Гонка #798: 7 сентября 2008 года. Гран При Бельгии. Спа-Франкоршан |
|
Поул | Льюис Хэмилтон (McLaren MP4-23) - 1.47,338 (234,906 км/ч) |
Лучший круг | Кими Райкконен (Ferrari F2008) - 1.47,930 (233,618 км/ч) |
Победитель | Фелипе Масса (Ferrari F2008) - 1:22.59,394 (222,715 км/ч) |
К концу лета 2008 года стало ясно, что титул разыграют между собой три пилота. В McLaren сделали вывод из прошлогодних событий, когда противостояние Фернандо Алонсо и Льюиса Хэмилтона закончилось поражением в обоих зачетах. Испанец ушел, а на его место в команду взяли Хейкки Ковалайнена.
Поначалу тот пытался угнаться за напарником, но после нескольких осечек финна в первых гонках Льюис стал безоговорочным лидером. А вот в Ferrari гонщики по-прежнему имели равный статус и регулярно отбирали друг у друга очки. На этот раз Фелипе Масса смотрелся получше Кими Райкконена, ибо тот, завоевав титул, несколько утратил блеск в глазах.
Однако на трассе Спа, принимавшей Гран При Бельгии, действующий чемпион всегда выступал очень здорово - и на этот раз явно собирался побороться за победу. Старт гонке был дан на сырой после утреннего дождя трассе, что привело к множеству аварий в первом повороте. Однако Хэмилтон уверенно помчался вперед с поула, а Райкконен устремился за ним в погоню.
Поначалу Кими шел третьим, но уже на длинной прямой Kemmel он достаточно жестко обошел Массу. А когда в самом начале второго круга McLaren Льюиса закрутило в шпильке La Source, финн вышел в лидеры. После чего более сорока кругов Ferrari с "единичкой" на носовом обтекателе удерживалась во главе гонки. Соперники были недалеко, но Райкконен, не побеждавший уже четыре месяца, уверенно контролировал развитие событий.
Успех в Спа мог придать гонщику новых сил - и он наверняка поборолся бы за второй чемпионский титул. Но в тот раз судьбе было угодно иначе. Дождь, который синоптики обещали еще до старта и о котором все в какой-то момент благополучно забыли, все же пролился над бельгийской трассой. До финиша к тому моменту оставалось всего три круга, хоть и достаточно длинных.
Никто из пилотов первой тройки - а туда, помимо Кими, по-прежнему входили Льюис и Фелипе, шины менять не захотел. Однако сцепление шин с асфальтом стало резко ухудшаться - в таких условиях скользили все, но McLaren поехал быстрее Ferrari. На входе в перестроенную эску Bus Stop Хэмилтон смог поравняться с лидером, но тот действовал весьма жестко.
Райкконен не уступил позицию, вынудив соперника срезать поворот. Понимая, чем ему это грозит, лондонец тут же сбросил ход и пропустил соперника - но только затем, чтобы тут же ускориться снова и выйти вперед уже на следующем торможении. Дождь тем временем все усиливался. Две машины неслись по трассе, когда в очередном повороте им на пути попался Williams Нико Росберга.
Сын чемпиона мира 1982 года незадолго до этого вылетел с трассы, а пытаясь вернуться назад, невольно помешал Хэмилтону. Пока Льюис отворачивал в сторону и скакал по траве, Кими вновь вышел вперед, но только затем, чтобы в течение ближайшей минуты дважды потерять контроль над машиной. Первая ошибка обошлась почти без последствий, но после второй алая машина протаранила ограждение.
Однако и Хэмилтону не суждено было победить - он финишировал первым, но позже был обвинён в нарушении правил. Судьи FIA сочли, что гонщик получил преимущество из-за срезки Bus Stop, и добавили к его результату 25 секунд. Адвокаты McLaren пытались побороться за своего пилота - но безуспешно.
Так что Льюис в итоговом протоколе оказался только третьим, а десять очков достались Фелипе Массе. Вторым же - ко всеобщему удивлению - финишировал Ник Хайдфельд из BMW Sauber. Когда начался дождь, немец был только седьмым. Но он, в отличие от большинства, поехал в боксы за промежуточными шинами, после чего обгонял соперников одного за другим.
