Дэвид Култхард (Red Bull), Льюис Хэмилтон (McLaren Mercedes), Роберт Кубица (BMW Sauber), Кими Райкконен (Ferrari)
Вопрос: Роберт, в Испании вы снова были четвертым, вам явно это нравится...
Роберт Кубица: Да, конечно, я просто счастлив, и не только четвертому месту, а и тому, что, это была первая гонка сезона, в которой не было никаких проблем с машиной, она работала на все 100%, и мы не допустили ни одной ошибки в квалификации. Все хорошо поработали - и результат налицо. Результаты были и раньше, начиная с Австралии, но в Испании, наконец, не было проблем, и я надеюсь, это не последняя такая гонка.
Вопрос: Но вы говорили, что в Испании были проблемы с надежностью, и у вас и у Ника. После тестов в Поль-Рикар можно ли говорить, что они решены?
Роберт Кубица: Проблемы были, не знаю точно, чтопроизошло у НикаБарселоне, но мы, конечно, делаем все возможное, чтобы исключить это в будущем. Мы работаем над тем, чтобы финишировать двумя машинами, но пока это получилось лишь однажды, в Бахрейне.
Вопрос: Этим вы и занимались на тестах в Поль-Рикар?
Роберт Кубица: Нет, восновном мы готовились к Монако и Монреалю. Я участвовал в тестах два дня, один день был посвящен поиску оптимальных настроек для Монако, а во второй мы занимались подготовкой аэродинамики к Монреалю.
Вопрос: Вы уже участвовали здесь в гонке Всемирной серии, но впервые поедете за рулем Формулы 1. Как вы считаете, в чем разница?
Роберт Кубица: Ну, я и на машине Формулы 1 здесь ездил - в прошлом году в четверг. К сожалению, у нас тогда были проблемы, и я не очень много успел проехать. А в гонке, конечно, это будет впервые. Впрочем, у меня неплохо получаются уличные гонки, так что посмотрим. Прошлогодний Гран При Монако не очень хорошо удался команде, надеюсь, что в этом году мы покажем себя с лучшей стороны.
Вопрос: Дэвид, для Роберта это будет первый Гран При Монако в Формуле 1. А как вам, не надоело еще?
Дэвид Култхард: Ну что вы. Это настоящее испытание для гонщика, надо иметь железные нервы, потому что тут можно ошибиться на первом круге, а можно и на последнем. А ошибок эта трасса не прощает. И если обычно идет борьба за очки, то здесь наслаждение получаешь еще и от того, что доехал до финиша.
Вопрос: Насколько важен для вас был финиш в Испании?
Дэвид Култхард: Ну, очевидно, для команды важно любое добытое очко, особенно когда мы пытаемся подняться выше седьмого места в Кубке Конструкторов, которое занимаем с момента основания команды. Думаю, хорошо заметно, что мы развиваемся от гонки к гонке, не хватает только надежности.
У нас было много проблем в конце гонки, но мы все-таки добрались до финиша, и я считаю этот факт лучшим показателем того, что мы действительно продвинулись вперед по сравнению с началом сезона.
Вопрос: Отражает ли этот результат развитие команды, был ли он ожидаем?
Дэвид Култхард: В первую очередь, отраден тот факт, что машина стала явно быстрее еще в Бахрейне, когда мы получили первый комплект доработок, и затем в Барселоне, мы все ближе к лидерам, McLaren и Ferrari, и уже догоняем BMW. Мы явно быстрее Renault, и это не может не радовать. Они вовсе не случайно выиграли два чемпионата, так что мы, как команда, развиваемся очень неплохо.
Вопрос: Испытываете ли вы облегчение после такого долгого периода без очков?
