История
Канадская гонка впервые появилась в календаре 1967 года и поначалу проводилась на четырехкилометровой трассе, расположенной в парке "Моспорт". Собственно трасса являлась частью большого гоночного комплекса, построенного на месте сельскохозяйственных угодий и по тем временам была достаточно продвинутой. Гоночный комплекс открыли в 1961 году клубной гонкой, организованной "Oakville Trafalgar Light Car Club", первые международные соревнования прошли в том же году, это был этап чемпионата "Player's 200", который выиграл Стирлинг Мосс. На трибунах тогда собралось больше 40000 зрителей.
Через шесть лет в "Моспорт" пришла "Формула-1", дебютную для Канады гонку выиграл Джек Бребхэм. Кстати "Моспорт" вошел в историю "формульной" статистики, став первым этапом, который был остановлен из-за сильного дождя. Случилось это в 1971 году, гонщики успели проехать 64 круга из 80.
Джек Бребхэм, "Моспорт", "Гран-при Канады" 1967.
Вернемся к истории. Уже через год этап перенесли в "Монт-Тремблан", тоже достаточно интересную и извилистую, но чрезвычайно ухабистую трассу, длиной в 4265 километров, здесь прошли два этапа - в 1968 и 1970 году, после чего канадский этап на шесть лет остановился в "Моспорте".
За "Моспортом" укрепилась слава опасной и аварийной трассы, кроме того в 1977 году здесь стали проводить один из этапов чемпионата "IndyCar", что и стало одной из основных причин переноса "Гран-при Канады" на новую трассу, называвшеюся тогда по имени искусственного острова "Нотр-Дам". В ФИА почему-то очень бояться прямых сравнений, видимо это имело место и в конце семидесятых.
Остров был насыпан для проведения международной выставки "Эскпо-67" почти в центре Монреаля, часть сооружений использовалась во время проведения "Олимпиады-76", после окончания которой власти города постарались разумно использовать магистрали острова, но городской транспорт пускать в парке не решились и построили гоночную трассу, на которой проходит "Гран-при Канады" и по сей день.
Первым победителем "Гран-при Канады" (кстати канадцев, стартовавших в разные годы было всего семеро) стал Жиль Вильнев, проехавший за рулем "Ferrari 312T3" 70 кругов по 4500-метровому треку за 1:57'49. В 1982 году, после того, как Жиль погиб на квалификации перед гонкой в Имоле трассу назвали его именем.
История "Гран-при Канады" полна трагедий и триумфов. Можно с уверенностью говорить о том, что именно здесь сложнее всего угадать победителя, часто верхнюю ступень подиума занимал пилот, не претендующий на победу в чемпионате и именно лидерам чемпионата в Канаде часто не везет. Конечно не стоит говорить о сложившейся тенденции, но что-то в этом есть. Немного копнем историю.
В 1980-м году именно в Канаде стало известно имя чемпиона мира, им стал австралиец Алан Джонс. Уже на пятый год после того, как этап переехал в Монреаль, то есть в тот же 1982 год, когда погиб Жиль Вильнев, в аварии на стартовой прямой канадской трассы погиб итальянский гонщик Рикардо Палетти на "Osella Ford FA1C", для него этот старт был всего вторым в карьере "Гран-при". Машина столкнулась с заглохшей "Ferrari" Дидье Пирони, гонщика достаточно быстро отправили в больницу, но он скончался через несколько часов.
В 1987 году трассу перестраивали, организаторы сгладили небольшой поворот в конце стартовой прямой и этап не был включен в календарь чемпионата.
Весьма памятная гонка прошла в 1991 году. Найджел Мэнселл уже махал рукой болельщикам из кокпита на последнем круге, но возникли неполадки в коробке передач и мимо промчался очень удивленный неожиданным подарком Нельсон Пике. Именно на этой трассе одержал свою единственную победу Жан Алези, выигравший "Гран-при Канады" в 1995 году. Кстати победа эта совпала с днем рождения гонщика. Черед два года именно в Монреале впервые вышел на старт Александр Вурц. В 1997 году авария, в результате которой Оливье Панис поломал ноги, прервала очень удачную серию французского гонщика.
Александр Вурц и Жан Алези. Первый старт. Канада. 1998 год.
В 1998 году старт "Гран-при Канады" фактически давался пять раз - первый старт, повторный старт после групповой аварии с участием Александра Вурца, Жана Алези, Джонни Херберта, Ярно Трулли и Оливье Паниса. Гонку остановили и рестартовали через двадцать минут, однако и на этот раз сцепились машины Диница, Сало, Вурца, Трулли и Алези. На трассе появилась машина безопасности. На 14 круге с трассы вылетел Педро-Паулу Диниц и через несколько секунд вернулся с воздухозаборниками, до отказа забитыми землей. Снова машина безопасности. Через четыре круга свою машину разбивает Мика Сало, на трассе вновь и стюарты снова вынуждены выпустить "safety car". Для одного этапа "Формулы-1", согласитесь, многовато.
Старт гонки 1999 года прошел без потерь для претендентов на титул, но позади снова разгорелась борьба с участием все тех же пилотов, и снова ход гонки два раза прерывался машиной безопасности. Этап 2000 года прошел достаточно спокойно, можно вспомнить разве что неожиданный (как обычно) дождь и далекие от безаварийных, но безумно эффективные маневры Йоса Ферстаппена. Что-то будет на этот раз? Посмотрим, ждать осталось недолго...