100 мгновений истории. Зимний проект F1News.Ru |
|
Дата:22 июля 2007 года | Место: Нюрбургринг (Гран При Европы) |
Фабула
В этой гонке главным героем стал дождь. Он неожиданно начался в момент старта, причем с небес лило так, что с трассы буквально смывало машины. Судьям ничего не оставалось, как остановить гонку. Тут-то и выяснились два любопытных обстоятельства. Во-первых, неожиданно для всех в лидерах значился абсолютный новичок – немец Маркус Винкельхок, к тому же выступающий за Spyker – самую слабую команду чемпионата. Он «переобулся» заранее и поэтому смог пробиться с последней стартовой позиции на первую всего за пару кругов.
А во-вторых, лидер сезона, британец Льюис Хэмилтон, не стал покидать машину, оказавшись в гравийной зоне безопасности, а вместо этого дождался, пока появится трактор-эвакуатор и вернет его McLaren на трассу. Впрочем, британцу это не помогло – он так и не смог после рестарта пробиться с 17-го места в очки, даже располагая «Серебряной стрелой», сравниться с которой в том сезоне могла разве что техника Скудерии.
Недолго оставался впереди и Винкельхок, которого соперники «съели» буквально за пару поворотов. Вперед же вышли Фелипе Масса (Ferrari) и Фернандо Алонсо (MсLaren) – долгое время казалось, что именно в таком порядке они и финишируют, но на последних кругах дождь пошел вновь. Испанец, машина которого была настроена под сырую трассу, оказался заметно быстрее бразильца на «сухих» регулировках – и победил в Гран При.
Памятные моменты
В квалификации Льюис Хэмилтон попал в свою первую серьёзную аварию в Формуле 1. Из-за разболтавшейся колесной гайки он потерял управление и очень жестко налетел на ограждение. А в гонке британец впервые с начала сезона не попал на подиум после девяти подряд финишей в первой тройке.
Итальянец Витантонио Лиуцци, вылетев с трассы в первом повороте, где по асфальту текла настоящая река, протаранил трактор-эвакуатор, который убирал машину одного из его коллег. Для другого гонщика Toro Rosso, Скотта Спида, Гран При Европы стал последним в карьере – американца заменил Себастьян Феттель.
Приз за победу Рону Деннису вручал Михаэль Шумахер. Впервые после своего ухода в 2001 году легендарный комментатор Марри Уокер вернулся к микрофону и рассказывал об этой гонке слушателям BBC Радио Пять.
Фокус: Эдриан Ньюи (конструктор)
Эдриан Ньюи родился в семье хирурга-ветеринара на родине Шекспира – в городке Страдфорд-на-Эйвоне. Уже с детских лет он обнаружил невероятный интерес к технике, прежде всего автомобилям. Будучи школьником, Эдриан очень хотел заниматься картингом, но денег у родителей на это не было. И тогда Ньюи начал сам за бесценок скупать у спортсменов вышедшую из строя технику – и восстанавливать ее. Получалось это не всегда, но британец получил неоценимый опыт.
В университете Саутгемптона он изучал астронавтику и аэронавтику, а диплом защитил на тему граунд-эффекта. Именно тогда и сформировался инженер, влюбленный в гонки и в совершенстве понимающий, что можно сотворить с потоком воздуха. В отличие от былых десятилетий, в Формуле 1 первой половины 80-х уже сложно было рассчитывать на знаковые изобретения вроде кузова-монокока, антикрыльев или шин без протектора. На первое место вышла аэродинамика.
Ньюи попал в Большие Призы фактически сразу после выпускного бала. Но после непродолжительного сотрудничества с командой Fittipaldi перебрался в March, где был командирован в Формулу 2 в качестве гоночного инженера. Затем он строил спорткары для первенства IMSA и не один год создавал Марчи для серии IndyCar. Машины эти были весьма успешными, выиграв немало гонок и титулов.
А когда в компании приняли решение вернуться в Формулу 1 после небольшой паузы, главным конструктором нового March 881 стал, конечно же, Эдриан. У команды было не так много денег, да и достойный мотор заполучить не удалось, но порой пилоты бирюзовых машин добивались хороших результатов. На Гран При Португалии 1988 года Иван Капели в честной борьбе одолел на трассе непобедимый McLaren Айртона Сенны и финишировал вторым. Годом позже во французском Поль-Рикаре итальянец и его напарник Маурисио Гужельмин и вовсе могли сделать дубль – немножко не хватило везения.
Разумеется, талант Ньюи оказался востребован на куда более серьезном уровне – и конструктор перебрался в Williams, где стал главным специалистом по аэродинамике и помощником Патрика Хеда. А после невероятно успешного для команды периода 1992-96 годов вновь сменил место работы, приняв предложение Рона Денниса. История повторилась ещё раз – созданные Эдрианом машины на трассах не знали себе равных. Именно тогда и родилась крылатая фраза о том, что единственный реальный соперник Михаэлю Шумахеру – это именно британский конструктор. Ведь и вправду 1992 по 2004 год все титулы или доставались немецкому пилоту и его команде, или были завоеваны на технике Ньюи. Более того, британцы называют Михаэля 'Schuey' – взяв начало от его собственной фамилии, и окончание фамилии Эдриана.
Переманить инженерный талант из McLaren пытались не раз. В 2001-м это едва не сделал Бобби Рейхал, назначенный боссом новой команды Jaguar – с Ньюи они были знакомы еще со времен Индикара. Сложно сказать, чем бы все закончилось, но уже через пару месяцев американец лишился своего поста. И лишь в феврале 2006-го переход все же состоялся – правда, к тому моменту коллектив уже носил название Red Bull. По некоторым оценкам, его владелец Дитрих Матешитц платит Ньюи около 10 миллионов долларов в год.
И есть за что. Команда явно прибавила, в 2006-м завоевала первый в своей истории подиум (отличился Дэвид Култхард – третье место), затем повторив это достижение еще дважды – на ГП Европы '07 (Марк Уэббер – третий) и ГП Канады '08 (ДиСи – третий). А затем машина Эдриана вновь приехала первой – под проливным дождем в Монце отличился Себастьян Феттель. И есть ощущение, что для Красных Быков это только начало…
Цифры
Мы отобрали в справочниках результаты всех машин, в разработке которых официально заявлено участие Эдриана Ньюи. как в должности технического директора, так и конструктора...
Год | Шасси | Гран При | Лучший финиш |
Победы | Поулы | Лучший круг |
Очки |
1988-89 | March 881 | 18 | 2 | - | - | - | 26 |
1989 | March CG891 | 14 | 7 | - | - | - | - |
1990 | Leyton House CG901 | 16 | 2 | - | - | - | 7 |
1991 | Williams FW14 | 16 | 1 | 7 | 6 | 8 | 125 |
1992 | Williams FW14B | 16 | 1 | 10 | 15 | 11 | 164 |
1993 | Williams FW15C | 16 | 1 | 10 | 15 | 10 | 168 |
1994 | Williams FW16 | 16 | 1 | 7 | 6 | 8 | 118 |
1995 | Williams FW17 | 17 | 1 | 5 | 12 | 6 | 118 |
1996 | Williams FW18 | 16 | 1 | 12 | 12 | 11 | 175 |
1997 | Williams FW19 | 17 | 1 | 8 | 11 | 9 | 123 |
1998 | McLaren MP4-13 | 16 | 1 | 9 | 12 | 9 | 156 |
1999 | McLaren MP4-14 | 16 | 1 | 7 | 11 | 9 | 124 |
2000 | McLaren MP4-15 | 17 | 1 | 7 | 7 | 12 | 162 |
2001 | McLaren MP4-16 | 17 | 1 | 4 | 2 | 6 | 102 |
2002 | McLaren MP4-17 | 17 | 1 | 1 | - | 2 | 65 |
2003 | McLaren MP4-17D | 16 | 1 | 2 | 2 | 3 | 142 |
2004 | McLaren MP4-19 | 18 | 1 | 1 | 1 | 2 | 69 |
2005 | McLaren MP4-20 | 19 | 1 | 10 | 7 | 12 | 182 |
2006 | McLaren MP4-21 | 18 | 2 | - | 3 | 3 | 110 |
2007 | Red Bull RB3 | 17 | 3 | - | - | - | 24 |
2007 | Toro Rosso STR02 | 17 | 4 | - | - | - | 8 |
2008 | Red Bull RB4 | 18 | 3 | - | - | - | 29 |
2008 | Toro Rosso STR02B | 5 | 7 | - | - | - | 2 |
2008 | Toro Rosso STR03 | 13 | 1 | 1 | 1 | - | 37 |
Всего | 386 | - | 101 | 123 | 121 | 2236 |
Проект F1News.Ru 2008-2009