Гран-при Канады 2001 : Четверг

Пресс-конференция

Энрике Бернольди ("Эрроуз"), Дэвид Култхард ("Макларен"),
Михаэль Шумахер ("Феррари"), Крейг Поллок ("БАР"),
Бобби Рейхол ("Ягуар")

Вопрос: Бобби, у вас есть уверенность, что результат показанный в Монако повторится в следующих гонках?
Бобби Рейхол: Посмотрим. Конечно в Монако была особенная гонка, Эдди отработал просто отлично, команда многое сделала. А что будет дальше - неизвестно. Мы провели тесты в Маньи-Кур, они прошли неплохо, но снова приходится испытывать неприятные чувства, пытаясь делать выводы на основе одной сессии. Вероятно мы чувствуем себя сильнее после гонки в Монако, чем месяц или два назад, но до тех пор, пока мы действительно не сделаем шаг вперед, приходится делать много ненужных заявлений.

Вопрос: Как обстоят дела с Эдрианом Ньюи?
Бобби Рейхол: Ситуация отличается от того, что пишут в прессе. Наши юристы сейчас исследуют все возможности. Мы постараемся сделать так, что Королевский Совет признает подписанный контракт обязательным к исполнению. Безотносительно терминологии, это - юридическое обязательство. Думаю эта история разрешится, ждите новостей.

Вопрос: Каковы ваши дальнейшие действия?
Бобби Рейхол: Юристы исследуют несколько вариантов, результат мы увидим в ближайшие месяцы.

Вопрос: Вы можете точно сказать, что он подписал?
Бобби Рейхол: Я не хочу заниматься семантикой, он подписал юридически обязательное соглашение, вероятно он ответит на ваш вопрос полнее.

Вопрос: Вы долго охотились за Эдрианом?
Бобби Рейхол: Как только появился на этой сцене.

Вопрос: И не хотите теперь его отпускать?
Бобби Рейхол: Думаю, мы не должны этого делать.

Вопрос: Вы тоже думаете, что контракты с инженерами должны быть похожи на контракты с пилотами?
Бобби Рейхол: Мы говорили об этом в Австрии. Рон сказал интересную вещь, примерно следующее: "Нет никакой разницы, насколько велика ваша компания, являетесь вы начальником или подчиненным. Когда вы подписываете контракт или другое соглашение, имеющее статус контракта, то должны соблюдать все пункты, если только стороны не согласятся прекратить его действие досрочно." С этим трудно не согласиться, но в данной ситуации нельзя определенно сказать, что вы можете делать, а что - нет. Эта цитата касалась ситуации с Густавом Брюнером, Пол Стоддарт был очень расстроен, ведь у Густава есть действующий контракт. У нас все обстоит немного по другому, мы подписали соглашение, вступающее в силу после того, как у Ньюи заканчивается срок действия текущего контракта. Вероятно стоит привлечь арбитраж или как-то еще определить юридическую суть ситуации. Но мне кажется, что Рон сам сказал все лучше всех. 

Вопрос: Крейг, вы как предприниматель, что думаете об этом?
Крейг Поллок: Я помню, как Рон говорил эти слова и думаю, что стоит уважать контрактные обязательства. Если вы подписали документ, то следует соблюдать подписанное. Как предприниматель я жду этого от своих служащих.

Вопрос: Представители "Хонды" заявили, что в будущем планируют сосредоточится на одной из команд. Какова ситуация? Вы волнуетесь по поводу их выбора?
Крейг Поллок: Я думаю, что обе команды слегка взволнованы, но мне они ничего определенного не заявили. У них есть контракт с нами, по крайней мере до конца следующего сезона. Я не знаю, насколько продолжительный у них контракт с "Джордан".

Вопрос: Вы можете рассказать нам о вашем обращении в ФИА и почему оно было отвергнуто?
Крейг Поллок: В ФИА нам заявили, что нет очевидных свидетельств обгона и мы должны смириться с этим. У них получилось, что одна машина обогнала другую перед зеленым флагом, а мы считали, что зона действия желтых флагов заканчивается после того, как машина въедет в зону действия зеленых. В ФИА все промеряли и решили иначе, в любом случае мы уважаем их решение. Вопрос, тем не менее, остается открытым. Что они будут делать, если Дэвид Култхард будет позади Михаэля Шумахера и обгонит его под желтым флагом.

Вопрос: Насколько важна для вас эта гонка?
Крейг Поллок: Вероятно это самая важная гонка в сезоне для "БАР", Жак Вильнев - канадец и здесь будет много его болельщиков. Но, как и в любой другой гонке мы должны стараться сделать максимум. К сожалению нам пока особенно похвастаться нечем, давайте надеяться, что новые модификации машины нам помогут.

