Британский журналист Марк Хьюз рассказал о некоторых важных особенностях компоновки силовой установки Mercedes, которые позволили заводской команде штутгартского концерна получить преимущество над соперниками в 2014 году.
Секрет преимущества Mercedes в Формуле 1 времён новой турбоэры отчасти связан с изобретательным подходом к размещению таких частей силовой установки, точнее, двигателя внутреннего сгорания, как турбина и воздушный компрессор: они расположены на разных концах блока цилиндров.
На первый взгляд, схема простая, но её техническая реализация крайне сложна, зато позволяет добиться отменной эффективности. Говорят, в Mercedes её держали в секрете более двух лет.
В стремлении добиться эффективной аэродинамики W05 команда Mercedes AMG оказывала значительное влияние на ход разработки силовой установки, созданием которой занималось моторостроительное подразделение в Бриксуорте.
По информации Марка Хьюза, принципиальная инновация, позволившая сконструировать такую силовую установку, заключается именно в том, что компрессор расположен на одном конце двигателя, а турбина – на другом, и их соединяет длинный вал, который проходит между рядами цилиндров V-образного блока.
Подобная компоновка позволила добиться преимущества в ряде важнейших областей, в конечном итоге влияющих на общую эффективность машины. В частности, для уменьшения так называемой «турбоямы», когда гонщик сбрасывает газ, необходимо поддерживать определённую скорость вращения турбины, и в случае с силовыми установками Mercedes на это расходуется меньше энергии системы ERS. Таким образом, больше энергии остаётся непосредственно для достижения максимально возможных скоростей, и при этом расходуется меньше топлива.
Клиентские команды, которые используют силовые установки Mercedes, тоже ощущают это преимущество. Но, поскольку McLaren, Williams и Force India получили в своё распоряжение двигатели относительно недавно, у них было меньше времени, чтобы добиться оптимальной компоновки своих шасси и интеграции их с силовыми агрегатами.
Однако Mercedes AMG могла в полной мере воспользоваться своим привилегированным положением заводской команды.
Поскольку компрессор расположен довольно далеко от турбины, которая вращается за счёт энергии раскалённых выхлопных газов, создатели W05 уменьшили промежуточный охладитель (интеркулер), а это в свою очередь позволило уменьшить размеры боковых понтонов и повысить аэродинамическую эффективность машины.
Более того, поскольку компрессор находится перед двигателем, в Mercedes также сместили вперед коробку передач, за счёт чего удалось добиться оптимального расположения центра тяжести, а это позитивно влияет на управляемость.
Как подчёркивает Хьюз, хотя конкуренты Mercedes уже узнали секрет лидеров чемпионата, они мало что могут предпринять, поскольку двигатели 2014 года уже омологированы FIA и с конца февраля действует мораторий на их доработку.