Участники: Тото Вольфф (Mercedes), Маурицио Арривабене (Ferrari), Кристиан Хорнер (Red Bull Racing)...
Вопрос: Начнем с общего вопроса – в какой форме относительно соперников ваша команда подошла к началу сезона? Скорее всего, победа в чемпионате достанется одной из представленных здесь команд. Кристиан, почему бы вам не ответить первым?
Кристиан Хорнер: Прежде всего, приятно вновь приехать в Мельбурн и вернуться к гонкам, зимний перерыв показался мне невероятно долгим. Первая тренировка прошла позитивно – да, сложно делать выводы из результатов, хотя появляется некоторое понимание.
Mercedes начинает новый сезон в той же блестящей форме, в какой закончили предыдущий. Мы добились прогресса в работе над машиной, наши гонщики довольны RB14, и я предвкушаю плотное соперничество с Ferrari, но пока не знаю, насколько мы уступаем Mercedes.
Вопрос: Тото?
Тото Вольфф: Как заметил Кристиан, приятно вернуться к работе. По сравнению с прошлым годом мы гораздо увереннее провели предсезонные тесты, но никогда не знаешь, на каких позициях окажешься в первой гонке.
Сегодня утренняя сессия прошла ожидаемо неплохо, однако в Ferrari не работали с такими же шинами, как мы. На оценку результатов нужно больше времени, но начало уверенное.
Вопрос: Маурицио?
Маурицио Арривабене: Полностью согласен. Погода в Барселоне была одинакова для всех, и в какой-то момент я даже расхохотался, наблюдая панику в глазах инженеров – к счастью, они беспокоились исключительно из-за условий на трассе. Специалисты Pirelli не предоставили нам шины для снегопада, пришлось пропустить один из дней, ну а если серьезно, Mercedes и Red Bull Racing сейчас в очень хорошей форме, как и Ferrari.
Вопросы с мест
Вопрос: (Янни Мавромустакос) Вопрос ко всем. Как вам новые шины?
Кристиан Хорнер: В этом году компания Pirelli, опираясь на полученный в предыдущем сезоне опыт, представила расширенную линейку составов – надеюсь, они подойдут нам лучше, и в гонках будет больше одного пит-стопа. Погода в Барселоне и фактор нового асфальта не позволили понять поведение шин – на это потребуется несколько гонок.
Вопрос: Тото, полагаете, вариантов стратегии станет больше?
Тото Вольфф: Думаю, да. Шины HyperSoft особенно интересны, так как у них максимальная разница в скорости со следующим по жесткости составом, но на них сложно проехать большую дистанцию. Уверен, мы увидим разнообразные варианты стратегии, с нетерпением этого жду.
Вопрос: Маурицио?
Маурицио Арривабене: Как я уже говорил, в Барселоне нам не удалось собрать достаточно информации из-за плохой погоды, но цель изменений понятна – увеличить количество пит-стопов и сделать гонки более интересными. Думаю, с этими шинами нас ждут захватывающие Гран При!
Вопрос: (Джонатан МакЭвой) Тото, пара вопросов о Льюисе. Как обстоят дела с обсуждением нового контракта? Каков настрой Льюиса перед первой гонкой? Что вы думаете о его мыслях сравняться с Хуаном-Мануэлем Фанхио по количеству титулов, и что будет значить для вас такой успех? Понимаю, впереди целый сезон…
Тото Вольфф: Контракт мы обсуждали ещё до зимних каникул, после чего взяли паузу и вернулись к дискуссии уже в январе. Всё прошло конструктивно, сейчас мы завершаем проработку оставшихся моментов, нет никаких оснований полагать, что этот процесс не закончится в ближайшее время.
У Льюиса правильный настрой, сейчас он выглядит очень уверенно, а если говорить о рекорде… Не знаю, важен ли он для Льюиса, но вполне очевидно, что с четырьмя титулами он оказался в одном списке с величайшими гонщиками, можно ставить следующую цель. Впрочем, о рекордах лучше не думать заранее, а обсуждать их уже после достижения.
Вопрос: (Фил Дункан) Тото, в четверг Льюис разместил в Instagram видео, намекнув на то, что чемпионату не хватает разнообразия. Что вы, руководитель команды Mercedes, думаете об этом? Считаете ли вы, что Льюис прав, и что Формуле 1 нужно привлекать гонщиков из разных стран?
Тото Вольфф: Это крайне важный вопрос не только для Льюиса, но и для всех нас. Чем больше разнообразия в Формуле 1, тем лучше. В четверг в Австралии запустили программу «Будь смелее, отличайся» – это замечательная инициатива, и не важно, идет ли речь о разных национальностях или участии женщин в автоспорте: разнообразие должно встречаться как можно чаще. Хочется верить, тенденция получит развитие, и в будущем ситуация окажется более сбалансированной.
