Джеки Стюарт известен не только как успешный гонщик, завоевавший три титула и создавший собственную команду. Благодаря ему изменилась Формула 1. Потеряв в гонках многих друзей и соперников, Джеки сделал все, чтобы автоспорт стал безопаснее…
Джеки вырос в семье гонщика – его отец, дилер Jaguar, гонял на мотоциклах, а старший брат Джимми считался перспективным автогонщиком. В 1963 году он даже лидировал на Гран При Великобритании в Сильверстоуне, пока не вылетел с мокрой трассы в повороте Copse. Джеки тоже интересовали гонки, но когда Джимми получил тяжелые травмы в Ле-Мане, родители порекомендовали Джеки подыскать более безопасное увлечение, и он занялся стендовой стрельбой. Стюарт-младший выиграл множество национальных турниров и едва не попал в Олимпийскую сборную, но не прошел отборочный турнир перед Играми в Риме в 1960-м.
Этот момент был для него большим разочарованием, но позволил сменить акценты – Джеки вернулся в гонки, а уже в 1963-м добился успехов в кузовных чемпионатах. Кен Тиррел, прознав о способном гонщике, связался с его братом Джимми и попросил привезти Джеки на тесты. Стюарт сел в машину Формулы 3, которую испытывал Брюс Макларен – и быстро превзошел результат новозеландца, тогда уже считавшегося опытным гонщиком. Тиррел тут же предложил Джеки контракт. Так сложилось блестящее содружество менеджера и гонщика, увенчанное множеством побед и чемпионских титулов.
Сезон 1964 года Джеки провел в Формуле 3, а в 1965-м дебютировал в Формуле 1 и сразу успешно – шесть результативных гонок подряд и победа в Гран При Италии позволили занять третье место по итогам сезона. В 1966-м он был близок к победе в гонке Инди-500: она досталась Грэму Хиллу, но именно Джеки присудили титул "Новичок года", хотя Хилл также стартовал в Индианаполисе впервые.
Тогда же, в 1966-м, Джеки угодил в первую серьезную аварию, не удержав BRM на мокрой трассе в Спа. Гонщик сломал ключицу, не мог самостоятельно выбраться из машины, у которой был пробит бензобак и топливо выливалось в кокпит, потом долго искали медицинскую машину, а едва выехав с трассы она попала в пробку. В интервью Джеки всегда говорил, что эта авария изменила его жизнь, став катализатором будущего "крестового похода" за безопасность в Формуле 1.
Эксперименты BMW с 16-цилиндровым мотором не увенчались успехом, в 1967-м машина позволила Джеки довести до финиша лишь одну гонку из 11-ти – и шотландец перешел в Matra, менеджером которой стал Кен Тиррел. После гибели Джима Кларка Стюарта считали одним из фаворитов чемпионата, но увы, в гонке Формулы 2 он повредил руку и пропустил этапы в Испании и Монако, которые выиграл Грэм Хилл – именно ему и достался титул. Зато в историю автоспорта вошла победа Стюарта на 22-километровом Нюрбургринге, когда он, стартовав шестым в тумане на мокрой трассе, привез соперникам четыре минуты на финише.
Свой первый титул Джеки завоевал в 1969-м – шесть побед против двух у ближайшего соперника Жаки Икса и почти двукратное преимущество в очках. В 1970-м Matra намеревалась заменить великолепную «восьмерку» Cosworth собственным мотором. Это не устраивало Тиррела и Стюарта, и Кен основал собственную команду, став одним из первых клиентов компании March. Правда, после первых же гонок выяснилось, что шасси March не очень-то конкурентоспособно, и Tyrrell занялась разработкой собственного. Новинка была выпущена на трассы в конце сезона, в Канаде, и Джеки тут же заработал на ней поул, а в 1971-м выиграл чемпионат – и вновь с двукратным преимуществом в очках.
В 1972-м Стюарт уступил чемпионство Эмерсону Фиттипальди, пропустив шесть недель из-за обострившейся язвы, а в 1973-м завоевал третий титул, одержав пять побед. По окончании этого сезона Джеки намеревался уйти из гонок, оставив команду в наследство своему напарнику Франсуа Сэверу, но тот погиб на тренировке перед завершающей гонкой сезона в Уоткинс-Глен, еще раз укрепив Стюарта в стремлении продолжать борьбу за безопасность гонок.
Отработав полтора десятилетия в качестве тест-пилота Ford, Джеки серьезно занялся карьерой своего сына Пола, затем организовал собственную команду Формулы 1 – но это уже совсем другая история…
Даты
- 1973 год - чемпионом мира стал Джеки Стюарт
- 1973 год - Кубок Конструкторов достался Lotus
- 04.07.1973 родился Ян Магнуссен
- 14.01.1973 родился Джанкарло Физикелла
- 19.09.1973 родился Кристиано да Матта
Гонщики
- 8773 круга у Микеле Альборето
- 373 круга проехал Чезаре Пердиза
- 373 круга проехал Джон Майлз
- 373 круга проехал Рикардо Зунино
- 73 старта у Витторио Брамбилла
- 73 раза участвовал в Гран При Джим Кларк
- 73 раза участвовал в Гран При Карлус Пасе
- 73 круга проехал Джеф Кроссли
Шасси
- 1473 круга у Simtek
Моторы
- 22573 круга у Kurtis Kraft
- 173 подиума у моторов Honda
Страны
- 373 раза швейцарцы участвовали в Гран При
- 73 старта у португальцев
© F1News, проект "Числа". Данные из Энциклопедии F1News. Выборка: Дмитрий Черепович. Текст: Дмитрий Бухаров.