Мало кому нравится проигрывать споры. Бывает, рубанешь сплеча что-нибудь типа «а вот я съем свою шляпу, если…», и давись потом, если это «если» вопреки твоим предположениям сбылось. Помните, как пару лет назад британский журналист Боб Маккензи вынужден был обежать пятикилометровое кольцо в Сильверстоуне голышом, будучи раскрашенным в цвета McLaren? А ведь никто не заставлял его заявлять публично о своей уверенности в том, что в 2004 году побед у серебряных не будет, да еще ставить на кон собственное реноме…
Джону Уотсону исполнить свои обязательства в проигранном споре было намного легче – и уж куда приятнее! Он пообещал Роджеру Пенске, в команде которого выступал в 1976 году, что сбреет свою бороду, если сумеет победить на его машине. А ведь он, казалось бы, ничем не рисковал: знаменитая американская команда звезд в Формуле 1 не хватала, а сам Уотсон, дебютировавший в Больших Призах в 1973-м, еще даже не побывал на подиуме. Тем не менее, гонщику из Северной Ирландии удалось компенсировать оба пробела: сначала он поднялся на подиум (во Франции), а затем и победил (в Австрии)!
В табели о рангах Ф1 «Уотти» – так до сих пор зовут Джона друзья – принадлежит к категории крепких середняков. Сомнений в его гоночном таланте не было никогда, но подняться до уровня великих Уотсону было не суждено. Возможно, отчасти в этом виновно знаменитое «ирландское счастье» (в Великобритании это выражение аналогично нашему «везет, как утопленнику»). Дважды на ранних стадиях своей карьеры он выбывал из гонок из-за тяжелых травм, полученных в тот момент, когда его талант должен был раскрыться в полном блеске. Так было в 1970-м, когда он дебютировал в Ф2 – и разбился в Руане, сломав руку и ногу и лишившись места в команде. Так было в 1973-м, когда буквально накануне своего дебюта в чемпионате мира, он снова сломал ногу в незачетной Гонке чемпионов.
Но Уотсон всегда отличался твердым характером. Оправившись от травмы, он дебютировал в Силверстоуне (в той самой гонке, которая началась с одного из самых массовых завалов в истории Ф1), а на следующий сезон сумел найти место в одной из частных команд. Затем была умирающая команда Surtees, Penske, испытывающая финансовые трудности, Brabham, переживавшая кризис, и, наконец, McLaren, в которую Уотсон также попал не в самый удачный период. Он явно не входил в число тех, кто умел оказаться в нужном месте в нужное время, а когда дела McLaren пошли в гору, упустил свой последний шанс, затянув переговоры с Роном Деннисом о контракте на сезон 1984 года. Очень некстати для ирландца без работы оказался Ален Прост – и Деннис отдал предпочтение перспективному французу.
Оказавшись вне Формулы 1, Уотсон некоторое время выступал в гонках GT, а затем раскрылся как один из лучших гоночных телекомментаторов. С конца восьмидесятых и до 1996 года именно он в паре с Аллардом Калфом и Беном Эдвардсом комментировал гонки Ф1 на телеканале Eurosport, а ныне вместе с Эдвардсом работает в серии A1 Гран При.
Даты
- 05.01.1920 родился Андре Симон
- 12.02.1920 родился Джек Тёрнер
- 16.02.1920 родился Уолт Фолкнер
- 16.02.1920 родился Тони Крук
- 18.02.1920 родился Майк Мэгил
- 11.04.1920 родился Эл Келлер
- 30.04.1920 родился Данкан Хэмилтон
- 06.06.1920 родился Дон Брэнсон
- 15.06.1920 родился Кит Эндрюс
- 18.07.1920 родился Эрик Брэндон
- 04.09.1920 родился Джеки Холмс
- 04.09.1920 родился Клемар Буччи
- 21.09.1920 родился Кен Макалпайн
- 09.12.1920 родился Дуг Серруриер
- 16.12.1920 родился Лес Лестон
Гонщики
- 2520 кругов проехал Йохен Риндт
- 420.5 очков заработал Ники Лауда
- 420 очков заработал Мика Хаккинен
- 220 кругов проехал Алан Стэйси
- 120 раз участвовал в Гран При Дженсон Баттон
- 120 кругов проехал Дэвид Профет
- 120 кругов проехал Эмилио де Виллота
- 20 побед у Мики Хаккинена
- 20 поулов у Дэймона Хилла
- 20 подиумов: Джон Уотсон, Нино Фарина
- 20 стартов с первого ряда: Кими Райкконен
- 20 очков: Пирс Каридж, Сэм Хэнкс
- 20 раз стартовал Штефан Беллоф
- 20 участий в Гран При: Фабрицио Барбацца, Ян Бёрджес, Джулиан Бэйли, Нанни Галли, Сильвио Мозер, Алекс Рибейру, Ян Шектер
- 20 раз участвовали в Гран При и стартовали: Жолт Баумгартнер, Антонио Пиццония
- 20 кругов: Тони Ульмен, Адольфо Швельм-Круз, Джерри Эшмор
Шасси
- 1020 кругов - Onyx
- 520 кругов - Aston Martin
- 20 раз шасси Williams лидировало от старта до финиша
- 20 лучших кругов - Tyrrell
- 20 стартов из первого ряда - Mercedes
- 20 кругов лидирования - Porsche
- 20 стартов - Rial и Simtek
- 20 участий в Гран При - BMW
Моторы
- 520 кругов - Aston Martin
- 20 лучших кругов - Alfa Romeo
- 20 кругов лидирования - Peugeot и Porsche
- 20 очков - моторы Lamborghini
Резина
- 120 результативных финишей подряд - Bridgestone
- 20 стартов из первого ряда - Continental
Страны
- 114620 кругов проехали итальянские гонщики
- 120 раз мексиканцы участвовали в Гран При
- 20 "больших шлемов" у британцев
- 20 результативных финишей подряд у испанцев
- 20 лучших кругов на счету швейцарских гонщиков
- 20 стартов у гонщиков из Венесуэлы
- 20 раз венгры участвовали в Гран При и стартовали
© F1News, проект "Числа". Данные из Энциклопедии F1News. Выборка: Дмитрий Черепович. Текст: Андрей Ларинин