Вопрос: Энрике, расскажите нам, сколько людей поддержали вас после "Гран-при Монако", среди журналистов, коллег и персонала команды?
Энрике Бернольди: Я хочу сказать, что команда полностью поддержала меня, к ним присоединились многие журналисты и простые болельщики. Я не блокировал Дэвида Култхарда, я пытался сконцентрироваться на собственной гонке. В Монако очень трудно обгонять, поэтому у меня было больше шансов остаться впереди, на любой другой трассе он быстро бы вышел вперед. Меня поддерживали очень многие, мне кажется я просто делал то, что должен был делать.

Вопрос: Как вы можете прокомментировать некоторые высказывания о том, что вы старались остаться впереди, чтобы машину и логотипы спонсоров дольше показывали по телевидению?
Энрике Бернольди: Мне никто не говорил ничего подобного. Это гоночная ситуация, я сосредоточился на том, что бы быть быстрым. Конечно я был медленнее Дэвид, но в Монако трудно обгонять. Я выехал на трассу не для того, чтобы меня показывали по телевидению, а чтобы сделать свою работу.

Вопрос: После гонки вам угрожали представители "Макларен"?
Энрике Бернольди: Я вышел из машины немного уставшим. Знаете, 78 кругов в Монако, для меня - 76, это было непросто, особенно учитывая почти часовое давление со стороны Дэвида, я действительно устал. Ко мне подошли Рон Деннис и Норберт Хауг, пытаясь поговорить со мной, но я не понимал, чего от меня хотят. Я просто делал свою работу. Я поговорил с Дэвидом во вторник и между нами нет проблем, но я так и не понял, что мне хотели сказать.

Вопрос: Но они угрожали?
Энрике Бернольди: По крайней мере было неприятно. Я - гонщик, спортсмен и не сделал ничего неправильного, иначе бы меня оштрафовали. Я думаю эти люди не должны подходить и говорить с пилотом, который делает только первые шаги в этом спорте и пытается построить собственную карьеру в "Формуле-1".

Вопрос: Михаэль, вы не были вовлечены в этот инцидент...
Михаэль Шумахер: Я думаю, что Энрике был волен поступать так, как ему хотелось. Он не делал ничего против правил. Если бы я попал в такую ситуацию, то тоже бы огорчился. Иногда нужно просто смириться, если вы не можете обогнать пилота, едущего перед вами, значит не можете. Энрике делал то, что ему позволено делать, а в ФИА должны решать, правильно это или нет. У них претензий не было и я просто не вижу аргументов для спора. Через два или три дня после гонки я услышал о том, что к нему подошли представители "Макларен", но я не понимаю, зачем они это сделали. Они должны знать правила и поступать согласно этим правилам.

Вопрос: Кажется в этом году у вас больше трудностей при подходе к середине сезона, чем в прошлом. До какой степени это верно? Кажется переменные в нашей "формуле" стали менее устойчивы?
Михаэль Шумахер: Это ваша точка зрения, честно говоря я думаю по другому. В начале прошлого сезона мы не были способны на такие решительные действия, как в этом. Если вспомнить прошлогоднюю гонку в Цельвеге, то мы тоже были недостаточно быстры и хотя в этом сезоне боролись с "Макларен", но проиграли только из-за стратегии, хотя были быстрее соперников. Если посмотреть на последовательность результатов, то видно, что мы здорово прибавили и выглядим более конкурентоспособными. Я не веду статистику надежности, но мне кажется и в этом параметре команда выглядит весьма неплохо. Сезон напряженный, но он был таким и в первых гонках прошлого года. Кроме того мы получили преимущество перед "Макларен" из-за их невысокой надежности.

Вопрос: Третья четверть чемпионата была для вас неудачной, этот период скоро снова начнется...
Михаэль Шумахер: В сезоне из 17 гонок всегда будут хорошие и плохие моменты. Дэвиду до некоторой степени везет, он смог финишировать во всех гонках, но ему дважды не удавалось стартовать. Одно компенсирует другое.

Вопрос: Вы закончили прошлую гонку в очковой зоне, но имели проблемы со "старт-контролем". Мы еще раз хотим спросить, вы все еще планируете использовать электронику на старте?
Дэвид Култхард: Проблема, которая возникла в Монако фактически не была вызвана "старт-контролем", это было связано с электроникой управления двигателем или чем-то подобным. Я не знаю технических особенностей. Я уже говорил, что из сотни попыток использования "старт-контроля" было только три отказа. Два раза - в гонках, и один раз - на тестах. Мы устроили системе интенсивные тесты и полностью уверены, что проблема не повторится.