Вопрос: (Лоуренс Барретто) Вопрос ко всем. В четверг Льюис Хэмилтон говорил об угрозе со стороны Red Bull Racing, а Даниэль Риккардо намекал, что в этом сезоне ваши машины уступают друг другу не более пяти десятых. На каких позициях вы находитесь относительно друг друга? Понимаю, позади только тесты и всего одна тренировка, но какие выводы можно сделать по имеющейся информации? Маурицио, о каком преимуществе может идти речь?
Маурицио Арривабене: Вычислить сложно, так как в Барселоне не было четкой картины. Надеюсь, мы опережаем наших коллег, но как я могу сказать, на сколько именно?
Тото Вольфф: Непростой вопрос. В предыдущем сезоне мы убедились, что каждая команда по-своему сильна на разных трассах – думаю, в этом году будет так же, вряд ли кто-то получит абсолютное преимущество. Соглашусь с Маурицио, сейчас очень сложно делать какие-либо прогнозы.
Вопрос: Кристиан, в последних гонках предыдущего сезона Макс Ферстаппен заработал столько же очков, сколько Льюис Хэмилтон, вы очень уверенно закончили тот год, а сейчас впереди немало этапов…
Кристиан Хорнер: Да, сезон длинный, и конкурентоспособность может меняться от этапа к этапу. График напряженный, 21 Гран При, и будет интересно в ноябре в Абу Даби посмотреть, какого прогресса добились команды. Скорость доработки машин определит расстановку сил по ходу сезона. Вместе с тем нельзя не заметить, что Mercedes в отличной форме, и многое также зависит от того, насколько быстро захочет поехать Льюис Хэмилтон.
Вопрос: (Хейкки Культа) Маурицио, из года в год один и тот же вопрос: говорят, нынешний сезон может стать для Кими завершающим в карьере – что вы об этом думаете?
Маурицио Арривабене: Кими отлично провел первую тренировку. Мы только начинаем сезон, позвольте Кими спокойно работать.
Вопрос: (Ариан Шутен) Кристиан, вопрос о Максе Ферстаппене. Когда гонщику 20 лет, и у него на счету 60 гонок и три победы, он по-прежнему «молодой талант», или уже опытный спортсмен?
Кристиан Хорнер: Макс многого добился за очень короткий промежуток времени. У него за плечами три года в Формуле 1, и он постарается эффективно применить полученные знания и опыт в нынешнем сезоне. В прошлом году я был приятно удивлен его поведением как в непростые, так и в радостные моменты – всё это часть процесса развития характера, обретения опыта, знаний, и Макс с этим успешно справляется. Для него опыт уже не является сдерживающим фактором, Макс в отличной форме, много тренировался минувшей зимой и отлично готов к соперничеству.
Вопрос: (Дэн Натсон) Новый сезон, а расклад тот же: три команды существенно опережают прочих соперников. Как, по-вашему, остальные участники могли бы сократить отставание?
Тото Вольфф: Непростой вопрос. Не хотелось бы оправдываться, утверждая, что так было всегда, но в последние двадцать лет в чемпионате две, три или четыре команды стабильно были сильнее прочих.
В свете смены правил в 2021 году этой проблемой следует озадачиться, ведь всем хочется плотной борьбы в первых рядах, непредсказуемых результатов и сюрпризов, когда гонщик не из числа фаворитов внезапно прорывается через пелотон. Но это сложный процесс, требующий серьезных ресурсов, и есть фактор, который не подвластен контролю – время.
Команды создавались не один год, накапливалась интеллектуальная собственность – этот процесс не переписывается заново из сезона в сезон, и если маховик запущен, трудно просто воткнуть палку и остановить его. Лично я считаю, что было бы правильным сокращать разрыв за счёт управления ресурсами, но это не произойдет мгновенно.
Вопрос: Маурицио?
Маурицио Арривабене: Соглашусь с Тото, нельзя за ночь переписать все правила – это всё равно что попросить Криштиану Роналду не забивать голы, иначе «Реал Мадрид» выглядит слишком сильно. Потребуется время и усилия каждого.
Как заметил Кристиан, это сложнейшая задача: каждый год строить машину заново, а затем дорабатывать её по ходу сезона, но эту задачу не назовешь невыполнимой. Много лет назад в чемпионате была эпоха Ferrari и Михаэля Шумахера, затем настала эра Red Bull Racing, теперь доминирует Mercedes. Таков спорт, нельзя запретить команде играть в полную силу, чтобы сделать игру более равномерной – это будет просто нечестно.
Вопрос: Кристиан, вы согласны?