Дэвид Култхард: Да, это здорово. Добывать очки - это, собственно, то, ради чего мы здесь находимся. Конечно, те, кто впереди нас, имеют реальные шансы побороться за поул и за победу. Мы пока еще в роли догоняющих, и наша цель - сокращать отрыв, финишировать на пятом месте и принести больше очков команде. Мы должны прогрессировать от гонки к гонке, и к концу сезона будет видно, чего мы добьемся.
Вопрос: Кими, вы, как и Дэвид, уже побеждали здесь раньше. Каковы ваши впечатления от трассы?
Кими Райкконен: Это прекрасное место, всегда. Море удовольствия. Никогда не знаешь наперед, как все сложится, но мы приехали сюда с хорошим багажом, так что посмотрим.
Вопрос: Говорят, вы все еще испытываете проблемы с переходом на шины Bridgestone. Дело именно в этом?
Кими Райкконен: Не знаю, все ли дело в шинах, но я действительно не удовлетворен машиной настолько, насколько хотелось бы. Наверное, понадобится еще немного времени, мы уже со многим разобрались, и, надеюсь, мы выйдем на тот уровень, на который рассчитывали.
Вопрос: Может, не хватает уверенности, понимания того, над чем надо поработать?
Кими Райкконен: Да нет. Просто когда машина работает не так, как тебе хочется, очень трудно показывать хорошую скорость. Надо наконец собрать все воедино, и начать добиваться результатов.
Вопрос: На данный момент в таблице чемпионата вы немного отстаете от трех своих соперников. Как вы считаете, его все еще можно выиграть?
Кими Райкконен: Ну прошло лишь четыре гонки, еще многое может случиться. К сожалению, в прошлой гонке я не добрался до финиша. В противном случае, думаю, ситуация в чемпионате была бы несколько иной. Но по крайней мере я не очень сильно отстал. Как вы отметили, за чемпионское звание борются несколько человек, и в этой ситуации очки заработать легче, чем когда основных претендентов всего двое.
Вопрос: Значит, вы не очень обеспокоены?
Кими Райкконен: Пока еще не очень. Впереди длинный сезон, и не я один еще испытаю проблемы.
Вопрос: Льюис, в Испании вы сказали, что не считаете Гран При Монако лотереей, выиграв здесь три раза, но не кажется ли вам, что в Формуле 1 все несколько иначе?
Льюис Хэмилтон: Определенно. В течение недели мы изучали прошлые гонки и рассматривали различные варианты стратегии, и, думаю, в основном из-за последних нововведений в правилах, эта гонка в большей степени будет лотереей, чем какая-либо другая, но, тем не менее, надо все-таки ехать быстро. Здесь не обязательно побеждает самый быстрый гонщик. Но надо чтобы абсолютно все сложилось как надо, и именно над этим следует поработать.
Вопрос: Насколько вам поможет опыт предыдущих выступлений, пусть даже и в других машинах?
Льюис Хэмилтон: Эта машина, очевидно, сильно отличается от тех, но, конечно, опыт поможет. Опыт выступлений на трассе всегда на руку гонщику, а особенно когда речь идет о такой трассе, где, как сказал Дэвид, нет права на ошибку. Когда знаешь, где точки торможения, где кочки, это сильно помогает.
Вопрос: После четырех гонок у вас потрясающий результат. Как вы считаете, изменились ли взаимоотношения внутри команды, в особенности с вашим напарником? Он чемпион мира, а вы теперь - лидер чемпионата.
Льюис Хэмилтон: Я не думаю, что что-то изменилось. Наши взаимоотношения только крепнут. Я в команде уже давно, и все становится только лучше и лучше. Мы все вместе тяжело трудимся на общий результат, и это приносит свои плоды. Думаю, что наши отношения с Фернандо также становятся все лучше. Мы начинаем понимать друг друга. Естественно, мы относимся друг к другу с большим уважением, с этим все в порядке.
Вопрос: Это больше соперничество, или отношения типа "мастер-ученик"?