Вопрос: Мы слышали о перспективе перехода Эдриана Ньюи в "Ягуар". Как это коснется гонщиков? Они последуют за своим инженером?
Дэвид Култхард: Пилот имеет дело с целым пакетом, это не только заслуга конструктора, здесь и мотор, и резина, бюджет, команда, все вместе. Если рассматривать все эти факторы, то не нужно иметь семи пядей во лбу, чтобы понять - есть пара команд, у которой все это в сборе получается лучше, чем у других. Вы создали себе мыльную оперу, давайте теперь посмотрим, чем все закончится.

Вопрос: В одном месте я слышал, вы назвали Энрике Бернольди идиотом, после того, что произошло в Монако, в другом - хорошим гонщиком, который не сделал ни единой ошибки. Так как же на самом деле?
Дэвид Култхард: Я назвал его идиотом и никогда не говорил о том, что он хороший гонщик, потому что меня об этом не спрашивали. Поскольку вы спросили, я скажу. Я думаю, что Энрике - хороший гонщик, он делал то, что должен был делать. Я могу объяснить, почему я использовал слово "идиот". Была пара моментов, насколько я могу судить, которые не вписывались в то соглашение, которое есть между пилотами. Относительно борьбы за позицию и гонок я все понимаю, но есть нечто, касающееся всех в GPDA (ассоциация гонщиков Гран-при) и важно, чтобы молодые пилоты понимали правила, по которым мы гоняемся. Если вы не следуете этим правилам, то гонки становятся очень опасными и я видел пару моментов, когда он их нарушил. Ему следует учиться на своих ошибках, потому что в следующий раз все может кончится аварией, в которой может пострадать один или другой пилот. Главная проблема именно в этом.

Вопрос: Крейг, когда-то вы были менеджером чемпиона мира - Жака Вильнева, потом вы расстались с персональным менеджментом, а Жак присоединился к совершенно тупиковой команде, неспособной выполнить обязательства, данные спонсорам, прессе и самому Жаку. Если бы вы сейчас снова стали его менеджером, какой совет вы бы дали ему для того, чтобы вернуться к борьбе за чемпионат? 
Крейг Поллок: В первую очередь я бы посоветовал ему уважать подписанный контракт. Ему 30 лет, он уже большой мальчик, способный принимать собственные решения. Если он не чувствует, что у него есть машина, способная за что-то бороться, то стоит задуматься об этом. Я не могу говорить ему, что он должен делать.

Вопрос: В его контракте сказано, что если команда не сможет попасть в тройку лучших Кубка Конструкторов, то он может уйти. Непохоже, что вы можете рассчитывать на третье место...
Крейг Поллок: Чтобы занять третье место мы должны побить "Вильямс" и "Джордан", а пока мы позади них. Но я думаю, что машина достаточно конкурентоспособна для выполнения поставленной цели и мы собираемся совершенствовать ее в дальнейшем. Наша задача - предоставить пилотам максимально хорошую машину, быструю и безопасную. Мы - молодая команда и только начали свой третий сезон. Начиная мы боролись с "Минарди", "Вильямс", "Макларен", а сейчас - с "Мерседесом", "BMW", "Ferrari". Все поменялось, всем стало труднее, не только нам. Тяжелее будет "Ягуару" и "Джордан", но мне кажется, что мы сделали неплохую работу, просто она пока не настолько хороша, чтобы бороться с лучшими командами.

Вопрос: Бобби, в отношении Эдриана Ньюи, какая мотивация может быть у того, кто пытается уговорить его отменить первоначально принятое решение?
Бобби Рейхол: Вы помните, что срок действия нашего контракта начинался после окончания действующего контракта Ньюи. Речь идет о конце июля будущего года. Вы видели, насколько изменилась ситуация за 12 часов, я воображаю, что может произойти за 14 месяцев. Можно невероятно долго говорить о мотивации, но все это неправильно. Впереди еще достаточно времени.

Вопрос: Дэвид и Энрике. Дэвид, где же все таки Энрике допустил ошибку в Монако? Энрике,  вы действительно перекрещивали траекторию?
Дэвид Култхард: Я могу ответить на его вопрос быстрее, чем он скажет "Нет". Мы поднялись на пригорок после первого поворота и я увидел около себя нос машины. Кажется это был Рубенс, Энрике пропустил его и сделал маневр, совершенно не предполагая, где в данный момент находится моя машина. Я думаю, что все пилоты согласятся со мной - так делать нельзя. Нельзя внезапно менять траекторию, не зная, где в данный момент находится соперник. Речь не идет о том, чтобы исключить борьбу в гонке, речь о том, чтобы сделать ее безопасной, получить удовольствие и самостоятельно дойти до дома. Второй момент был в "Мирабю" и не раз. Нет проблем, пусть он защищает свою позицию, но был момент, когда я уже находился внутри поворота, а он продолжал двигаться в мою сторону. В другой ситуации, с другим гонщиком это могло закончится аварией, он просто перевернулся бы вверх тормашками. Я беспокоюсь именно поэтому.Энрике Бернольди: Подъем в гору не прямой, он фактически сидел на хвосте, так что, я должен был ехать прямо? И в "Мирабю" было все так, как он сказал, но в определенный момент я просто должен был повернуть, так или иначе, или коснуться колесами и вылететь с трассы. Я оглянулся - Дэвида уже нет рядом, оставалось закончить маневр.

