В далеком 1898-м году Фрэнк и Чарльз Сейберлинг основали в Эйкроне, штат Огайо, шинную компанию Goodyear Tire & Rubber, назвав ее в честь Чарльза Гудьира, за полвека до этого в муках разработавшего процесс вулканизации резины. Первые несколько лет компания производила шины для велосипедов, но автомобильная промышленность развивалась быстро, и удачные инновации позволили Goodyear уже к 1916 году стать крупнейшим производителем резины.
Финансовый кризис 20-х годов вывел из руководства братьев Сейберлинг, а внешнее управление позволило Goodyear попасть на новые рынки. В 1926-м в компанию пришел Пол Личфилд, совершивший настоящий переворот – он строил дирижабли и "обувал" в свои шины самолеты, экспериментировал с смесями и конструкциями шин, но не забывал и о бизнесе, оставив компанию с оборотов в миллиард (еще тех) долларов.
В середине 60-х авторитет Dunlop в Формуле 1 казался неоспоримым, но с кем же бороться, если не с лучшими? В 1965-м и 1966-м, одна за другой, в чемпионате дебютировали две американских компании – Goodyear и Firestone. Дебютный сезон принес нашим героям победный дубль в Мексике, а в 1966-м американцы произвели настоящую революцию, представив новую конструкцию сликов – широких низкопрофильных шин с плоскими, тонкими боковинами (ее разработал Firestone, взяв за основу свои же шины, созданные для гонок дрегстеров, но в Goodyear быстро подхватили новшество). В Dunlop не были готовы к столь радикальным переменам и взяли тайм-аут, дав финальный бой в 1969-м, который принес им последний титул усилиями Джеки Стюарта. Цена конкуренции оказалась слишком высока, еще через год британцы сдались – Dunlop заявила об уходе и две американских компании сошлись в очном споре. Собственно борьба продолжалась еще пару лет. Когда ставки высоки, высока и цена ошибок, число клиентов Goodyear росло, а Firestone сокращалось и в 1973-м все было решено – полная победа, 15 гонок из 15-ти.
Следующие пять лет прошли безоблачно, но в 1978-м вызов монополии Goodyear бросили шинники из Michelin, и все началось сначала. Концепция "радиальных шин" Michelin оказалась столь успешной, что уже американцам пришлось взять тайм-аут на целый сезон 1981 года, чтобы отладить аналогичное решение. Перерыв пошел на пользу: уступив французам по числу поулов, Goodyear заработала очередной титул (Кеке Росберг). Противостояние шинников вновь оказалось слишком дорогим и, одержав почти чистую победу в 1984-м, французы покинули Формулу 1.
Следующего серьезного соперника пришлось ждать тринадцать лет. Японская Bridgestone долго готовила свою дебют, а в Goodyear пресытились монополией и в конце 1998-го, одержав свою 368 победу, американцы покинули чемпионат, где слики уступили место профилированной резине.
В таблице рекордов резина Goodyear прочно занимает первое место. Bridgestone даже при действующей монополии потребуется не меньше пятнадцати лет, чтобы опередить американцев...
Резина | Старты | Поулы | Лучший круг | Победы | Очки |
Goodyear | 492 | 358 | 362 | 368 | 9479.5 |
Bridgestone | 171 | 98 | 99 | 104 | 2568 |
Michelin | 215 | 110 | 108 | 102 | 3339.5 |
Dunlop | 176 | 76 | 84 | 83 | 1987 |
Firestone | 121 | 60 | 55 | 49 | 1234 |
Pirelli | 200 | 46 | 55 | 45 | 1162.2 |
Englebert | 61 | 12 | 13 | 11 | 303.63 |
Continental | 13 | 8 | 9 | 10 | 147.14 |
Avon | 28 | - | - | - | 8 |
Даты
- 1968 год - чемпионом мира стал Грэм Хилл
- 1968 год - Кубок Конструкторов достался Lotus
- 13.01.1968 родился Джанни Морбиделли
- 24.02.1968 родился Эммануэле Наспетти
- 08.03.1968 родился Михаэль Бартельс
- 27.07.1968 родился Рикардо Россет
- 28.09.1968 родился Мика Хаккинен
- 20.12.1968 родился Карл Вендлингер
Гонщики
- 1668 кругов проехал Жан-Пьер Жабуи
- 1568 кругов проехал Алессандро Дзанарди
- 1368 кругов проехал Эммануэле Пирро
- 1168 кругов проехал Майк Бёттлер
- 768 кругов проехал Пэт О'Коннор
- 668 кругов проехал Лучано Бурти
- 568 кругов лидировал Рикардо Патрезе
- 68 поулов у Михаэля Шумахера
- 68 стартов у Дидье Пирони
- 68 раз участвовал в Гран При Жиль Вильнёв
- 68 очков заработал Йо Зифферт
Шасси
- 668 кругов лидирования у шасси Matra
- 68.5 очка заработало шасси Shadow
Моторы
- 4068 кругов проехал мотор Megatron
- 68 стартов у мотора Judd
- 68 стартов у мотора TAG
- 68 участий в Гран При у TAG
Резина
- 2568 очков заработала резина Bridgestone
- 368 побед у Goodyear
Страны
- 968.5 очков набрали финские гонщики
© F1News, проект "Числа". Данные из Энциклопедии F1News. Выборка: Дмитрий Черепович. Текст: Дмитрий Бухаров.