Льюис Хэмилтон: Я никогда не считал это чем-то вроде взаимоотношений мастера и ученика, если честно. Думаю, как и в любой команде, присутствует дух соперничества, но только на трассе. Мы профессионалы. Вне трассы мы друзья, общаемся, расслабляемся, между нами нет никакой напряженности.
Вопросы с мест
Вопрос (Сэл Зэнка - Associated Press): Льюис, каковы ваши впечатления от самой первой гонки здесь в Монако, и что изменилось с тех пор, ведь теперь вы приехали сюда лидером?
Льюис Хэмилтон: Ну, первый раз это была Формула 3, и это происходило не в один уикенд с Гран При. Наш падок находился в другом месте, очень далеко отсюда, но, тем не менее, это был потрясающий опыт. Здесь очень интересная трасса, но когда приезжаешь сюда в качестве гонщика Формулы 1, погружаешься совсем в другую атмосферу, весь этот гламур и глянец, все это очень необычно.
Вопрос (Рэнди Филлипс - The Gazette): Дэвид, как вы чувствуете себя среди молодежи, и скучаете ли по таким гонщикам, как Жак Вильнёв и Михаэль Шумахер?
Дэвид Култхард: Ну, давайте я сначала отвечу на вторую часть вопроса… Нет, не скучаю, потому что жизнь идет вперед, спорт, а тем более Формула 1, постоянно развивается и видоизменяется. Посмотрите хотя бы, насколько изменилась технология с тех пор, как я начал выступать в 1994 году. Машины были шире, мы ездили на сликах, без трэкшн-контроля, с 3.5-литровыми двигателями. Меня как-то спросили, что я думаю о будущем дизельных автомобилей в Ф1. Пускай! Почему бы не развиваться и в этом направлении?
Я не из тех, кто говорит: "ах, как раньше все было хорошо". Я живу завтрашним днем. Я знаю, многие из ваших коллег до сих пор считают, что лучшие гонки были в 70-е годы. Знаете, у меня есть для них новость: мы не можем вернуться назад, и мир не может вернуться в то время. Хотя, может, тогда и было многое лучше чем сейчас. А что касается первой части вопроса, то я не думаю о возрасте. Я не думал об этом и тогда, когда мне было 11 лет и я соревновался с 16-летними, а в то время это была очень большая разница.
Как показывает Льюис, как показывает Фернандо, и Кими, когда он только начинал… Если ты достаточно хорош, значит твой возраст подходит, пусть ты и совсем еще молод. И наоборот, если ты все еще хорош, значит не стар до тех пор, пока физически в состоянии вести машину.
И дело тут не только во мне. Не думаю, что Михаэль ушел потому, что слишком стар для гонок. Наверное, тут были какие-то другие причины, о которых, возможно, мы никогда не узнаем. Каждый из нас делает свой выбор, и я остался, потому что люблю гонки. Зачем же прекращать заниматься любимым делом, если есть такая возможность?
Вопрос (Хейкки Култа - Turun Sanomat): Кими, как вы считаете, имеет ли McLaren преимущество на этой трассе?
Кими Райкконен: Не знаю. На тестах на прошлой неделе я не готовился к Монако, я занимался подготовкой к Монреалю. Поэтому мне трудно судить, насколько они хороши. Исходя из своего прошлого опыта, McLaren всегда хорошо готовились к гонке в Монако, но я не вижу причин, по которым мы должны выглядеть здесь слабее, чем на других трассах.
Вопрос (Ливио Ориккио - O Estado de Sao Paulo): Льюис, вы побеждали здесь и в Формуле 3 и в GP2, на тестах в Поль-Рикар, в его медленной конфигурации вы тоже были одним из самых быстрых. Считаете ли вы, что у вас есть все шансы победить уже в пятой вашей гонке в Формуле 1?