Вопрос: Бобби, вы дружите с Эдрианом Ньюи, насколько вы лично разочарованы создавшейся шумихой?
Бобби Рейхол: Дружба всегда основана на взаимном доверии и честных намерениях и вполне очевидно, я чувствую ее пострадавшей в данной ситуации. Однако это не тот случай, когда вас бросает возлюбленная, я уже большой мальчик и знаю, что жизнь состоит из взлетов и падений. Я разочарован, но жизнь продолжается.

Вопрос: Почему тогда контрактные обязательства гонщиков закреплены лучше, чем персонала?
Бобби Рейхол: В каждой стране свои законы и я не знаю, почему нужно сомневаться в соблюдении контракта. Контракт - контракт - контракт. Если вы подписали его в Англии, то действуют английские законы. Эта тема раньше просто не возникала, иначе был бы прецедент.Крейг Поллок: Контракт - это соглашение между пилотами и руководителями команды, они соглашаются уважать друг друга независимо от ФИА, по законам той страны, где он подписан. Работает ли это правило в отношении других членов команды - я не знаю, в Европе подобное пока не практикуется.

Вопрос: Крейг и Бобби. В Канаде всегда была особенная гонка, потому что в среду болельщики могли взглянуть на машины. Вчера все было закрыто. Что вы думаете по этому поводу?
Крейг Поллок: Что было закрыто?

Вопрос: День открытых дверей был отменен...
Крейг Поллок: В "Формуле-1" сейчас стараются ничего не показывать. В Монако вы попадаете в боксы. И что? Машины закрыты рекламными колпаками. Это то, что нужно спонсорам. Зрителям нужно видеть совсем другое - машину, а не палатку из рекламы.Бобби Рейхол: Я согласен. Все, что мы можем делать, чтобы привлечь дополнительное внимание в нашему спорту, типа дня открытых дверей в среду, нужно делать. Думаю это просто чье-то упущение.

Вопрос: Дэвид, все желают услышать, что команда будет работать в чемпионате только на вас...
Дэвид Култхард: В "Макларен" у меня есть возможность бороться за победу, но я не пойду обсуждать это с Роном или Микой. Конкуренция помогает мне лучше концентрироваться, стараться получить максимум от себя и от команды. Я трачу свою энергию на то, на что могу повлиять и не думаю о том, что решают другие. Но так уж получилось, что это часть нашего спорта и подобные вопросы будут неизбежно возникать.

Вопрос: Дэвид, вы приехали в Монреаль в прошлую субботу. Хотели получше подготовиться к гонке?
Дэвид Култхард: Я приехал в субботу на открытие ресторана Жака Вильнева. Приехал я поздно, так что еды уже не осталось, но местечко видимо будет иметь популярность, когда я попробовал заказать столик, мне было отказано... Там есть несколько хорошеньких официанток. Если быть честным, то я тренировался и проводил время в гостинице, разглядывая четыре репродукции на стенах.

Вопрос: Дэвид, как вы думаете, у "Макларен" есть преимущество в прожорливости двигателя?
Дэвид Култхард: Выясним на трассе, когда машина будет действительно заправлена под завязку. Сейчас мне кажется, что у нас существенное преимущество.

Энрике Бернольди ("Эрроуз"), Дэвид Култхард ("Макларен"),
Михаэль Шумахер ("Феррари"), Крейг Поллок ("БАР"),
Бобби Рейхол ("Ягуар")

Вопрос: Михаэль, я хотел бы знать ваше мнение о маневрах Энрике и Дэвида, как президента GPDA.
Михаэль Шумахер: Я не президент GPDA.Дэвид Култхард: Он просто "Президент"Михаэль Шумахер: Мы встречаемся, чтобы обсудить подобные инциденты между собой, у нас была неплохая встреча в Монако и наверняка мы встретимся снова. Это снимает напряженность.

Вопрос: Это к руководству команд, история с Эдрианом Ньюи - вопрос юристов, но какова в этом роль ФИА? Кажется подобные события приносят дурную славу, ФИА может как-то управлять ситуацией или принимать меры?
Крейг Поллок: ФИА - управляющий орган, но они ничего не могут сделать со служащими чьей-либо компании. Думаю, им просто нечего сказать.Бобби Рейхол: Я думаю, что Крейг прав и ФИА постарается избежать вовлечения в такие ситуации. У них нет никакого права на юрисдикцию в этой области и шансов смягчить или изменить что-либо.

Читайте ещё