Мир несовершенен. Многие пытаются сделать его лучше, некоторым даже удается приблизиться к желанному результату, но совершенства достигнуть невозможно, поэтому мы часто наблюдаем, как меняются правила игры. Система начисления очков в современной Формуле 1 достаточно проста и наглядна. И в своем стремлении к совершенству тоже меняется с годами. Конечно, и здесь не обходится без метаний из стороны в сторону и шагов назад. Впрочем, обо всем по порядку.
Все началось в 1950 году с системы 8-6-4-3-2. Победитель гонки получал 8 очков, финишировавший вторым – 6 очков, третий – 4 очка, четвертый – 3 очка, и пятый – 2 очка. Еще одно очко получал гонщик, проехавший лучший круг в гонке. Учитывались лишь результаты 4-х лучших гонок. То есть, теоретически, победив в первых четырех гонках сезона подряд (и показав в них лучший круг), гонщик мог дальше уже не выходить на старт – все равно больше очков он бы уже не заработал. Таким образом, к примеру, в первом чемпионате мира Хуан-Мануэль Фанхио набрал 27 очков и занял второе место, а Луиджи Фаджиоли – 28 очков, но третье место. А все потому, что ему засчитали лишь 4 его лучшие гонки, в которых он набрал 24 очка…
Несмотря на некоторую несправедливость, подобная система выборочных результатов просуществовала вплоть до 1990 года. С годами лишь разнообразились условия отбора лучших гонок. С увеличением числа Гран При увеличился и необходимый минимум (к 1990 году он достиг 11 гонок из 16). А в 1967-1980 годах практиковалась система деления чемпионата на две части. Учитывалось определенное число гонок из первой половины чемпионата, а затем выбиралось еще какое-то количество лучших гонок из второй половины чемпионата.
C 1960 года перестали давать очко за лучший круг (и зря, на мой взгляд), отдав это очко финишировавшему шестым, а с 1961 года одно очко добавили победителю, который стал получать не 8, а 9 очков за победу. Эта система (9-6-4-3-2-1) без изменений просуществовала до 1990 года включительно.
В 1991 году произошли два кардинальных изменения в правилах начисления очков. Во-первых, в зачет теперь стали попадать абсолютно все гонки, а не только определенная часть лучших. Во-вторых, победитель гонки был мотивирован еще одним дополнительным очком, и его отрыв от финишировавшего вторым уже составлял целых 4 очка (10 против 6). Таким образом поощрялось стремление гонщика именно к победе, а не к математическому сбору очков. Но и эта система (10-6-4-3-2-1), в свете подавляющего доминирования Ferrari и Михаэля Шумахера, показалась организаторам несовершенной. Чтобы дать больше шансов остальным претендентам на титул, решено было сократить разницу между первым и вторым местом на финише с 4-х до 2-х очков, а заодно расширить диапазон призовых гонщиков с шести до восьми. В 2003 году мы получили систему 10-8-6-5-4-3-2-1, а к 2005-му она начала приносить плоды. Чемпион сменился.
Сводная таблица начисления очков в чемпионатах мира Формулы 1 1950-2006 годов
Год | Личный зачет | Кубок Конструкторов |
1950 1951 |
8-6-4-3-2 плюс одно очко за лучший круг; учитываются результаты четырех лучших гонок; очки, набранные гонщиками, сменявшими друг друга по ходу гонки, делятся поровну. Кубок Конструкторов не разыгрывался. | |
1954 1955 1956 1957 |
8-6-4-3-2 плюс одно очко за лучший круг; учитываются результаты пяти лучших гонок; очки, набранные гонщиками, сменявшими друг друга по ходу гонки, делятся поровну. Кубок Конструкторов не разыгрывался. | |
1958 | 8-6-4-3-2 плюс одно очко за лучший круг; учитываются результаты шести лучших гонок | 8-6-4-3-2; учитываются результаты шести лучших гонок; не учитываются результаты гонки в Индианаполисе; конструктор получает очки лишь за лучшую финишную позицию |
1959 | 8-6-4-3-2 плюс одно очко за лучший круг; учитываются результаты пяти лучших гонок | 8-6-4-3-2; учитываются результаты пяти лучших гонок; не учитываются результаты гонки в Индианаполисе; конструктор получает очки лишь за лучшую финишную позицию |
1960 | 8-6-4-3-2-1; учитываются результаты шести лучших гонок | 8-6-4-3-2-1; учитываются результаты шести лучших гонок; не учитываются результаты гонки в Индианаполисе; конструктор получает очки лишь за лучшую финишную позицию |