Льюис Хэмилтон: Думаю, здесь у меня такие же шансы, как и везде. Мы поработали над машиной на тестах, мы становимся все сильнее, и будем сильны в этот уикенд. Но нельзя забывать о BMW и Ferrari. Для меня все еще в новинку выступать здесь на машине Формулы 1, она сильно отличается и от GP2 и от Ф3. Так что давайте подождем и посмотрим, как все сложится.
Вопрос (Дэн Натсон - National Speed Sport News): Льюис, когда вы приехали в Австралию, вас мало кто знал. Сейчас сложно найти английскую газету, в которой не встречалась бы ваша фамилия. Как вы справляетесь со всем этим? Читаете всю прессу?
Льюис Хэмилтон: Нет, я не читаю все подряд, что обо мне пишут. И не думаю, что мне это нужно. Популярность, конечно, растет, но мне кажется, я с этим справляюсь. Приятно видеть свое лицо в газетах и журналах. Очень хорошо иметь такую поддержку, и пока обо мне не пишут гадостей, я счастлив.
Вопрос (Иан Паркс - The Press Association): Льюис, после Барселоны говорили - в частности, Эдди Джордан и Кеке Росберг, - что они пока не видят в вас агрессии, а потенциальный чемпион должен быть агрессивен, стараться побеждать любой ценой. Вы чувствуете это в себе?
Льюис Хэмилтон: Я не думаю, что победа любой ценой - это то, к чему надо стремиться. Конечно, каждый из нас хочет побеждать, поэтому мы готовимся, тренируемся, и работаем в поте лица, но лично я не согласен, что цель всегда оправдывает средства. Впрочем, у каждого своя точка зрения на это.
Вопрос (Рэнди Филлипс - The Gazette): Льюис, анализируя свои выступления, четыре подиума в четырех гонках, что вы думаете? Хлопаете ли себя мысленно по плечу?
Льюис Хэмилтон: Это как путешествие на моторной лодке. Только попал в Формулу 1, и сразу четыре подиума подряд, кажется, все так легко, но на самом деле это большой и тяжелый труд. Иногда оглядываешься назад и думаешь, "ух ты, я приехал вторым после Фелипе Массы!" Несколько лет я смотрел на этих парней и завидовал им. А теперь я один из них. Очень трудно выразить словами…
Вопрос (Дэн Натсон - National Speed Sport News): Дэвид, вы много лет знакомы с Марком Уэббером, и вот последние пять месяцев вы напарники. Насколько изменились ваши отношения?
Дэвид Култхард: Ну, теперь мне приходится сравнивать наши стили вождения, телеметрию, и всякое такое, а раньше нас связывала общая работа в GPDA. Он профессионал, очень много трудится, и мы вместе работаем на благо команды.
Вопрос (Сэл Зэнка - Associated Press): Вопрос Дэвиду и Льюису, как ветерану и новичку, каково ваше мнение насчет ночных гонок? Консультировались ли с вами FIA или Берни?
Дэвид Култхард: Ну может с Льюисом и говорили об этом, но моего мнения никто не спрашивал, это, в общем, и не мое дело - принимать какие-либо решения относительно трасс. У FIA есть свои соображения насчет безопасности, а Берни отлично ведет бизнес, и все мы имеем от этого свою прибыль.
Так что мне не хотелось бы быть втянутым в эти дискуссии. Ночная гонка? Я участвовал в Ле-Мане. Там не было фонарей, и приходилось полагаться только на фары. Сейчас все это обсуждают, и это хорошо для Формулы 1. Странно, что об этом не заговорили еще в ноябре, было бы что обсуждать всю зиму.
У нас сейчас хороший интересный чемпионат, борются сразу несколько гонщиков, и, как я уже говорил, Формула 1 не стоит на месте, она сильно изменилась за последние десять лет, так что это просто очередное изменение. Наверняка там не будет проблем со светом. Думаю, любой из вас одинаково хорошо ездит по городу и днем и ночью, если освещения достаточно.
