Гонка #89 19 июня 1960 года. Гран При Бельгии. Спа | |
Поул | Джек Брэбэм (Cooper) – 3:50,0 (220,696 км/ч) |
Лучший круг | И.Айрленд (Lotus), Ф.Хилл (Ferrari), Д.Брэбэм (Cooper) – 3:51.9 (218,887 км/ч) |
Победитель | Джек Брэбэм (Cooper) – 3:21.37,3 (217,052 км/ч) |
Классическая 14-километровая трасса в Спа всегда считалась местом весьма опасным, ведь проходила она по обычным дорогам – и столбы, деревья и строения порой вплотную подступали к гоночному полотну. С ростом скоростей увеличивалось и количество связанных с этим проблем.
Гран При 1960 года подтвердил худшие опасения. Еще до гонки после двух серьезных аварий в больницу отправили британцев Стирлинга Мосса и Майка Тейлора. Первый сломал обе ноги, второй и вовсе получил столь серьезные повреждения, что фактически вынужден был закончить карьеру.
Ну а уже по ходу гоночной дистанции разбились насмерть еще двое подданных Её Величества, Крис Бристоу и Алан Стейси. Уик-энд 1960 года в Спа считается одним из самых черных дней в истории Формулы 1, наравне с Гран При Сан-Марино'94.
Джек Брэбэм завоевал первый из двух своих «Больших шлемов»: стартовал с поула, лидировал от старта до финиша, показав при этом еще и лучший круг (правда, точно такое же время зафиксировали еще и Фил Хилл с Иннесом Айрлендом). На «серебро» претендентов было несколько, но вышедший на второе место после старта Оливье Жендебьен вскоре откатился назад, а опередивший его Айрленд ошибся и вылетел с трассы.
Так что следом за Брэбэмом финишировал его напарник по команде Cooper Брюс Макларен. Грэм Хилл упустил возможность подняться на подиум в самый последний момент: на финальном круге на его BRM отказал мотор, и по тогдашним правилам британцу не досталось не только кубка, но и очков. Всего же до клетчатого флага добрались лишь шесть пилотов из 17 стартовавших.
Фокус: Стирлинг Мосс
Сын лондонского дантиста стал для своих земляков воплощением скорости. Много лет фраза: «Кем ты себя считаешь, Стирлингом Моссом, что ли?» была едва ли не официальной у британских дорожных полицейских, остановивших очередного нарушителя скорости. Сам он как-то сказал, что за свою жизнь провел 525 гонок на 84 разных машинах и порой выходил на старт 62 раза в год.
Стирлингу не довелось завоевать чемпионскую корону – четырежды он останавливался в шаге от титула. Но его феноменальный талант, благородство и патриотизм сделали Мосса невероятно популярным. «Лучше проиграть на британской машине, чем выиграть на иностранной», - говорил он. Но сам, как правило, выигрывал и на тех, и на других.
Гонками он увлекся по примеру родителей, регулярно выступавших в самых разных соревнованиях. От них же получил в подарок Austin Seven, на котором в возрасте девяти лет носился по садовым дорожкам. А затем, уже после войны, на спортивном BMW своего отца Альфреда впервые вышел на старт официальных соревнований.
В 1950-м Стирлинг выиграл престижную гонку Tourist Trophy, а уже годом позже дебютировал в Формуле 1. На 21-летнего мальчишку соперники, многим из которых давно перевалило за сорок, смотрели с легкой усмешкой. Но прошло несколько лет, и Мосс убедил всех, что догнать его очень сложно, а обогнать – почти невозможно.
Его звали в топ-команды тогдашних Больших Призов – и пилот не устоял перед предложением Mercedes. Выступая за «серебряные стрелы», он одержал первую победу (на домашнем Гран При 1955 года), выиграл легендарную итальянскую гонку Mille Miglia (иностранцам это не удавалось со времен Рудольфа Карачиолы), лидировал в Ле-Мане…
Но именно в этот момент на кольце Сартэ произошла страшная авария, унесшая более сотни жизней – и Mercedes свернул гоночные программы. Мосс перешел в Maserati, а потом, несмотря на уговоры самого Энцо Феррари, выступал только за британские команды – ездил за Тони Вандервелла, Роба Уокера. В чемпионате он становился вторым вслед за Хуаном Фанхио (55-57) и земляком Майком Хоторном (58). Причем в последнем случае фактически сам подарил сопернику титул, доказав судьям португальского этапа, что те несправедливо дисквалифицировали Майка. Те вернули Хоторну очки – и тот обошел Мосса.
Никто не сомневался, что Стирлинг станет чемпионом мира – учитывая возраст, он мог гоняться в Формуле 1 до середины 70-х. Но все перечеркнула авария на внезачетных гонках в Гудвуде весной 62-го. Lotus британца вылетел с трассы, сам гонщик оказался в коме и был частично парализован.
При помощи врачей он выбрался с того света, но острота реакции и рефлексов была утрачена навсегда. Он провел тесты в 63-м, но после получаса на трассе вылез из машины с короткой фразой: «Я ухожу».
Сэр Стирлинг Кроуфорд Мосс был одним из самых уважаемых представителей европейского гоночного сообщества. Он занимал пост вице-президента Британского клуба гонщиков, а в 2006-м получил от FIA золотую медаль за особый вклад в развитие автоспорта.
А ещё как-то раз самый лучший пилот Формулы 1, не выигравший ни одного титула – как частенько и обоснованно называют британца – снялся в одной из серий «бондианы». Но это – уже совсем другая история…
Стирлинг Мосс умер утром 12 апреля 2020 года.
Проект F1News.Ru 2008-2009