Участники: Хироши Ясукава (Bridgestone), Боб Белл (Renault), Кристиан Хорнер (Red Bull Racing), Джон Хауэтт (Toyota).
Вопрос: Джон, знаю, этот вопрос вам задавали неоднократно. Команда останется в следующем году? Это зависит от бюджета?
Джон Хауэтт: Я постоянно думаю об этом, ведь мы планируем свои действия на более долгосрочную перспективу, чем конкуренты. По ходу сезона бюджет команды сократился вдвое, но мы профессионалы, нам удается с этим справляться. У команды есть несколько альтернативных сценариев, и я надеюсь снова оказаться в Сузуке в следующем году – правда, при более благоприятной погоде.
Вопрос: Мы правильно понимаем, что оба ваших гонщика имеют право на переговоры с другими командами?
Джон Хауэтт: Мы постарались быть максимально честными с нашими гонщиками, сообщив, что в следующем сезоне, вероятно, не сможем гарантировать им место в команде. Мы по-прежнему ведем переговоры с Глоком, но в этом году нас ждут неожиданные переходы из команды в команду, и мы хотим обеспечить себе возможность наилучшего выбора. Думаю, у нас будет быстрая машина и хорошие результаты.
Вопрос: Роберт Кубица входит в число кандидатов?
Джон Хауэтт: Да, мы были бы заинтересованы в его услугах. Полагаю, нам придется побороться с Renault – посмотрим, что получится. Надеюсь, все закончится удачно, если нет – есть и другие варианты…
Вопрос: После удачного выступления в Сингапуре шансы Тимо возросли?
Джон Хауэтт: Пожалуй, да, но мы хотели бы видеть такие результаты регулярно. Тимо всегда был быстр, но осложнял себе жизнь неудачным выступлением в квалификации. Тем не менее, мы по-прежнему очень привязаны к нему и, возможно, он все-таки останется в команде на следующий сезон, однако сейчас рано делать окончательные заявления.
Вопрос: Завтра он вернется за руль?
Джон Хауэтт: Утром у него был жар, 39.1… Сейчас температура спала – надеюсь, завтра Тимо вернется за руль.
Вопрос: То есть, ситуация неопределенная? Тимо по-прежнему нездоровится?
Джон Хауэтт: Да, но завтра он должен быть в порядке. Не думаю, что сегодня он много пропустил – сейчас ему гораздо полезнее оставаться в стороне от дождливой погоды.
Вопрос: Боб, у вас новая должность. Насколько изменилась ваша жизнь? Вам было легко занять место Флавио Бриаторе?
Боб Белл: Я не стремился занять место Флавио. Часть его полномочий на несколько месяцев – это возможно, но я не Бриаторе и никогда не стремился им быть. Это дополнительная нагрузка, причем не только для меня, но и для многих других сотрудников команды. Полномочия перераспределены, но мы справляемся. Сдвоенные этапы стали «боевым крещением», у нас нет времени думать о трудностях…
Вопрос: Вы останетесь на посту главы команды, или это не та работа, которой вы хотели бы заниматься постоянно?
Боб Белл: Такое решение не принять за минуту, думаю в Renault рассуждает так же. Необходимо успешно провести три оставшиеся гонки, завершить реструктуризацию, устранить имеющиеся проблемы – как только это будет сделано, мы рассмотрим ситуацию и выберем лучший из возможных вариантов.
Вопрос: Насколько критичен уход Фернандо?
Боб Белл: Фернандо многие годы был важной частью команды – жаль, что он уходит, но мы желаем ему успеха. Перемены происходят на всех уровнях – надеюсь, в следующем году у нас будет пара быстрых гонщиков, и мы не сильно пострадаем от ухода Фернандо.
Вопрос: Чего, по-вашему, он сможет добиться в Ferrari?
Боб Белл: В способностях Фернандо не может быть сомнений – уверен, он быстро адаптируется и сработает очень неплохо.
Вопрос: Хироши, из каких принципов исходят в Bridgestone при выборе составов резины? Как обстоят дела в этом сезоне?
Хироши Ясукава: В прошлом году мы привозили два состава с инимальной разницей в эффективности. В этом году мы должны поставлять шины по другому принципу: через один состав. Здесь надо учитывать и интересы команд, и наши интересы. Некоторые команды мы знаем отлично, и они очень хорошо знают нас. Мы согласны: лучше, чтобы составы чередовались, в этом году мы обсуждали проблему с FIA, и федерация нас поддержала: лучше, если составы будут разные.
Но иногда разница была слишком велика. По-моему, это неплохо, если у одной команды разница больше, у другой – меньше, но все-таки это не совсем справедливо. Наша же идеология состоит в том, что мы должны обеспечить для всех равные условия, даже если шины отличаются по характеристикам. У нас одинаковый подход ко всем командам.
Вопрос: То же самое будет и в следующем сезоне – как это сработает в условиях отсутствия дозаправок? На старте машины будут намного тяжелее…
Хироши Ясукава: Мы планируем обсудить этот вопрос с FIA. Кроме того, передние шины, в том числе промежуточные и дождевые, станут намного уже…
Вопрос: Вернемся к предстоящей гонке. Вы готовились к новому асфальтовому покрытию? Сегодня гонщикам не удалось проехать одну из сессий…
Хироши Ясукава: Да, ситуация необычная. У нас не было возможности провести реальные тесты, но, к счастью, мы поставляем шины для Formula Nippon и машин класса GT, а у наших инженеров есть большой опыт работы в Сузуке, который мы планируем…(далее неразборчиво)
Вопрос: По-вашему, здесь все будет иначе? Эта трасса обладает совершенно иными характеристиками?
Хироши Ясукава: Я так не думаю, мы справимся.
Вопрос: Bridgestone давно поставляет шины для Формулы 1. Это второй год трехлетнего соглашения – насколько важен чемпионат для компании?
Хироши Ясукава: Очень важен. Формула 1 позволила повысить узнаваемость нашего бренда, каждую гонку смотрят в 188 странах мира и нам повезло в них участвовать. Надеюсь, так будет и дальше…
Вопрос: Кристиан, ситуация с двигателями все-таки сказывается – сегодня Себастьян проехал всего несколько кругов, хотя в Сузуке нагрузка на двигатели невелика. Сколько гонок предстоит выдержать этому мотору?
Кристиан Хорнер: Моторы для гонок находятся в неплохом состоянии – двигатель, использующийся в этот уик-энд, впервые был установлен в Монце, а тот, что отработал предыдущий этап, дебютировал в Спа. В оставшихся гонках мы будем их чередовать.
Что касается свободных заездов – здесь ситуация сложнее, Себастьян задействовал все имеющиеся восемь моторов. Впрочем, с помощью Renault в Сингапуре нам удалось слегка увеличить допустимый лимит, а сегодняшнее бездействие должно оправдаться в Бразилии – надеюсь, мы закончим сезон без технических проблем и штрафов.
Вопрос: Как обстоят дела с мотором на следующий сезон? Когда вы сделаете выбор?
Кристиан Хорнер: Разумеется, нашим инженерам хотелось бы поскорее узнать, вокруг какого мотора они будут строить шасси и коробку передач. Эдриан Ньюи не привык рано выпускать машину на трассу, но решение должно быть принято – думаю, в ближайшие несколько недель мы объявим о своем выборе.
Вопрос: Несколько недель? Не дней?
Кристиан Хорнер: Это зависит от того, с кем вы ведете переговоры. Росс Браун принял решение в декабре - если есть желание, возможно все. Но это не идеальный вариант, мы хотели бы определиться с поставщиком в ближайшее время.