Льюис Хэмилтон: На мой взгляд, это будет интересно. Это нечто новое. Я никогда не ездил в одноместном спортивном автомобиле ночью. Мы видели, как это происходит в ChampCar. У них это работает. Думаю, это будет напряженная гонка, учитывая нашу скорость. Ну и то, что это будет уличная гонка, добавляет интереса, особенно мне. Никто к нам не обращался по этому поводу, думаю, что никто из гонщиков не участвует в дискуссиях о новых трассах.
Вопрос (Сэл Зэнка - Associated Press): Что в этом самое сложное?
Льюис Хэмилтон: Могу только предположить, что это будет гонка наподобие Монако, уличная трасса с отбойниками. Правда, в Монако всегда много солнца, хорошо видно трассу, все кочки, и видно все далеко впереди, здесь же будет несколько темнее.
Ну да, будет какое-то освещение, но я не знаю, будет ли оно достаточным. Какое забрало шлема мы будем использовать? Да и определить свою позицию на трассе будет сложнее. Днем получаешь очень много визуальной информации, но ночью, если чего-то не заметишь, то кто знает, к чему это может привести.
Вопрос (Юха Паатало - Financial Times Germany): После Барселоны и проблем на тестах, насколько вы уверены в надежности машины?
Кими Райкконен: Не думаю, что дело в надежности. У нас была проблема, но мы разобрались в ней - это была всего лишь мелочь, которая, к сожалению, стоила мне гонки. Не думаю, что это когда-нибудь еще повторится. Проблема решена. А на тестах мы испытывали новинки, и неполадки не носили массовый характер. У меня нет проблем с надежностью машины.
Вопрос (Дэн Натсон - National Speed Sport News): Кими, насколько вы разочарованы прошедшими гонками?
Кими Райкконен: Есть немножко, но это мой первый год в команде, и я знал, что в Австралии не будет на 100% подходящей мне машины, поэтому я не был сильно удивлен результатом. По крайней мере, мы знали, над чем работать. К сожалению, частенько на тестах мы подбираем хорошие настройки, а через неделю в гонке они уже не работают, надо с этим разобраться. Нас ждет длинный сезон, у нас неплохая позиция в чемпионате, и мы продолжаем борьбу.
Вопрос (Фредерик Ферре - L'Equipe): Кими, в Барселоне Марио Альмондо упомянул об особом методе работы с гонщиками. Можете рассказать нам об этом?
Кими Райкконен: Понятия не имею, что он имел в виду. Спросите у него.
Вопрос (Ливио Ориккио - O Estado de Sao Paulo): Кими, какова ваша реакция на то, что вас считают невезучим?
Кими Райкконен: К сожалению, это часть гонок. Не знаю, насколько это связано с везучестью. Иногда, вероятно, мне не везет, но мы все работаем над тем, чтобы такие вещи не повторялись. Это нельзя предугадать. Мы всего лишь готовимся к гонке. А в гонке может случиться все, что угодно. К несчастью, у меня это не в первый раз, и, вероятно, не в последний. Надо выкарабкиваться. Сезон длинный, и еще ничего не потеряно.
Вопрос (Рэнди Филлипс - The Gazette): Роберт, насколько сейчас машина лучше той, на которой вы ездили в прошлом году, когда вы дебютировали в гонках?
Роберт Кубица: Она намного лучше. В прошлом году мы лезли из кожи вон чтобы пробиться во вторую часть квалификации, а сейчас мы без особых проблем занимаем 5-6 место на стартовом поле. Но нам еще предстоит работать и работать, чтобы достать лидеров. Да и команды позади нас подтягиваются - в Бахрейне и Барселоне был явно виден прогресс Renault и Red Bull.
Вопрос (Рэнди Филлипс - The Gazette): Вы испытываете какое-то дополнительное давление от этого?
Роберт Кубица: Не думаю. Не было особого давления в прошлом году, нет его и в этом. Я просто сажусь в машину и делаю свою работу настолько хорошо, насколько могу.