Всего неделю спустя после гонки в Малайзии, пилоты вновь выйдут на старт. В Бахрейне пройдет десятый по счету Гран При. Трасса Сахир дебютировала в календаре в 2004 году, но в 2011-м этап был отменен из-за волнений в стране. Тем не менее, затем Формула 1 все же вернулась в Бахрейн, и теперь организаторы готовы отметить круглую дату. Десятая гонка на Сахире пройдет при искусственном освещении.
Еще месяц назад команды проводили на трассе в Бахрейне тесты, но практически у всех есть свежие наработки, так что в этот уик-энд мы должны получить ответы на все оставшиеся вопросы о расстановке сил.
Джеймс Аллен вспоминает Гран При Бахрейна 2012 года
Когда мы говорим о Гран При Бахрейна, есть две главные темы. Одна – это спорт, история Формулы 1 на трассе Сахир. Другая – политическая ситуация в стране и связанные с этим сложности.
Гораздо приятнее говорить о спорте. Лично мне всегда нравился Гран При Бахрейна. На мой взгляд, организаторы гонки быстро поняли, как функционирует Формула 1, что именно ей нужно. Уже в первые годы они собрали все факторы воедино, с самого старта всё здесь работало идеально. Единственная небольшая ошибка – это новая секция трассы, которую они сделали для гонки 2010 года. Впрочем, поняв, что идея была не слишком удачной, от неё быстро отказались, и правильно сделали.
Мы видели в Бахрейне несколько отличных гонок. Так что если оставить за скобками политический подтекст, которым сопровождается Гран При в последние годы, я бы сказал, что в целом это отличный этап.
Я всегда поддерживал вектор развития Формулы 1, направленный на покорение новых рынков, приветствовал приезд на Ближний Восток. Когда вы ведете бизнес, вы хотите иметь дело в первую очередь с теми, кто заинтересован в долгосрочном сотрудничестве. Власти Бахрейна и Абу-Даби – серьёзные партнеры для Формулы 1, у них долгосрочные планы, в отличие, скажем, от организаторов гонок в Турции или Южной Корее. Поэтому я всегда приветствовал проведение гонок в регионе.
Я очень хорошо помню первый Гран При в Бахрейне. Во время одной из тренировок я отправился понаблюдать за машинами на трассе, и стоя рядом с одним из поворотов, вдруг осознал, что температура воздуха – 41 градус. Думаю, в России меня поймут: я, выходец из Англии, где никогда не бывает так жарко. Это впечатляет. Особенно тогда, когда задумываешься о том, в каких условиях приходится работать пилотам.
Все мы были взволнованы перед поездкой в Бахрейн в 2012 году. Мне лично казалось, что это опасно. Я думаю, это навредило имиджу Формулы 1, поскольку она все-таки была вовлечена определенным образом в политику. О подобных вещах всегда надо рассуждать осторожно, ведь спорт и политика не должны соприкасаться. Мне кажется, все в паддоке в тот уик-энд чувствовали себя не слишком комфортно. Особенно после того, как случился инцидент с механиками Force India, когда рядом с их такси взорвался "коктейль Молотова". Многие были напуганы. И некоторые механики хотели отправиться домой.
Я лично не говорил непосредственно с теми четырьмя механиками, рядом с которыми произошел взрыв, но мы встречались с их коллегами из Force India. Естественно, им было не по себе. Они не привыкли работать в таких условиях. Конечно, история в каком-то смысле была раздута, многие представители прессы намеренно сгустили краски. Но бесспорно одно – это был не самый приятный уик-энд, и Формула 1 вряд ли сильно выиграла от того, что поехала туда в те выходные.
С каждым днем мы замечали, как силы правопорядка усиливают меры безопасности. С четверга до воскресенья мы наблюдали за тем, как меняется обстановка. Мы видели, как вокруг дорог появляются рулоны колючей проволоки – просто для того, чтобы к трассам было сложно подобраться со стороны. Некоторые деревни были просто заблокированы. Наблюдать за этим было не очень приятно. За танками на дорогах, за людьми с оружием…
Когда через год мы вернулись, ситуация заметно улучшилась. Постепенно Гран При Бахрейна вновь стал напоминать тот, что мы знали прежде. Но даже спустя два года мое мнение не изменилось – Формула 1 оказалась замешана в не самую приятную историю.
Гран При Бахрейна с Marussia F1 Team
Главный гоночный инженер команды Дэйв Гринвуд об особенностях настройки машины в Бахрейне: "Мы возвращаемся в Бахрейн спустя всего месяц после зимних тестов, все более или менее понимают, чего ожидать. Я бы сказал, что Сахир – это в определенной степени уникальная трасса. По крайней мере, такой она была, когда гонка проводилась в дневное время. Из-за очень высоких температур мы всегда сталкивались здесь с проблемой перегрева задних колес.
В этом году многое будет по-другому из-за того, что гонка пройдёт вечером, температура асфальта снизится. На февральских тестах мы работали примерно в таких же условиях, ведь зимой в Бахрейне всё же не так жарко. В феврале шины перегревались не так сильно, как в прежние годы. Плюс, не надо забывать, что составы в этом году более жесткие. Поэтому теперь проблема перегрева уже вряд ли будет серьезной. Даже составы Soft и SuperSoft на тестах выдерживали достаточно длительные отрезки. Таким образом, тот факт, что гонка пройдет вечером сильно повлияет на работу команд и характер гонки".
Круг по трассе Сахир вместе с Максом Чилтоном
Длинная стартовая прямая в Бахрейне ведет к очень медленному первому повороту. Торможение достаточно простое, но сам поворот узкий. Это делает старт очень интересным – все уже успевают достаточно сильно разогнаться на прямой, а потом практически встают в этом месте, чтобы уместиться в этом повороте. Здесь можно отыграть или потерять очень много позиций. Практически сразу следует быстрый левый излом – его многие проходят "в пол". Мы, возможно, сможем это сделать только в квалификации. Многое здесь зависит от сцепления с трассой на разгоне. Характеристики машины сыграют большую роль.
Затем ещё одна длинная прямая, после которой идет достаточно коварный правый поворот. Он быстрый, но на выходе профиль трассы меняется – здесь обратный уклон, поэтому легко допустить ошибку. Вы уже начали разгон, думаете, что всё идет отлично, но машина начинает "сваливаться" наружу, её постоянно тянет влево.
Следом – быстрая связка правый-левый, трасса идет под уклон. Здесь надо пожертвовать входом в первую часть эски, чтобы выход из второй получился более удачным. После этого почти сразу идёт жесткое торможение перед шпилькой, разгон после которой начинается на подъеме. В следующей связке, двойном левом повороте, – одна из самых сложных во всем чемпионате точек торможения. В 90% случаев левое переднее колесо блокируется.
Задняя прямая заканчивается скоростной эской. Левый поворот достаточно простой, правый проходится на полном газу, но здесь надо быть очень внимательным, чтобы не выехать слишком широко. Тогда тормозить перед следующим правым придется уже на поребрике, а это практически наверняка приведет к тому, что вы не попадете на апекс, а ведь это торможение – одно из ключевых на всей трассе. Если здесь все прошло хорошо, можно отыграть достаточно времени. Этот поворот выводит на ещё одну очень длинную прямую.
Последний поворот также очень важен. Здесь можно многое отыграть. Вы заходите в него на большой скорости и на апексе может казаться, что дела идут отлично, но край трассы справа приближается достаточно быстро, и если попасть на поребрик, то там можно потерять скорость, что скажется на разгоне перед стартовой прямой.
Текст: Олег Карпов