Вопрос: Ваше мнение о ситуации в чемпионате? Для Red Bull борьба уже окончена? Математические шансы еще есть…
Кристиан Хорнер: Перед нами непростая задача, шансы на титул и Кубок Конструкторов крайне малы, но мы продолжаем борьбу. Себастьян претендует на чемпионство, да и в Кубке Конструкторов еще ничего не решено. Да, потребуется немалое везение, но сейчас мы не думаем о чемпионате, сосредоточившись на конкретной гонке. Мы постараемся выиграть все три оставшиеся этапа, а чемпионат пусть идет своим чередом. Пару лет назад Кими Райкконену удалось отыграть большое отставание…
Вопросы с мест
Вопрос: (Крис Лайнс – Associated Press) Джон, вернемся к Роберту Кубице. Как вы определяете зарплату гонщика, не получив от Toyota подтверждение бюджета?
Джон Хауэтт: Это просто – бюджет будет примерно таким же, где-то можно сэкономить. Если гонщик обходится дешевле, можно направить средства на что-то другое.
Вопрос: (Крис Лайнс – Associated Press) Вы говорите – примерно таким же? Разве он не будет всерьез отличаться от того финансирования, что есть в этом году?
Джон Хауэтт: Конечно, бюджет станет чуть меньше, но все равно будет достаточно солидным.
Вопрос: (Уилл Бакстон – Australasian Motor Sport News) Вопрос для Боба и Джона. Если верить слухам, Роберт Кубица уйдет либо в Renault, либо в Toyota. У кого из вас больше шансов заполучить поляка?
Боб Белл: Я скажу – у нас, я Джон скажет – у Toyota. Время покажет…
Джон Хауэтт: Посмотрим, шансы одинаковы.
Вопрос: (Ральф Бах – R&B) Два вопроса к господину Хауэтту. Первый – я слышал, вы ведете переговоры и с Кими Райкконеном?
Джон Хауэтт: Не с Кими, а с его менеджером.
Вопрос: (Ральф Бах – R&B) Второй вопрос – чем болен Тимо? «Лихорадкой Кобаяши»?
Джон Хауэтт: Этот глупый вопрос не заслуживает ответа.
Вопрос: Хироши, в субботу и воскресенье погода изменится. Что нужно учитывать при выборе стратегии использования шин?
Хироши Ясукава: Состояние трассы меняется: в начале уик-энда асфальт грязный, потом покрывается слоем резины и ситуация улучшается. Настройки тоже постепенно меняются, ведь гонщикам нужно добиться оптимальной работы шин.
Вопрос: (Уилл Бакстон – Australasian Motor Sport News) Кристиан, вчера был опубликован список участников чемпионата GP3 – вместе с Марком Уэббером вы выставляете собственную команду. Не могли бы рассказать подробнее, как развивается проект? После вашего перехода в Red Bull Racing команда Arden ни разу не выиграла чемпионат – вы намерены добиться большего успеха?
Кристиан Хорнер: После того, как пять лет назад я полностью переключился на работу в Red Bull Racing, Arden добилась немалых успехов и каждый год выигрывала гонки. У команды есть возможности дальнейшего развития, и одна из них – серия GP3, которая будет сопровождать Формулу 1 на протяжении десяти Гран При, правда, на шинах Pirelli – не понимаю, почему так получилось!
У Arden есть необходимые ресурсы, а Марк давно хотел принять участие в подобном проекте, поддержать молодых гонщиков, особенно австралийцев – думаю, это хорошая инициатива. Лично я полностью сосредоточен на делах Red Bull, но у Arden неплохой менеджмент – не сомневаюсь, у них всё получится.
Вопрос: (Джером Бурре – L'Equipe) Вопрос ко всем – могу я узнать ваше мнение об успехе Росса Брауна как руководителя команды? Вас это удивляет? Можно ли назвать его тем, кто превратил бывшую Honda Racing в топ-команду?
Кристиан Хорнер: Его успех в нынешнем сезоне огорчает, лучше бы они вообще не вышли на старт! Если серьезно, в Brawn GP сработали по-настоящему здорово, построив хорошую машину и заполучив неплохой мотор, да и гонщики отлично справились. Для них сезон сложился великолепно, но в оставшихся гонках мы постараемся осложнить им жизнь.
Хироши Ясукава: Гонки – очень сложный спорт, требующий определенных знаний и инноваций. Здесь может случиться всякое, но я с большим уважением отношусь к результатам этой команды.
Боб Белл: Если вспомнить, в каком положении находилась команда год назад, она заслуживает самых искренних комплиментов. Думаю, подобные сюрпризы идут на благо спорту.
Джон Хауэтт: Результаты говорят сами за себя. В Brawn GP заслужили этот успех.
Вопрос: (Йорис Фиорити – AFP) Мы хотим, чтобы Формула 1 привлекала больше зрителей, но когда идет дождь, гонщики не выезжают на трассу, хотя в других видах спорта такого не бывает. Не испытываете ли вы чувство стыда за то, что болельщики заплатили по двести евро за билет, но не увидели ни одной машины!
Джон Хауэтт: На Уимблдоне матчи часто прерываются из-за дождя.
Кристиан Хорнер: Думаю, нам следует задуматься об этом перед началом следующего сезона, и здесь может помочь Хироши. Число комплектов дождевой резины ограничено, мы вынуждены беречь их из-за высокой вероятности дождя по ходу уик-энда. Если Хироши будет более щедрым, возможно, вы будете чаще видеть нас на трассе даже в дождливую пятницу.
Хироши Ясукава: Для нас это тоже проблема, бюджет компании не безграничен, приходится искать баланс. Мы должны в равной степени поддерживать все команды, хотя наше положение не назовешь простым – основной бизнес Bridgestone связан с производством шин для дорожных машин, а если продажи в автомобильной отрасли падают, мы не получаем прибыли. Члены совета директоров очень строго подходят к этому вопросу, но я не первый год работаю в компании и понимаю всю важность сбалансированной политики, хотя в какой-то момент нам придется искать компромисс…
Джон Хауэтт: Команды понимают, что мы должны повысить ценность каждой гонки как для зрителей, так и для партнеров. Думаю, в рамках FOTA мы сможем справиться с проблемами, обеспечив хорошую зрелищность.
Боб Белл: Согласен с Джоном – если мы обеспечим хорошую зрелищность без ущерба для безопасности, и это будет правильным решением. Уверен, Хироши хотел видеть нас на трассе, но у Bridgestone тоже есть проблемы с бюджетом. Впрочем, компромисс, позволяющий избежать подобных ситуаций, может быть найден…
Вопрос: (Кен Кавакита – La Vie Creative) Джон, не могли бы мы получить чуть больше информации о состоянии здоровья Тимо? Возможно, он заболел гриппом «А», который сейчас распространен в Японии?
Джон Хауэтт: Пока врачи не ставят такой диагноз – сегодня Тимо получил дозу антибиотиков и быстро пошел на поправку. Температура спала, скорее всего, завтра он вернется за руль, но врачи не торопятся с выводами и слегка обеспокоены его состоянием.
В понедельник, сразу после Гран При Сингапура, нездоровилось Ярно Трулли – на протяжении уик-энда он чувствовал себя неважно, а кроме него еще несколько сотрудников команды чувствовали озноб и жар. Думаю, нечто подобное наблюдалось и в других командах. Ситуация с Тимо пока остается неопределенной…
Вопрос: (Кен Кавакита – La Vie Creative) То есть, Камуи Кобаяши может отработать весь уик-энд?
Джон Хауэтт: Вряд ли – Тимо горит желанием вернуться за руль. Впрочем, его самочувствие может быть недостаточно хорошим, и тогда у Камуи появится шанс, но я предполагаю, что завтра Тимо будет в полном порядке.
Вопрос: (Крис Лайнс – Associated Press) Боб, за последние две недели вы потеряли Бриаторе, Симондса, а теперь и Фернандо Алонсо. Чуть раньше вы говорили о важных решениях, которые должны быть приняты в конце сезона. Нам следует беспокоиться насчет будущего Renault в Формуле 1 как команды и поставщика двигателей?
Боб Белл: Лично я не беспокоюсь, если вас это интересует. Для меня главное то, что Renault по-прежнему участвует в чемпионате, несмотря на кризис, коснувшийся не только команды, но и компании. Тот факт, что компания Renault осталась с нами, говорит о ее долгосрочной приверженности Формуле 1, она не планирует уйти из спорта, это и есть ответ на ваш вопрос.
Вопрос: (Джеймс Аллен – Financial Times) Вопрос ко всем: есть вероятность, что в следующем сезоне мы увидим возвращение тестов?
Кристиан Хорнер: Этот вопрос обсуждался в FOTA. В конце года с машиной будут работать молодые гонщики, а основные, покинув кокпит после гонки в Абу Даби, в следующий раз должны вернуться в него только в начале февраля, после чего у них останется всего семь дней тестов до начала сезона.
Таков лимит на весь следующий год, но экономия, достигнутая в нынешнем сезоне, во многом объясняется сокращением тестов, и прежде чем вернуть их в календарь, нам следует внимательно подумать, не приведет ли это к вынужденным расходам на дополнительный тестовый персонал. В настоящий момент все делается силами гоночной команды, но этот вопрос, несомненно, еще будет обсуждаться.
Джон Хауэтт: Мы находимся в той же ситуации, что Кристиан – хотелось бы вернуть тесты, но есть определенные сложности. Ситуация изучается, а подготовка молодых гонщиков – еще один вызов, связанный с сокращением тестов. Проблемы должны решены, но в следующем сезоне командам придется действительно нелегко.
Боб Белл: По-моему, основная проблема связана с молодыми гонщиками. Если есть возможность частично вернуть тесты, не потратив больших средств, этот вопрос следует рассмотреть.
Хироши Ясукава: Мы должны подумать и о собственном бюджете, ведь с увеличением количества тестов мы должны готовить больше комплектов шин, повышать расходы на персонал и логистику – все эти факторы необходимо учитывать.
Вопрос: Действующим регламентом предусмотрен лимит в восемь моторов на каждого гонщика и штраф за использование каждого следующего. Вам не кажется, что правила следует ужесточить? Не должны ли мотористы разработать более надежный двигатель?
Джон Хауэтт: Кажется, FOTA предлагала лимит в пять двигателей на сезон для каждого гонщика, чтобы снизить цену и поддержать небольшие команды, однако действующий регламент предусматривает ограничение в восемь моторов, иначе пострадают технические характеристики.
Думаю, большинство производителей будут вынуждены поставлять по восемь моторов, хотя это непростой вызов для команд и инженеров. Впрочем, такова цель – построить максимально эффективный двигатель в рамках заданных параметров.
Боб Белл: Любая инициатива, направленная на экономию, имеет смысл, если она корректно реализована. При должном старании мы можем сделать моторы более надежными, но нужно придерживаться определенных временных рамок…
Кристиан Хорнер: Когда пять лет назад я пришел в Формулу 1, плата за моторы превышала все мыслимые пределы, однако деловой подход производителей в сочетании с новым регламентом позволили существенно снизить стоимость двигателей для независимых команд. Сейчас мы получаем такие же моторы, что и заводские команды, по вполне доступным ценам.
Вопрос: (Уилл Бакстон – Australasian Motorsport News) Вопрос для Боба, Джона и Кристиана. Нельсиньо Пике заявил о своем желании в будущем вернуться в Формулу 1. Вне зависимости от того, кто принял злополучное решение в Сингапуре'08, и к чему это привело, кто-нибудь из вас готов предоставить ему место в команде?
Джон Хауэтт: Полагаю, это вопрос для Боба.
Боб Белл: Не думаю, что я предоставил бы ему место в кокпите. Это все, что я могу сказать.
Джон Хауэтт: Если судить по результатам Нельсиньо на трассе, даже без недавних событий я не стал бы приглашать его в команду, а после них и подавно.
Кристиан Хорнер: Думаю, Джон выразился предельно ясно. Не думаю, что в Red Bull Racing кандидатура Нельсиньо вызвала бы хоть какой-нибудь интерес.
Перевод: Валерий Карташев