Кристиан Хорнер: У меня несколько иное мнение. По-моему, за последние пять лет ключевым деструктивным фактором стал переход на гибридные моторы. В Формуле 1 правила для шасси и силовых установок слишком сложные, они только провоцируют рост расходов и отрывов, так что я выступаю за упрощение. Нам нужны более простые моторы, более простые шасси – пусть гонщик станет ключевым фактором, тогда как сейчас парни мало на что влияют. Хочется, чтобы лучшие гонщики на равных соперничали между собой.
У команд всегда разный набор знаний и навыков, и даже если бюджеты равны, одни будут выступать лучше прочих – такую конкуренцию мы наблюдаем в других гоночных сериях. В общем, для меня главная проблема Формулы 1 – это правила, навязывающие нам расходы и определяющие разницу в скорости.
Вопрос: (Луис Деккер) Тото, история учит нас, что доминирование не может быть вечным. Можно ли сказать, что предстоящий сезон – пятый для гибридных моторов – будет для вас наиболее сложным? Есть ли понимание, как долго Mercedes удастся оставаться впереди? Взобраться на вершину проще, чем удержаться на ней?
Тото Вольфф: Я пытался найти в других видах спорта примеры того, как одна и та же команда побеждала каждый год – вы правы, таких примеров нет. В определенный момент кто-то из соперников перехватывает инициативу и оказывается сильнее.
Если говорить о моторах, чем дольше правила остаются неизменными, тем больше сходства в характеристиках – каждый год разница между силовыми установками постепенно уменьшалась. Мы должны внимательно следить за ситуацией, каждый сезон команда старается начинать с нуля. Мы пытаемся сохранять мотивацию, не принимаем результат как данность и с уважением относимся к конкурентам. Mercedes для всех ориентир и цель, потому мы выкладываемся по максимуму, желая сохранить свое преимущество.
Вопрос: (Фил Брэннаган) Тото, позвольте вернуться к программе «Будь смелее, отличайся!». Согласились бы вы организовать схожую программу? В Mercedes поддержали австралийскую инициативу, будет ли это фактором в переговорах с Льюисом о новом контракте?
Тото Вольфф: Не думаю, что это должно иметь отношение к контракту. В целом мы должны способствовать разнообразию, чем больше разных персоналий будет в паддоке, тем более открыто мы будем мыслить – потому я и команда поддерживаем любые действия в данном направлении.
Вопрос: (Жюльен Биллиотте) Маурицио, незадолго до отправки в Мельбурн стало известно, что Лоран Мекис переходит из FIA в Ferrari, притом этот шаг не встретил одобрения у прочих команд. Понимаете ли вы опасения конкурентов? Тото, Кристиан, как вы среагировали на известие о переходе Мекиса?
Маурицио Арривабене: Тут нет ничего неправильного. Мы соблюдаем закон, местный швейцарский закон, так как наняли Лорана именно в Швейцарии. В дальнейшем мы пошли даже ещё дальше, дав ему шесть месяцев отпуска. При этом мы подписали соглашение о конфиденциальности, что означает, что нам не разрешено обсуждать или публиковать то, что мы обсуждали. Я слышал комментарии, связанные с так называемым "джентльменским соглашением", но трудовое законодательство подобные вещи запрещает. Да, мы обсуждали это между командами, но я считал, что это просто слова.
Тото Вольфф: Прежде всего, когда мы обсуждали этот вопрос, я в той комнате не видел никаких джентльменов. Во-вторых, ситуация отличается от той, что была с Марцином. Они оба прекрасные инженеры, но Марцин участвовал в создании технических директив FIA всего за несколько недель до того, как решил присоединиться к Renault, и знал много внутренней информации.
Лоран занимается совершенно другими вещами, они не столь важны, по моему мнению, как в случае с Марцином. Он присоединится к команде через семь или восемь месяцев, и для меня это не имеет большого значения.
Кристиан Хорнер: Лично я очень разочарован. У нас есть Стратегическая группа, куда входят представители команд, мы обсуждали там переход Марцина Будковски, потому что всех волновал переход ключевого сотрудника FIA в Renault. В Renault оправдывались тем, что дали Будковски дополнительный отпуск, но все руководители команд заявили, что это неприемлемо. Конечно, нужно соблюдать трудовые нормы разных стран, и ни один трудовой договор не сможет учесть все требования разных юрисдикций, но было ясное понимание, что в случае перехода человека из FIA или FOM перерыв должен составлять минимум 12 месяцев.
Кое-кто из команд настаивал на перерыве в три года, но в итоге сошлись на более коротком периоде. Огорчает то, что эта тема обсуждалась менее шести недель назад, а переговоры, похоже, уже велись – это делает наши дискуссии пустой тратой времени, раз уж мы не можем договориться о чем-то и следовать договоренностям. Конечно, можно спрятаться за формулировку «этого нет в правилах», но группа команд пришла к решению, это решение тут же было нарушено, так зачем было собираться?