1961 | 9-6-4-3-2-1; учитываются результаты пяти лучших гонок | 8-6-4-3-2-1; учитываются результаты пяти лучших гонок; конструктор получает очки лишь за лучшую финишную позицию |
1962 | 9-6-4-3-2-1; учитываются результаты пяти лучших гонок; конструктор получает очки лишь за лучшую финишную позицию | |
1963 1964 1965 |
9-6-4-3-2-1; учитываются результаты шести лучших гонок; конструктор получает очки лишь за лучшую финишную позицию | |
1966 | 9-6-4-3-2-1; учитываются результаты пяти лучших гонок; конструктор получает очки лишь за лучшую финишную позицию | |
1967 | 9-6-4-3-2-1; учитываются результаты пяти лучших из шести первых гонок и четырех лучших из оставшихся пяти гонок; конструктор получает очки лишь за лучшую финишную позицию | |
1968 | 9-6-4-3-2-1; учитываются результаты пяти лучших из шести первых гонок и пяти лучших из оставшихся шести гонок; конструктор получает очки лишь за лучшую финишную позицию | |
1969 | 9-6-4-3-2-1; учитываются результаты пяти лучших из шести первых гонок и четырех лучших из оставшихся пяти гонок; конструктор получает очки лишь за лучшую финишную позицию | |
1970 | 9-6-4-3-2-1; учитываются результаты шести лучших из семи первых гонок и пяти лучших из оставшихся шести гонок; конструктор получает очки лишь за лучшую финишную позицию | |
1971 | 9-6-4-3-2-1; учитываются результаты пяти лучших из шести первых гонок и четырех лучших из оставшихся пяти гонок; конструктор получает очки лишь за лучшую финишную позицию | |
1972 | 9-6-4-3-2-1; учитываются результаты пяти лучших из шести первых гонок и пяти лучших из оставшихся 6 гонок; конструктор получает очки лишь за лучшую финишную позицию | |
1973 1974 |
9-6-4-3-2-1; учитываются результаты семи лучших из восьми первых гонок и шести лучших из оставшихся семи гонок; конструктор получает очки лишь за лучшую финишную позицию | |
1975 | 9-6-4-3-2-1; учитываются результаты семи лучших из восьми первых гонок и пяти лучших из оставшихся шести гонок; конструктор получает очки лишь за лучшую финишную позицию | |
1976 | 9-6-4-3-2-1; учитываются результаты семи лучших из восьми первых гонок и семи лучших из оставшихся восьми гонок; конструктор получает очки лишь за лучшую финишную позицию | |
1977 | 9-6-4-3-2-1; учитываются результаты восьми лучших из девяти первых гонок и семи лучших из оставшихся восьми гонок; конструктор получает очки лишь за лучшую финишную позицию | |
1978 | 9-6-4-3-2-1; учитываются результаты семи лучших из восьми первых гонок и семи лучших из оставшихся восьми гонок; конструктор получает очки лишь за лучшую финишную позицию | |
1979 | 9-6-4-3-2-1; учитываются результаты четырех лучших из семи первых гонок и четырех лучших из оставшихся восьми гонок | 9-6-4-3-2-1; учитываются результаты всех гонок |
1980 | 9-6-4-3-2-1; учитываются результаты пяти лучших из семи первых гонок и пяти лучших из оставшихся семи гонок | 9-6-4-3-2-1; учитываются результаты всех гонок |
1981 по 1990 |
9-6-4-3-2-1; учитываются результаты одиннадцати лучших гонок | 9-6-4-3-2-1; учитываются результаты всех гонок |
1991 по 2002 |
10-6-4-3-2-1; учитываются результаты всех гонок | |
2003 по 2007 |
10-8-6-5-4-3-2-1; учитываются результаты всех гонок |
Даты
- 1977 год - чемпионом мира стал Ники Лауда
- 1977 год - Кубок Конструкторов достался Ferrari
- 14.01.1977 родился Нараин Картикеян
- 28.01.1977 родился Такума Сато
- 10.05.1977 родился Ник Хайдфельд
Гонщики
- 2777 кругов проехал Марк Бланделл
- 1377 кругов проехал Кристиан Даннер
- 1177 кругов лидировал Стирлинг Мосс
- 177 стартов у Джанкарло Физикеллы
- 177 участий в Гран При у Ники Лауды
- 177 кругов проехал Брюс Хэлфорд
- 77.64 очка набрал Хосе-Фройлан Гонзалес
- 77 очков набрал Жан-Пьер Бельтуаз
- 77 кругов проехал Альберто-Родригес Ларрета
- 77 кругов проехал Тревор Блокдайк
- 77 кругов проехал Энтони Дэвидсон
Шасси
- 77 подиумов у Tyrrell
- 77 участий в Гран При у Copersucar
- 77 участий в Гран При у Maserati
Моторы
- 277 стартов с первого ряда у Renault
- 77 поулов у Honda
Страны
- 977,5 очков набрали австрийцы
© F1News, проект "Числа".