100 мгновений истории. Зимний проект F1News.Ru |
|
Дата: 29 мая 1994 года | Место: Барселона (Гран При Испании) |
Фабула
Казалось, что после четырех побед в четырех предыдущих гонках у Михаэля Шумахера и на Каталунье не будет серьезных проблем. И действительно – лишь Деймону Хиллу из Williams удавалось проигрывать на круге менее секунды, остальные отставали на две с лишним. Но все изменилось, когда после первого пит-стопа голубой Benetton немца потерял скорость. Как оказалось – коробку заклинило на пятой передаче. И хотя после этого Шумахеру можно было парковаться в боксах, упорный немец смог перестроить стиль пилотирования и так изменить траектории, что терял лишь по секунде-полторы на круге относительно прежнего темпа.
Хилл смог на пит-стопах выйти в лидеры и помчался к победе, а вот Мика Хаккинен, стремясь отыграть отставание от Шумахера, спалил мотор своего McLaren. В итоге Михаэль финишировал в Испании вторым в ситуации, когда, казалось, был обречен на сход.
Памятные моменты
Накануне гонки угодил в серьезную аварию новичок команды Simtek Андреа Монтермини. Итальянец пришел в команду на место разбившегося в Имоле Роланда Ратценбергера, но сам пережил несколько неприятных секунд, когда по ходу субботней квалификации на скорости 160 км/ч его машина протаранила ограждение. По счастью, все обошлось травмами ноги, но на старт гонки Андреа не вышел.
В первый и единственный раз Каталунья использовалась в нестандартной конфигурации – после череды серьезных происшествий безопасности уделялось особое внимание, поэтому перед «эской» Nissan соорудили дополнительный барьер безопасности из старых шин.
Фокус: Yamaha (моторы)
Куда более известная своими достижениями в строительстве моторов для картинга, мотоспорта и снегоходов, компания Yamaha на протяжении восьми сезонов была представлена и в Ф1. Ее история ведет отсчет с 1885 года, когда Торакузу Ямаха начал конструировать тростниковые органы. Через сто с небольшим лет предприятие имело уже куда более серьезный масштаб - построив несколько успешных движков для национальной Ф3000, японцы решили покорять Большие Призы.
Первый блин вышел комом – мотор OX88 (V8, 75o) лишь дважды в 32 попытках позволил пилотам команды Zakspeed – Бернду Шнайдеру и Агури Сузуки – пробиться через сито квалификации. Взяв годичную паузу, японцы вернулись в сезоне-91 с новым агрегатом OX99 (V12, 70 o). Он по-прежнему заметно уступал лидерам, но от середняков уже почти не отставал.
В дальнейшем двигатели Yamaha устанавливались на машины команд Brabham (91), Jordan (92), Tyrrell (93-96) и Arrows (97). В общей сложности гонщики смогли заработать за это время 36 очков. К сезону 1993 года конфигурацию изменили вновь, на этот раз остановившись на «десятке». Пожалуй, самым успешным для Ямахи можно назвать 1994 год, когда Tyrrell Марка Бланделла и Юкио Катаямы регулярно держались в первой десятке. Правда, порой команде недоставало везения, но на Гран При Испании британец открыл счет подиумам японских мотористов, финишировав третьим.
Отличительной чертой моторов Yamaha было использование в них пяти клапанов на цилиндр – согласно теории именно таково максимально возможное число, но соперники предпочитали обходиться четырьмя. Возможно, именно из-за этой особенности двигатели и не отличались особой надежностью.
В 1997 году японцы едва не одержали первую победу, когда в Венгрии Arrows Дэймона Хилла долго лидировал, но сломался на последнем круге. По окончании сезона босс Arrows Том Уокиншоу решил строить моторы самостоятельно и Yamaha покинула Формулу 1.
Цифры
Моторы Yamaha занимают 12-е место в рейтинге по числу участий в Гран При, опережая по этому показателю, к примеру, двигатели Toyota и Peugeot. Впрочем, Toyota скоро отыграет отставание в семь гонок.
Рейтинг уверенно возглавляют моторы Ferrari, которые после окончания сезона 2008 года участвовали в 781 Гран При...
Десять самых популярных моторов Формулы 1
Место | Моторы | Участие | Старты | Поул | Победа | Очки |
1 | Ferrari | 781 | 777 | 204 | 210 | 4996.78 |
2 | Ford* | 528 | 524 | 139 | 176 | 4634 |
3 | Renault | 428 | 425 | 154 | 115 | 2824 |
4 | Honda | 341 | 340 | 77 | 72 | 1589.5 |
5 | Mercedes | 267 | 265 | 70 | 67 | 1774.14 |
6 | BMW | 256 | 252 | 33 | 20 | 985 |
7 | Alfa Romeo | 242 | 223 | 15 | 12 | 330 |
8 | BRM | 201 | 189 | 11 | 18 | 607.5 |
9 | Hart | 158 | 145 | 2 | - | 63 |
10 | Petronas | 153 | 151 | - | - | 142 |
Проект F1News.Ru 2008-2009