100 мгновений истории. Зимний проект F1News.Ru |
|
Дата: 21 августа 2005 года | Место: Истанбул-Парк (Гран При Турции) |
Фабула
Во второй половине сезона в чемпионате сложилась интересная ситуация. Команда Renault лидировала в обоих зачетах, однако ее автомобили уступали по скорости технике McLaren, и соперники от гонки к гонке понемногу сокращали отставание.
На новой трассе в Турции лидер команды Рона Денниса – Кими Райкконен – был фактически безупречен. Финн показал лучшее время в тренировке, затем в квалификации, а в воскресенье и вовсе лидировал с первого до последнего круга. Однако у своего главного соперника Фернандо Алонсо смог отыграть всего два очка.
Молодой испанец рвался к титулу – и потому оказавшись на первых кругах гонки позади напарника Джанкарло Физикеллы, не стал играть в джентльмена. В наушниках итальянца раздался голос Флавио Бриаторе – босс Renault и по совместительству менеджер Алонсо потребовал уступить дорогу. Физико повиновался.
Однако в гоночной стратегии французская команда уступила McLaren – занимавший поначалу только четвертое место Хуан-Пабло Монтойя на финишном отрезке гонки оказался вторым. Победный дубль был для McLaren крайне важен во всех отношениях – и казалось, что завоевать его будет несложно.
Правда, колумбийца потихоньку догонял Алонсо, но все расчеты показывали, что времени до финиша ему не хватит. Однако Хуан начал нервничать. И всего за три круга до клетчатого флага, опережая на круг Jordan португальца Тьяго Монтейру, Монтойя слишком рано нажал на тормоз перед поворотом. Машины столкнулись, на McLaren оказался разбит диффузор, и Алонсо отобрал второе место, сведя потерю очков к минимуму.
Памятные моменты
Из-за включения в календарь турецкого Гран При число этапов выросло до 19 за год – на настоящий момент это рекорд Формулы 1. Трасса, включающая в себя длинный скоростной поворот, предъявляла особые требования к шинам.
На автомобилях команды Williams резина не выдержала в гонке в общей сложности четыре раза! Причем Марк Уэббер, отставая на круг после очередного визита в боксы, умудрился столкнуться с Ferrari Михаэля Шумахера, повредив на машине чемпиона мира подвеску. Свой лучший круг в гонке Хуан-Пабло Монтойя проехал, на две секунды перекрыв время поула Кими Райкконена.
Фокус: Истанбул-Парк (трасса)
Чтобы в XXI веке заполучить Гран При Формулы 1, любая страна должна исполнить хорошо известный порядок действий, каждое из которых связано с серьезными финансовыми расходами. И речь здесь идет даже не столько о строительстве гоночного комплекса – хотя и это удовольствие не из дешевых. Попутно нужно регулярно пользоваться услугами нескольких компаний, которые берут за твой труд немало, и к счетам которых в конечном итоге имеет доступ небезызвестный седовласый "Мистер Э.".
Действительно – наивно думать, что проектировать автодромы на всем белом свете умеет один только Герман Тильке. Вовсе нет – есть мастера не хуже, и их работа стоит дешевле. Но если обратиться к ним – включение этапа в календарь чемпионата мира станет задачей почти неразрешимой. Турки в 2003 году не стали искать добра от добра – и честно одолели весь путь от первоначального замысла до красавца-автодрома, который вознесся ввысь на азиатской окраине Стамбула.
Проект поддержали торгово-промышленная палата столицы страны и глава местной автофедерации Мумтаз Тагинджи, чей сын Джейсон как раз в ту пору дебютировал в британской Формуле Renault 2.0. Силами умелых турецких рабочих гоночный комплекс возвели быстро и достаточно недорого – в прессе можно найти упоминания о том, что на строительство потратили 70 миллионов долларов. Во что обошелся разного рода «консалтинг», неизвестно, но уже в 2005-м в Стамбул приехала Формула 1.
Трасса, закрученная против часовой стрелки, пилотам понравилась. Дебютную гонку выиграл Кими Райкконен, после чего трижды подряд неудержим был Фелипе Масса. Приезжали сюда и участники многих других чемпионатов – и тоже остались довольны.
А в 2007-м владельцем автодрома стал сам Берни Экклстоун – после чего контракт на проведение Гран При был подписан аж до 2021 года…
Цифры
Азиатские трассы Формулы 1...
Трасса | Страна | Длина круга, м | Годы |
Фудзи | Япония | 4359-4563 | 1976-2008 |
Сузука | Япония | 5807-5864 | 1987-2006 |
Аида | Япония | 3703 | 1994-1995 |
Сепанг | Малайзия | 5542-5543 | 1999-2008 |
Сахир | Бахрейн | 5412-5417 | 2004-2008 |
Шанхай | Китай | 5451 | 2004-2008 |
Стамбул | Турция | 5338 | 2005-2008 |
Сингапур | Сингапур | 5067 | 2008 |
Проект F1News.Ru 2008-2009