100 мгновений истории. Зимний проект F1News.Ru |
|
Дата: 9 марта 1997 года | Место: Мельбурн (Гран При Австралии) |
Фабула
Старт сезона ознаменовался аварией лидеров. Эдди Ирвайн из Ferrari до последнего оттянул торможение в первом повороте и «собрал» Williams Жака Вильнева и Sauber Джонни Херберта – для всех троих гонка на этом была закончена. Лидерство захватил Хайнц-Харальд Френтцен, однако тактика двух пит-стопов не позволила немцу рассчитывать на успех – соперники остановились лишь раз, потому незадолго до финиша он ехал только третьим.
Возглавляли же гонку Дэвид Култхард на McLaren в непривычной серебристой раскраске, и Михаэль Шумахер. Впрочем, гонщику Ferrari пришлось за пять кругов до финиша ехать в боксы – из-за сбоя заправочной машины в бак по ходу планового пит-стопа залили недостаточное количество топлива. Френтцен вернулся было на второе место, но почти тут же из-за лопнувшего тормозного диска угодил в очень серьезную аварию, и «серебро» вернулось к Шумахеру.
ДиСи начал сезон с победы, а для мотористов из Mercedes она стала первой за 40 лет.
Памятные моменты
В квалификации Жак Вильнев выиграл у ближайшего преследователя 1,754 секунды – это рекорд для новейшей истории Формулы 1. Для действующего чемпиона мира Деймона Хилла гонка закончилась еще до старта – машина команды Arrows, куда перешел британец после увольнения из Williams, сломалась на прогревочном круге. Еще одного новобранца – Жана Алези – механики Benetton пять кругов зазывали на пит-стоп, пока француз не остановился на трассе с пустым баком.
Фокус: Винченцо Соспири (гонщик)
Отец итальянца занимался мотокроссом и как-то раз угодил в серьезную аварию, повредив ногу. Соспири-старшего это не остановило – после выздоровления гонщик выходил на старт в специальном сапоге, фиксировавшем стопу и голень почти до колена. Но его супруга строго-настрого запретила маленькому Винче заниматься гонками.
Мальчишка какое-то время следовал этому наставлению, но в 15 лет все же начал заниматься картингом. Его карьера не была похожа на путь от титула к титулу, но трудолюбие и талант в итоге позволили Соспири стать чемпионом Формулы 3000 – это случилось в 95-м. Вот только максимум, что Винченцо смог из этого извлечь – контракт второго тест-пилота Benetton. Негусто, прямо скажем.
Однако именно в этот момент судьба широко улыбнулась гонщику – Lola решила вернуться в Формулу 1, и в пилоты позвали Соспири и бразильца Риккардо Россета. Причиной стало успешное выступление обоих в Ф3000 – Lola поставляла шасси для этой серии, была разработана программа выхода в Большие Призы и найден генеральный спонсор – фирма Mastercard.
По рассказу самого Винченцо, в Европе и Южной Америке планировалось выпустить специальную серию пластиковых карт, малый процент с каждой операции по которым шел бы в бюджет команды Ф1. Дебют планировали на сезон 1998 года, но увы, какой-то «светлой голове» в просторном кабинете пришло в голову, что процесс можно убыстрить ровно на год.
В итоге Lola пришла в чемпионат мира с совершено «сырым» шасси, фактически без тестов и с парой неопытных пилотов. К чему все это приведет – сомнений не было. Соспири и Россет проигрывали лидерам в Альберт-Парке ’97 по десять с лишним секунд на круге. На их беду, именно с этой гонки в Формуле 1 ввели правило 107%, и потому на старт команда Lola не попала.
А потом был Гран При Бразилии, где в пятницу утром, спустившись в отличном настроении в ресторан отеля к завтраку, Винченцо узнал, что после провального начала проект решено в спешном порядке свернуть – и он больше не пилот Формулы 1. Другого шанса итальянцу, увы, так и не представилось.
В дальнейшем он гонялся по всему миру – от американской серии CART до японской Формулы Nippon. Заехал Винче как-то и на питерское Невское кольцо, где легко уложил на лопатки лучших российских пилотов на машине Лада Revolution. Его высшим достижением стали два чемпионских титула в первенстве ISRS/SRWC – такие названия в конце 90-х носила высшая лига в соревнованиях спорткаров.
А потом Соспири ушел «на тренерскую» - встал у руля команды Euronova, представленной сейчас во многих молодежных чемпионатах. Кстати, по собственному признанию, экс-пилот до сих пор любит, надев шлем и комбинезон, прохватить десяток кружков во время очередных тестов.
Цифры
Шасси, которые участвовали лишь в одном Гран При
(при этом могли не выйти на старт)
Шасси | Гран При | Гонщик | Cтарт | Финиш | Круги | Км |
Reif | Германия'52 | Руди Краузе | 23 | - | 3 | 68,43 |
Cisitalia | Италия'52 | Пьеро Дузио | - | - | - | - |
EMW | Германия'53 | Эдгар Барт | 24 | - | 12 | 273,72 |
Greifzu | Германия'53 | Руди Краузе | 26 | 14 | 16 | 364,96 |
Klenk | Германия'54 | Тео Хельфрих | 21 | - | 8 | 182,48 |
Arzani Volpini | Италия'55 | Луиджи Пьотти | - | - | ||
Bugatti | Франция'56 | Морис Тринтиньян | 18 | - | 18 | 149,44 |
Fry | Великобритания'59 | Майк Паркс | - | - | - | - |
Tec-Mec | США'59 | Фриц д'Орей | 17 | - | 6 | 50,21 |
Ferguson | Великобритания'61 | Джек Фэйрмен, Стирлинг Мосс | 20 | - | 56 | 270,37 |
ENB | Германия'62 | Люсьен Бьянки | 25 | 16 | 14 | 319,34 |
Stebro | США'63 | Петер Брокер | 21 | 7 | 88 | 325,73 |
Derrington-Francis | Италия'64 | Марио-Араухо де Кабраль | 19 | - | 25 | 143,75 |
Shannon | Великобритания'66 | Тревор Тэйлор | 18 | - | - | - |
Protos | Германия'67 | Курт Аренс, Брайан Харт | 23 | - | 16 | 365,36 |
Politoys | Великобритания'72 | Анри Пескароло | 26 | - | 7 | 29,85 |
McGuire | Великобритания'77 | Брайан МакГуайр | - | - | - | - |
Проект F1News.Ru 2008-2009