелено на облегчение обгонов, однако не все убеждены в его эффективности.

«Не думаю, что преимущество, которое может дать заднее крыло, существенно облегчит обгоны, поскольку снижение лобового сопротивления будет недостаточно большим, – считает Майкл. – Применять систему можно только в тот момент, когда интервал до впереди едущей машины сократился до одной секунды, но не факт, что это произойдет, пока вы не преодолеете половину прямого отрезка, в зависимости от того, как FIA определит точку активации крыла. На то, чтобы все отработать, уйдет несколько гонок.

Это еще один фактор, о котором придется думать гонщикам. У нашей системы гидравлический привод, и активизируется она нажатием кнопки на рулевом колесе. Правила требуют, чтобы у крыла не было промежуточного положения: оно или поднято, или опущено».

Шины Pirelli

После 14 лет участия в чемпионате мира, компания Bridgesone рассталась с Формулой 1 в конце 2010-го. Новым официальным поставщиком чемпионата стала Pirelli. Размеры шин остались прежними, но их характеристики заметно изменились.

«Ноябрьские шинные тесты в Абу-Даби оказались очень полезными, – уверен технический директор Wiliams. – Изменилась аэродинамика: речь о незначительных деталях, которые в сумме выливаются в то, что зона турбулентности позади шины стала иной. Износ и деформация шин Pirelli тоже идет не так, как в случае с Bridgestone…»

Развесовка

Минимальный вес машины увеличен с 620 до 640 кг: это связано с введением KERS, появлением дополнительных панелей вдоль боковин шасси, защищающих ноги гонщика, и удвоением числа кабелей, удерживающих колеса при авариях.

Развесовка шасси фиксированная: 46% веса машины должно приходиться на переднюю ось, плюс-минус 0,5%. Это более жесткая норма, чем была принята раньше, однако Сэм Майкл не уверен, что она повлечет заметные изменения: «Распределение веса почти такое же, как это было во времена Bridgestone. Оно не слишком повлияло на конструкцию FW33. Однако дополнительный вес заставил повысить эффективность охлаждения тормозов. Машина будет развивать более высокие максимальные скорости благодаря KERS и подвижному крылу, а в медленных поворотах на ее поведении будет сказываться увеличение массы, так что нагрузка на тормоза возрастет».

Текст: . Источник: пресс-служба Williams F1
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё