Марк Зурер

Как известно, проведение соревнований по автоспорту в Швейцарии запрещено с 1955 года, что не останавливает выходцев из этой страны, мечтающих о гоночной карьере. Более того, имена таких гигантов Гран При как Йозеф Зифферт или Клей Регаццони известны любому поклоннику автоспорта. По уровню своего таланта в один ряд с ними мог встать и Марк Зурер – но вместо этого он стал наглядным пособием на тему, сколь важно своевременно начать карьеру в столь сложном виде спорта, как автогонки.

За руль карта Марк сел почти в 20-летнем возрасте, а уже через пару лет перескочил в Формулу Vee. Поначалу все складывалось прекрасно. Природный дар брал свое – и Зурер выигрывал гонки и чемпионаты, быстро продвигаясь вперед. В 1976-м он неплохо проехал сезон в немецкой Формуле 3 и был включен в молодежную команду BMW, в которую входили Манфред Винкельхок и Эдди Чивер.

И вот тут начались неприятности. За столкновение с Хансом Хайером на этапе европейского турингового чемпионата Зурера на два месяца лишили лицензии, посчитав его стиль вождения слишком опасным. Даже когда год спустя он стал чемпионом Европы в Формуле 2, просто подавив соперников своей мощью, менеджеры Формулы 1 с неохотой садились за переговоры со швейцарцем, полагая, что для выступлений в Больших Призах он еще не готов.

Тем не менее, Марку удалось получить место в команде ATS на сезон 1980 года – и едва не лишиться его из-за травмы, полученной на тренировке в Кьялами перед Гран При ЮАР. Два года спустя поддержка BMW помогла ему заручиться контрактом в Arrows – и вновь ошибка на предсезонных тестах в том же злополучном Кьялами едва не поставила крест на его карьере в Ф1. Впрочем, пролежав на больничной койке без малого полгода, Марк вернулся в строй и, даже не блистая в квалификациях, начал время от времени зарабатывать призовые очки – сказалось его упорство и боевой характер.

Однако очков он зарабатывал не так уж много – отчасти потому, что в разгар турбо-эры вынужден был выступать с обычным мотором Cosworth, отчасти потому, что когда подоспела турбо-четверка BMW, потребовалось время, чтобы довести ее до ума. По окончании сезона-1984 Зурер остался без контракта, но на его счастье из Brabham после серии невысоких результатов ушел Франсуа Эсно, и связи с BMW вновь сработали в пользу швейцарца. За рулем Brabham-BMW он провел свою лучшую гонку в Ф1, едва не отобрав у Айртона Сенны третье место в Монце.

Конец его гоночной карьере положила очередная авария, но на этот раз не в Ф1. В свободное от участия в Гран При время Зурер не раз стартовал в различных ралли, и в 1986 году решил выступить на Ралли Гессен за рулем Ford RS200. Попытка закончилась вылетом с трассы в дерево, после удара о которое машина загорелась. Штурман Зурера погиб, а сам он получил тяжелейшие травмы и ожоги.

Спустя полтора года Марк вернулся в гонки в качестве спортивного директора BMW, а ныне работает комментатором на телеканале Premiere.

Даты

  • 26.01.1917 родился Эдгар Барт
  • 30.01.1917 родился Поль Фрер
  • 10.02.1917 родился Дэнни Клэдис
  • 26.02.1917 родился Роберт Ля Каз
  • 06.03.1917 родился Освальд Карх
  • 12.04.1917 родился Робер Манзон
  • 25.04.1917 родился Жан Люка
  • 22.06.1917 родился Джордж Фондер
  • 04.08.1917 родился Джон Фитч
  • 14.09.1917 родился Мак Хеллингс
  • 30.10.1917 родился Морис Трентиньян
  • 05.12.1917 родился Кен Даунинг
  • 07.12.1917 родился Отторино Волонтерио
  • 29.12.1917 родился Дэвид Хемпшир

Гонщики

  • 8217 кругов: Ники Лауда
  • 2617 кругов: Александр Вурц
  • 2417 кругов: Фил Хилл
  • 1017 кругов проехал Тревор Тэйлор
  • 617 кругов: Джонни Чекотто
  • 417 кругов: Дик Ратман
  • 217 кругов: Сесил Грин, Майк Паркс
  • 117 раз участвовал в Гран При Алан Джонс
  • 117 кругов: Жак Сватерс, Фрэд Уокер мл., Эжен Шабу
  • 17.5 очков заработал Феличе Бонетто
  • 17 сезонов в Формуле 1: Рикардо Патрезе
  • 17 дублей (поул+победа) на счету Найджела Мэнселла
  • 17 подиумов: Альберто Аскари, Кеке Росберг
  • 17 поулов: Джеки Стюарт
  • 17 стартов с первого ряда: Дэймон Хилл, Майк Хоторн
  • 17 очков заработал Марк Зурер
  • 17 очков: Карл Клинг, Стефано Модена, Лудовико Скарфиотти, Йос Ферстаппен
  • 17 кругов лидировал Кристиано да Матта
  • 17 стартов: Люсьен Бьянки, Нанни Галли, Таки Инуе, Роберто Мьерес, Ричард Этвуд
  • 17 участий в Гран При: Беппе Габбиани, Лелла Ломбарди, Алан Макниш, Роберто Мьерес, Пьер-Анри Рафанель, Гай Эдвардс
  • 17 кругов: Майк Тэйлор, Клементе Биондетти, Робин Монтгомери-Черрингтон

Шасси

  • 617 участий в Гран При - McLaren
  • 117 стартов - BAR
  • 217 кругов - Osca и Behra Porsche
  • 17 подиумов подряд - Renault и Williams
  • 17 результативных финишей подряд - Benetton, Cooper и Lotus
  • 17 поулов подряд - McLaren
  • 17 хет-триков - Lotus и McLaren
  • 17 подиумов - Mercedes
  • 17 стартов bp первого ряда - Matra
  • 17 лучших кругов - Maserati
  • 17 побед - BRM
  • 17 очков - Connaught, Eagle
  • 17 стартов - Connaught

Моторы

  • 1417 кругов - European
  • 217 стартов - BMW
  • 17 подиумов подряд - Renault
  • 17 поулов подряд - Honda
  • 17 результативных финишей подряд - Toyota
  • 17 Гран При - Acer, Bristol, European, Fondmetal
  • 17 кругов - Jaguar

Резина

  • 317 подиумов - Michelin
  • 17 дублей (поул+победа) - Pirelli

Страны

  • 417 раз финские гонщики участвовали в Гран При
  • 117 подиумов у австрийцев
  • 17 результативных гонок подряд у бразильцев
  • 17 лучших кругов подряд у англичан
  • 17 побед у канадцев
  • 17 лучших кругов у канадцев
  • 17 дублей (поул+победа) у австрийцев и аргентинцев

© F1News, проект "Числа". Данные из Энциклопедии F1News. Выборка: Дмитрий Черепович. Текст: Андрей Ларинин

Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё