Об ожиданиях от уик-энда…
Уже много лет ни одну гонку не ждут с таким интересом, как Гран При Австралии. И дело не в особенностях трассы в Альберт-парке – этот Гран При в последние годы открывает сезон Формулы 1. Вот и на этот раз не только зрители, но и участники чемпионата мира с волнением ждут гонки, которая расставит хотя бы некоторые «точки над i», позволив оценить соотношение сил в пелотоне после зимнего перерыва.
Результаты тестов в Барселоне выглядят неоднозначно. Лучшие времена показали пилоты Ferrari, но судя по данным GPS и длинным сериям, впереди всё же машины Mercedes, да и Red Bull Racing на этот раз очень близки. Конечно, до конца доверять этим данным нельзя – слишком уж специфическими были условия в Барселоне, да и сама испанская трасса радикально отличается от Мельбурна.
Можно сказать, что наиболее вероятны два сценария – либо серебряные машины будут иметь явное преимущество, либо борьбу за победу поведут сразу три команды! С большой долей вероятности подтянутся и середняки – особенно заметно, судя по тестам, смогли прибавить в Haas F1. Неплохо выглядели также машины Renault и Toro Rosso, а вот форма Williams и Force India пока под вопросом.
Не всё ясно и с McLaren – машины знаменитой команды с моторами Renault демонстрировали не только обнадёживающую скорость, но и обескураживающую ненадёжность. К тому же они вновь были самыми медленными на прямых, что ещё раз намекает на то, что прошлогодние проблемы команды крылись не только в двигателях Honda. В команде уверены, что к первому Гран При сумеют прибавить как в скорости, так и в надёжности – скоро мы узнаем, удалось ли им это.
Безусловно, внимание российских болельщиков будет приковано к Williams, где выступает третий российский пилот Формулы 1 – Сергей Сироткин. На тестах машины Williams выглядели не лучшим образом, но в команде работают опытные и авторитетные специалисты, так что есть надежда, что удастся прибавить. Так или иначе, на первых порах у Сироткина только один соперник – его напарник Лэнс Стролл. Опередить его – вот сейчас главная задача, а потом можно ставить перед собой и более амбициозные цели.
О трассе…
Альберт-парк – 5303 метра. Дистанция гонки: 58 кругов = 307,574 км. 16 поворотов, среди которых нет по-настоящему скоростных. Аэродинамика настраивается на среднюю, ближе к высокой, прижимную силу. Максимальная скорость в предыдущие годы составляла 312 км/ч. Трасса занимает второе место в рейтинге по наибольшему потреблению топлива по ходу сезона из-за частых коротких разгонов.
С полностью нажатой педалью газа гонщики проезжают около 66% дистанции круга. Восемь зон торможения, что приводит к высокому износу тормозов. На торможения тратится 13% времени прохождения круга. Продолжительность пит-стопа – 21,5 секунды, протяжённость пит-лейн – 287 метров.
Трасса в Альберт-парке уникальна. Это временный, но относительно быстрый автодром с весьма скользким асфальтом. К тому же гонщики впервые по ходу сезона будут работать с новыми машинами в «боевых» условиях. Сочетание этих факторов неизбежно увеличивает число ошибок – вылетов, разворотов и аварий.
Трасса используется редко, потому в пятницу на асфальте много пыли. По ходу уик-энда её становится меньше, траектория покрывается отработанной резиной, а скорости быстро растут. Это осложняет работу с настройками, но к субботе ситуация стабилизируется.
Обгонять на уличной трассе в Мельбурне очень непросто даже при существенном преимуществе в скорости на прямой, поэтому многое зависит от результатов квалификации. Аварии на Гран При Австралии происходят часто, особенно на первом круге.
Сложно сказать, в чём причина – в характере трассы, выбранных настройках или просто в том, что за время зимнего перерыва гонщики отвыкли от борьбы колесо в колесо. Но зрелищные столкновения и вылеты случаются с завидной регулярностью и почти неизбежно приводят к появлению автомобиля безопасности. Вероятность его появления составляет 59%.
О резине…
Второй год подряд прошлогодний опыт работы с шинами в Мельбурне оказывается малоприменим. Формально Pirelli привезёт в Австралию те же составы, что и год назад – UltraSoft, SuperSoft и Soft, но фактически это совсем другая резина. В прошлом году итальянцы немного перестарались, сделав линейку резины слишком жёсткой. Теперь они её немного смягчили, хотя и не до той степени, что в 2016-м.
Появились и новые составы – самый мягкий, HyperSoft, и самый жёсткий, SuperHard. В Альберт-парке, правда, мы их не увидим. Собственно, маловероятно, что состав SuperHard вообще появится хотя бы на одной гонке в этом году, но более точно об этом можно будет судить после гонки в Мельбурне.
В Pirelli полагают, что смягчение составов позволит вернуть в гонки стратегию двух пит-стопов (о трёх речи нет даже сейчас). Практически во всех гонках в прошлом году пилоты останавливались только один раз, что немного снизило накал борьбы, ведь вариантов стратегии оказалось слишком мало. Удастся ли итальянским шинникам переломить ситуацию? Гонка в Мельбурне даст ответ и на этот вопрос.
Год назад в Мельбурне…
Накануне прошлогоднего Гран При Австралии болельщики, журналисты и эксперты гадали, кто же сильнее – Ferrari или Mercedes. Тесты вроде бы говорили в пользу Скудерии, но квалификация осталась всё же за «серебряными» – поул завоевал Хэмилтон. Однако Феттель уступил ему совсем немного, чуть больше двух десятых, и смог опередить Боттаса.
Пилоты Red Bull Racing заметно уступали лидерам – Ферстаппен квалифицировался пятым, проиграв поулу более секунды, а Риккардо разбил машину на первом же быстром круге в финале квалификации, и так как механикам пришлось менять коробку передач, начинал гонку с пит-лейн.
Старт прошёл относительно спокойно, все лидеры сохранили позиции. Как и ожидалось, практически вcе выбрали один пит-стоп, но исход гонки решила именно стратегия. Хэмилтон остановился заметно раньше Феттеля, что теоретически давало ему преимущество, так как он мог проехать несколько кругов на свежих шинах. Но в действительности это решение лишило его победы.
На свободной трассе Феттель прибавил, тогда как Хэмилтон быстро упёрся в более медленную машину Ферстаппена и терял время. Себастьян отправился в боксы через шесть кругов, создав достаточный задел, чтобы оказаться после пит-стопа впереди Льюиса. А когда все остальные тоже сменили резину, Феттель возглавил гонку и легко довёл её до победы.
На финише немец опередил Хэмилтона почти на 10 секунд, подтвердив, что в гоночном режиме машины Ferrari ничуть не уступают Mercedes. Нижнюю ступеньку подиума занял Валттери Боттас, опередивший Кими Райкконена. Борьба двух финнов между собой будет продолжаться весь сезон.
Макс Ферстаппен так и финишировал пятым, а для его напарника неприятности после квалификации не закончились. Уже на установочном круге на Red Bull Риккардо отказала коробка передач. К старту решить проблему не удалось, и хотя спустя пару минут Даниэль всё же отправился в гонку, он уже проигрывал соперникам круг. На 28-м круге мучения австралийца закончились из-за проблем с топливным баком.
Среди команд второго эшелона менее круга на финише проиграл Феттелю только Фелипе Масса на Williams. Очки также смогли заработать пилоты Force India и Toro Rosso – все четверо финишировали в десятке лучших.