Как известно, проведение соревнований по автоспорту в Швейцарии запрещено с 1955 года, что не останавливает выходцев из этой страны, мечтающих о гоночной карьере. Более того, имена таких гигантов Гран При как Йозеф Зифферт или Клей Регаццони известны любому поклоннику автоспорта. По уровню своего таланта в один ряд с ними мог встать и Марк Зурер – но вместо этого он стал наглядным пособием на тему, сколь важно своевременно начать карьеру в столь сложном виде спорта, как автогонки.
За руль карта Марк сел почти в 20-летнем возрасте, а уже через пару лет перескочил в Формулу Vee. Поначалу все складывалось прекрасно. Природный дар брал свое – и Зурер выигрывал гонки и чемпионаты, быстро продвигаясь вперед. В 1976-м он неплохо проехал сезон в немецкой Формуле 3 и был включен в молодежную команду BMW, в которую входили Манфред Винкельхок и Эдди Чивер.
И вот тут начались неприятности. За столкновение с Хансом Хайером на этапе европейского турингового чемпионата Зурера на два месяца лишили лицензии, посчитав его стиль вождения слишком опасным. Даже когда год спустя он стал чемпионом Европы в Формуле 2, просто подавив соперников своей мощью, менеджеры Формулы 1 с неохотой садились за переговоры со швейцарцем, полагая, что для выступлений в Больших Призах он еще не готов.
Тем не менее, Марку удалось получить место в команде ATS на сезон 1980 года – и едва не лишиться его из-за травмы, полученной на тренировке в Кьялами перед Гран При ЮАР. Два года спустя поддержка BMW помогла ему заручиться контрактом в Arrows – и вновь ошибка на предсезонных тестах в том же злополучном Кьялами едва не поставила крест на его карьере в Ф1. Впрочем, пролежав на больничной койке без малого полгода, Марк вернулся в строй и, даже не блистая в квалификациях, начал время от времени зарабатывать призовые очки – сказалось его упорство и боевой характер.
Однако очков он зарабатывал не так уж много – отчасти потому, что в разгар турбо-эры вынужден был выступать с обычным мотором Cosworth, отчасти потому, что когда подоспела турбо-четверка BMW, потребовалось время, чтобы довести ее до ума. По окончании сезона-1984 Зурер остался без контракта, но на его счастье из Brabham после серии невысоких результатов ушел Франсуа Эсно, и связи с BMW вновь сработали в пользу швейцарца. За рулем Brabham-BMW он провел свою лучшую гонку в Ф1, едва не отобрав у Айртона Сенны третье место в Монце.
Конец его гоночной карьере положила очередная авария, но на этот раз не в Ф1. В свободное от участия в Гран При время Зурер не раз стартовал в различных ралли, и в 1986 году решил выступить на Ралли Гессен за рулем Ford RS200. Попытка закончилась вылетом с трассы в дерево, после удара о которое машина загорелась. Штурман Зурера погиб, а сам он получил тяжелейшие травмы и ожоги.
Спустя полтора года Марк вернулся в гонки в качестве спортивного директора BMW, а ныне работает комментатором на телеканале Premiere.
Даты
- 26.01.1917 родился Эдгар Барт
- 30.01.1917 родился Поль Фрер
- 10.02.1917 родился Дэнни Клэдис
- 26.02.1917 родился Роберт Ля Каз
- 06.03.1917 родился Освальд Карх
- 12.04.1917 родился Робер Манзон
- 25.04.1917 родился Жан Люка
- 22.06.1917 родился Джордж Фондер
- 04.08.1917 родился Джон Фитч
- 14.09.1917 родился Мак Хеллингс
- 30.10.1917 родился Морис Трентиньян
- 05.12.1917 родился Кен Даунинг
- 07.12.1917 родился Отторино Волонтерио
- 29.12.1917 родился Дэвид Хемпшир
Гонщики
- 8217 кругов: Ники Лауда
- 2617 кругов: Александр Вурц
- 2417 кругов: Фил Хилл
- 1017 кругов проехал Тревор Тэйлор
- 617 кругов: Джонни Чекотто
- 417 кругов: Дик Ратман
- 217 кругов: Сесил Грин, Майк Паркс
- 117 раз участвовал в Гран При Алан Джонс
- 117 кругов: Жак Сватерс, Фрэд Уокер мл., Эжен Шабу
- 17.5 очков заработал Феличе Бонетто
- 17 сезонов в Формуле 1: Рикардо Патрезе
- 17 дублей (поул+победа) на счету Найджела Мэнселла
- 17 подиумов: Альберто Аскари, Кеке Росберг
- 17 поулов: Джеки Стюарт
- 17 стартов с первого ряда: Дэймон Хилл, Майк Хоторн
- 17 очков заработал Марк Зурер
- 17 очков: Карл Клинг, Стефано Модена, Лудовико Скарфиотти, Йос Ферстаппен
- 17 кругов лидировал Кристиано да Матта
- 17 стартов: Люсьен Бьянки, Нанни Галли, Таки Инуе, Роберто Мьерес, Ричард Этвуд
- 17 участий в Гран При: Беппе Габбиани, Лелла Ломбарди, Алан Макниш, Роберто Мьерес, Пьер-Анри Рафанель, Гай Эдвардс
- 17 кругов: Майк Тэйлор, Клементе Биондетти, Робин Монтгомери-Черрингтон
Шасси
- 617 участий в Гран При - McLaren
- 117 стартов - BAR
- 217 кругов - Osca и Behra Porsche
- 17 подиумов подряд - Renault и Williams
- 17 результативных финишей подряд - Benetton, Cooper и Lotus
- 17 поулов подряд - McLaren
- 17 хет-триков - Lotus и McLaren
- 17 подиумов - Mercedes
- 17 стартов bp первого ряда - Matra
- 17 лучших кругов - Maserati
- 17 побед - BRM
- 17 очков - Connaught, Eagle
- 17 стартов - Connaught
Моторы
- 1417 кругов - European
- 217 стартов - BMW
- 17 подиумов подряд - Renault
- 17 поулов подряд - Honda
- 17 результативных финишей подряд - Toyota
- 17 Гран При - Acer, Bristol, European, Fondmetal
- 17 кругов - Jaguar
Резина
- 317 подиумов - Michelin
- 17 дублей (поул+победа) - Pirelli
Страны
- 417 раз финские гонщики участвовали в Гран При
- 117 подиумов у австрийцев
- 17 результативных гонок подряд у бразильцев
- 17 лучших кругов подряд у англичан
- 17 побед у канадцев
- 17 лучших кругов у канадцев
- 17 дублей (поул+победа) у австрийцев и аргентинцев
© F1News, проект "Числа". Данные из Энциклопедии F1News. Выборка: Дмитрий Черепович. Текст: Андрей Ларинин