Колин Коллес (Jordan), Жан Тодт (Ferrari), Пьер Дюпаскье (Michelin),
Хироши Ясукава (Bridgestone)
Вопрос: Колин, правда ли, что две недели назад вы не собирались стартовать в Индианаполисе и решили участвовать в гонке в последний момент?
Колин Коллес: Это не так. Мы никогда не думали о том, чтобы отказаться от участия в гонке, вопрос в том, какой будет эта гонка? С шиканой? Без шиканы? Или наши соперники будут на каждом круге заезжать в боксы? Но мы с Minardi вовсе не отказывались от гонки.
Вопрос: Вы консультировались по этому поводу с Тревором Карлином, который остался консультантом команды?
Колин Коллес: Нет, разница во времени слишком велика.
Вопрос: Вчера мы узнали, что доработанная версия вашей машины будет использоваться лишь в пятничных тренировках на двух предстоящих Гран При. Как она проявила себя сегодня?
Колин Коллес: Я не успел на самолет и только что прибыл на трассу, не успев пообщаться с инженерами. Кажется, Роберт Дорнбос остался доволен машиной, а в Барселоне она понравилась обоим основным гонщикам. Есть некоторые проблемы с системой охлаждения, которые мы пытаемся решить.
Вопрос: У нас есть шанс увидеть эту машину во время гонки в Сильверстоуне?
Колин Коллес: Мы хотели бы выставить машину в гонку, но сначала она должна проехать необходимую дистанцию. Через два дня после Гран При Великобритании мы начнем тесты в Поль Рикар, добьемся от машины должной надежности и постараемся заработать несколько очков.
Вопрос: Как изменилась ситуация в команде после успеха в Индианаполисе?
Колин Коллес: Никак.
Вопрос: А бюджет?
Колин Коллес: Может быть, но я точно не знаю, какими средствами мы сейчас располагаем.
Вопрос: Жан, объясните нам вашу позицию по поводу временной шиканы в Индианаполисе. В воскресенье ночью вы сказали мне, что с вами никто не обсуждал строительство шиканы...
Жан Тодт: Я не говорил этого, вероятно, после всех этих событий вы меня неправильно поняли. Я сказал, что Берни Экклстоун организовал встречу гонщиков и технических специалистов перед стартом. Он зашел в наш офис и спросил про шикану, я ответил, что этот вопрос не в нашей компетенции. Потом он спросил о нашей позиции по этому поводу, я сказал, что мы будем против.
Вопрос: После Гран При США Рубенс был недоволен сложившейся ситуацией, вы говорили с ним после этого?
Жан Тодт: Знаете, любой гонщик мечтает о победе, не обращая внимания на другие обстоятельства. Он не смог выиграть и был этим расстроен, но прошло время и Рубенс остыл.
Вопрос: Значит, вам удалось урегулировать ситуацию?
Жан Тодт: Я тут не при чем, он сам справился.
Вопрос: До какой степени Bridgestone пришлось поступиться эффективностью резины ради ее безопасности в этом сезоне?
Жан Тодт: Знаете, я хочу избежать этих противопоставлений и с самого начала сезона говорил - как только команда перестает выигрывать, все обращают внимание на резину. В прошлые годы мы добились серьезных успехов и без Bridgestone не смогли бы выиграть столько Гран При. Разница между этим и прошлым сезонами - регламент на резину, но мы вместе виноваты в том, что машина не столь конкурентоспособна. Конечно безопасность играет огромную роль, ведь иначе машина просто не сможет финишировать в гонке и, к примеру, на Нюрбургринге пришлось пойти на компромисс. Мы знали, что выбрали не самую быструю резину, но сможем благополучно финишировать.
Вопрос: Хироши, мы часто слышим о том, что разные спецификации резины очень близки. Сейчас в FIA требуют наличия двух комплектов - основного и резервного, который гарантирует безопасность Гран При. Как вы относитесь к этой ситуации?
Хироши Ясукава: Новый регламент сильно повлиял на производство резины, но наша компания всегда ставила безопасность превыше всего.
Вопрос: Каким был износ резины на финише в Индианаполисе?
Хироши Ясукава: Наши инженеры тщательно проанализировали нагрузки на резину на бэнкинге, и она не отличалась от тех, что мы видели на протяжении последних пяти лет.
Вопрос: Как вы делаете вывод о пригодности шин к конкретному Гран При?
Хироши Ясукава: Мы следим за температурой, износом и давлением, у нас большой опыт такой работы. Ночью в пятницу наши инженеры серьезно заняты.
Вопрос: Пьер, а вы как работаете с резиной по ходу уик-энда?
Пьер Дюпаскье: Тщательно... (смех) Здесь очень много аспектов, и две недели назад у нас, к сожалению, не было выбора. Мы проверяем резину точно так же, как только что сказал Хироши, и даем рекомендации своим партнерам. Естественно, необходимо убедиться в том, что нет никаких причин ждать отказа шин на конкретной трассе, а если происходит что-то неординарное - начинаются проблемы, ведь мы не можем ничего изменить.
Удивительно, что кто-то говорит о разнице между эффективным и безопасным составами, эти разговоры просто не имеют смысла. Как уже сказали Жан Тодт и Хироши Ясукава - ни один инженер или менеджер Формулы 1 не скажет вам: "А давайте посмотрим, сможет ли гонщик финишировать". Доверяя машину пилоту, вы должны быть на 100% уверены в том, что она абсолютно безопасна, и если мы привозим конкретный состав на конкретную трассу, значит полностью ему доверяем. Если есть хоть малейшие сомнения, мы отзываем резину, и никаких сомнений тут быть не может. В гонках иначе не бывает.
Вопрос: Но все же вы привезли в Индианаполис резину, которая могла выдержать лишь 10 кругов, тогда как в гонке 73 круга...
Пьер Дюпаскье: Тут тоже несколько факторов, в том числе и продольная нагрузка на колесо при разгоне с третьей передачи. Трекшн-контроль перегружает левую часть машины, особенно задние шины, в зависимости от настроек. Мы неверно оценили нагрузки бэнкинга при существующей аэродинамике, неверно оценили последствия сочетания этих факторов.
Вопрос: Вы говорили о том, что в Bridgestone были заблаговременно предупреждены о этих проблемах, но их представитель заявил, что никакой разницы с прошлым годом нет...
Пьер Дюпаскье: Кое-что изменилось, мы опробовали новое покрытие в апреле, а у Firestone была возможность оценить его во время 500-мильной гонки, но ее нельзя сравнить с Формулой 1. Это другие машины, другие скорости, другие нагрузки.
Вопросы с мест
Вопрос: Хироши-сан, ваша дочерняя фирма - Firestone, отлично знакома с Индианаполисом, они почти 100 лет выступают на этой трассе. Насколько это помогло вам при подготовке резины?
Хироши Ясукава: Пьер только что сказал, что машины Indycar и Формулы 1 сильно отличаются, отличается и резина. У них слики, у нас резина с канавками, разные углы, а соответственно и разные настройки. Наши технологии трудно совместить, хотя конечно, некоторые вопросы мы обсуждаем.
Вопрос: Пьер, вы говорили о сочетании факторов, повлекших отказ резины, но была ли конкретная причина?
Пьер Дюпаскье: Никогда прежде мы не сталкивались с такой ситуацией. Мы моделировали условия гонки, изменяли передачи, на которых гонщики проходят бэнкинг, и пришли к выводу, что небольшое замедление машин позволило бы безопасно провести Гран При, но это лишь один фактор. Конкретной причины тут нет, дело действительно в сочетании.
Вопрос: Господин Коллес, что случилось с вашей гостиницей?
Колин Коллес: Исходя из информации, которая у меня есть, в системе вентиляции нашли микробов "болезни Легионеров" и решили провести тщательный анализ в течении ближайших 48 часов, поэтому мы переехали - это слишком опасно.
Вопрос: Что это за гостиница?
Колин Коллес: Адрес я вам не скажу, но это отель сети Kyriad.
Вопрос: Пьер, я слышал, что Michelin собирается вернуть деньги за билеты на Гран При США. Вы можете посвятить нас в детали?
Пьер Дюпаскье: Мы принимаем ответственность за случившееся, поэтому компания Michelin принесла болельщикам извинения, и в качестве жеста доброй воли мы собираемся возместить стоимость билетов. В США работают 30 тысяч наших специалистов, они знают, что делать в такой ситуации.
Вопрос: Жан, вы видите компромисс, который позволил бы всем двадцати машинам стартовать в Индианаполисе?
Жан Тодт: Об этом уже многое было сказано, но проблема ясна - мы не были готовы к такой ситуации, то есть к ней не были готовы некоторые наши соперники. Мы говорили о шикане, но тут есть много встречных вопросов. Я слышал о шикане перед 13-м поворотом, в котором у наших соперников были проблемы, но речь шла и о пятом повороте. Может быть можно было сменить резину или проезжать на каждом круге через боксы, но эта ситуация в целом поставила гонку под угрозу, и шикана лишь добавила бы проблем.
Вопрос: Четыре Гран При за пять недель, насколько сложна такая ситуация для Ferrari?
Жан Тодт: Это трудно и не только для команды. Сложно нашим партнерам, сложно производителям резины. Четыре Гран При за пять недель дают преимущество тем командам, которые сейчас обладают лучшей машиной, потому что у остальных просто нет времени на устранение обнаруженных проблем.