Вопрос: Маурицио, вы не согласны?
Маурицио Арривабене: Да, поскольку мы попросили юристов FIA проверить ситуацию на соответствие национальному законодательству и сообщить о результатах на заседании стратегической группы 17 апреля.
Кристиан Хорнер: Больше всего меня разочаровывает тот факт, что именно руководитель Ferrari, Серджио Маркионне, настаивал на трёхлетнем перерыве. То есть, сначала команда говорит о трёхлетнем периоде, а через несколько недель мы снова оказываемся в такой же ситуации. Это делает наши дискуссии пустой тратой времени.
Маурицио Арривабене: Да, дискуссия имела место быть, а её итогом стало обращение к юристам FIA с просьбой найти решение.
Кристиан Хорнер: Я всё сказал.
Вопрос: (Бен Хант) Похоже, команды не могут договориться ни о чем. Не выглядит ли ситуация опасной, когда новым владельцам предстоит важнейший период работы, а команды, которые должны совместно действовать в интересах спорта, не могут прийти к единому мнению ни по одному вопросу?
Тото Вольфф: Борьба за преимущество идет не только на трассе, но и за её пределами – уверен, мы подсказали вам немало громких заголовков. Каждый из нас желает своей команде лучшего, у нас свои планы, зависящие от конкурентной позиции и видения будущего, а также собственное мнение, которое мы намерены открыто озвучивать.
Вполне очевидно, что нынешние структура управления и подход к созданию правил не вполне работоспособны, различных мнений слишком много, и к 2021 году это нужно исправить. Как показали дебаты, устроенные здесь всего минуту назад, чемпионату нужны жесткие правила, которые станут основной для борьбы на трассе, а если таких правил нет, система не функционирует.
Вопрос: Кристиан, вы на протяжении всей зимы повторяли, что Mercedes и Ferrari договорились между собой…
Кристиан Хорнер: Знаете, моя позиция проста: достичь согласия между командами, имеющими разные цели и установки, практически невозможно, потому держатель коммерческих прав и FIA должны определить в правилах финансовые ограничения и принципы распределения выплат, предложить их командам, а далее каждый сам решит, присоединяется он или нет.
Разумеется, будет много «позиционной борьбы», будут задействованы журналисты – история повторяется каждые 5-6 лет, когда подходит срок продления Договора Согласия. В Liberty Media и FIA должны совместно продумать правила, показать их командам и сказать: «Такой мы хотим видеть Формулу 1, таким будет распределение доходов, это наши условия, решайте».
Вопрос: Маурицио, Серджио Маркионне сказал, что если не будет сохранена суть Формулы 1, Ferrari покинет чемпионат…
Маурицио Арривабене: Я не комментирую слова своего руководителя, так как он прекрасно знает, о чем говорит. Могу лишь сказать, что к его высказываниям следует относиться предельно серьезно.
Вопрос: (Майк Дудсон) Слова об отдельной гоночной серии уже мелькали в заголовках, Серджио Маркионне сделал несколько угрожающих заявлений. В Mercedes тоже просили серьезно относиться к заявлениям Ferrari, но скажите, Тото, с практической точки зрения насколько выгоден разрыв отношений? 35 лет назад Берни Экклстоун попробовал провернуть нечто подобное и столкнулся со множеством проблем на уровне правительств разных стран, после чего возобладало мнение, что спорт необходимо организовывать через национальные федерации, не потворствуя отщепенцам. Есть ли практический смысл в уходе?
Тото Вольфф: Более чем, ведь речь идет об ответственности перед Формулой 1. Мы представляем потрясающий спорт, созданный более полувека назад и имеющий колоссальную ценность – никто не относится к этой теме поверхностно. Заголовки пишутся на базе комментариев, и, как заметил Кристиан, с приближением срока продления Договора Согласия каждый старается обозначить свою позицию, но все делают это с уважением к чемпионату. Полагаю, комментарии господина Маркионне тоже объясняются тем, что ему не безразлична Формула 1.
Не хочу говорить за Маурицио, но мы все беспокоимся за чемпионат, и у каждого из нас есть свое мнение насчет того, каким должно быть будущее – потому звучат заявления. Разумеется, их «раздувают» в прессе, но так было всегда. Могу вас заверить: мы говорим так потому, что чувствуем ответственность перед Формулой 1, мы многим ей обязаны и должны внести свой вклад. У нас впереди еще, по меньшей мере, три года совместной работы под управлением компетентных людей из FIA и Liberty Media, которым мы должны оказать всемерную поддержку. Ни о какой недооценке ситуации речи не идет.
Перевод: Валерий Карташев