100 мгновений истории. Зимний проект F1News.Ru |
|
Дата:28 июня 1964 года | Место: Руан (Гран При Автоклуба Франции) |
Фабула
Лидеры четырех ведущих команд – Lotus, Brabham, Ferrari и BRM на первых кругах держались плотной группой. Но вскоре ярко-алая машина Джона Сертиза покинула трассу из-за пробитого маслопровода, а Грэм Хилл допустил ошибку, оставив впереди двоих: за команду Колина Чепмена сражался Джим Кларк, за команду Джека Брэбэма – Дэн Герни. Поначалу впереди держался шотландец, но после середины дистанции мотор Climax подвел своего пилота.
Лишившись соперников, Герни без проблем довел гонку до клетчатого флага, открыв счет победам в Формуле 1 для команды Brabham. Ее владелец, Джек Брэбэм смог лично поздравить своего пилота на подиуме, поскольку сам финишировал третьим, пропустив незадолго до финиша вернувшегося в гонку Хилла.
Памятные моменты
Из-за причуд расписания гонщики Формулы 1, после серии пятничных тренировок и квалификации, получили в субботу день отдыха. Поэтому Майк Хейлвуд, недолго думая, улетел из Франции в голландский Ассен, где принял участие в мотогонке Dutch TT – и выиграл! Из-за забастовки авиадиспетчеров вернуться самолетом не удалось – и британцу пришлось всю ночь гнать машину через пол-Европы, чтобы успеть к старту Гран При. Он успел.
Первой победа в Руане стала не только для команды Brabham, но и для коробок передач Hewland.
Фокус: Hewland (коробки передач)
Человек, оказавшийся в нужное время в нужном месте – это про Майка Хьюланда. Владелец небольшой механической мастерской и подумать не мог, что сможет перевернуть мир Формулы 1, когда в 1958 году к нему обратился некий Боб Гибсон-Джарви с просьбой помочь в изготовлении нескольких коробок передач для машин Формулы 2.
Надо сказать, что в ту пору коробки частенько становились слабым местом гоночных машин. Сложно представить – но ни одна компания не занималась производством спортивных КПП – приходилось или использовать фирменные агрегаты, или приспосабливать узлы от «гражданских» машин. Первое было дорого и не всегда доступно, второе – не слишком надежно. Так что, сам того не желая, Хьюланд нашел золотую жилу.
Поначалу компания, штат которой составлял всего пять человек, дорабатывала агрегаты от Volkswagen, а с 1963 года наладила выпуск собственных коробок. Джек Брэбэм заинтересовался продукцией Hewland и начал использовать ее сначала в Тасманском кубке, а затем, убедившись в надежности, и в Формуле 1.
Звездным часом для Хьюланда стал приход в Большие Призы легендарного мотора Cosworth DFV в 1967 году. Простой, не очень дорогой и мощный агрегат стали покупать все команды – и пристыковывать к нему 5-скоростную КПП Hewland FG400. Эта пара стала в Ф1 настолько популярной, что в какой-то момент лишь Ferrari удалось выстоять под конкурентным натиском англичан.
С годами увидели свет доработанная 6-скоростная FGA и рассчитанная на более оборотистые моторы конца 70-х FGB. Разумеется, коробки Хьюланда широко использовались и во многих других гоночных категориях, от молодежных формул до спорткаров. Скажем, в наши дни ими оснащаются автомобили «футбольной» серии Formula Superleague, разнообразных первенств Формулы Ford и еще многих серий и чемпионатов.
И лишь в Формуле 1 с приходом «эры автопроизводителей» каждая команда теперь не жалеет денег на постройку собственных КПП, или покупает ее «в обойме» с клиентским мотором. Но если неоднозначная идея Макса Мосли о стандартизированных моторах Cosworth все же получит ход, то очень вероятно, что к их заднему торцу, как и в старые добрые времена, будут пристыковывать коробку с логотипом в виде крылатой буквы «Н»…
Проект F1News.Ru 2008-2009