Интересно... | |
Для триумфатора Гран При Бельгии Фелипе Массы гонка в Спа стала сотой, а победа - десятой за все время выступлений в Формуле 1. С тех пор и до настоящего времени бразилец побывал на вершине пьедестала еще всего раз, во время памятной домашней гонки того же 2008 года. |
Себастьен Бурдэ
Всего за круг до финиша третью позицию занимал французский пилот команды Toro Rosso Себастьен Бурдэ. Однако дождевая суматоха привела к тому, что в итоге он финишировал только седьмым. Впрочем, и этот результат стал для пилота из Ле-Мана лучшим в короткой формульной карьере.
Сын достаточно известного французского гонщика, вдобавок появившийся на свет в столице самого знаменитого суточного марафона на планете, он был фактически обречен еще в детстве сесть за руль карта. Как выяснилось, мальчишка вовсе не лишен таланта - и ступеньки карьерной лестницы стали сменять одна другую.
Сценарий был всегда одинаковым - Бурдэ приходил в новый класс, в первом сезоне зачастую становился лучшим новичком, а уже во втором - чемпионом. Порой из этой четкой схемы были небольшие исключения - скажем, во французской Формуле Renault гонщик завоевал лишь "серебро", а к титулу сильнейшего в Формуле 3000 шел три года - но они не меняли главного.
В лице Себастьена гоночная Европа получила яркого и одаренного пилота. Кто-то, конечно, может сказать, что титул в Ф3000 достался ему лишь из-за весьма неоднозначной дисквалификации Томаша Энге. Но везет, как известно, сильнейшему.
А вот с продолжением карьеры не повезло уже Бурдэ. Его включили в молодёжную программу Renault, но подписать контракт с одной из команд Формулы 1 менеджменту пилота не удалось. Тогда он перебрался через Атлантику - и за короткое время воцарился на трон сильнейшего гонщика американской серии ChampCar.
За пять лет француз выиграл 31 гонку из тех 72, в которых принял участие - и четырежды подряд завоевал титул сильнейшего. В отдельные сезоны преимущество Бурдэ было просто подавляющим. Но сам гонщик ежегодно приезжал в родной Ле-Ман для участия в "24 часах" - и не терял надежды попасть-таки в Формулу 1.
И к 30 годам эта мечта сбылась - контракт с Себом заключила команда Toro Rosso. В первой же гонке, Гран При Австралии 2008 года, он пробился с 17-го места на четвертое и уверенно двигался к финишу, когда отказала машина. Тем не менее, в итоговой классификации гонщик оказался седьмым. А вот дальше...
Дальше было куда сложнее. Не самая быстрая и надежная техника, молодой и невероятно одаренный напарник Себастьян Феттель. За весь сезон Бурдэ смог набрать очки еще лишь раз, в Спа, хотя финишировал почти в каждой гонке.
С ним продлили контракт, он еще дважды занимал восьмое место в сезоне 2009 года. Но когда стало ясно, что другим командам решительно неинтересен талантливый, но уже не очень молодой гонщик, а в Toro Rosso больших перспектив нет, Себастьен начал понемногу сдавать. Аварии, большие проигрыши тёзке Буэми, новому напарнику.
После Гран При Германии команда расторгла контракт с Бурдэ, чтобы усадить за руль 19-летнего Хайме Альгерсуари. В начале десятилетия француз не сумел попасть в Формулу 1, а теперь попытка войти в эту же реку принесла ему лишь разочарования.
Сейчас пилот из Ле-Мана решил сконцентрироваться на соревнованиях на выносливость. Есть ощущение, что там его ожидают большие успехи.
Мир моторов в 2008-м: Fiat 500
Процессам, которые происходят в природе, в истории, да и в жизни, часто свойственна цикличность, и рубрика «В мире моторов...» — еще один тому пример. Рассказывая о 1957-м годе, мы вспоминали Fiat 500, ставший одним из символов того времени. Наш цикл подходит к завершению, и сегодня речь вновь пойдет о Fiat 500, только новом, в 2008-м признанном «Автомобилем года» и получившем немало других наград.
Дебютировала машина в 2007-м, и в её основу был положен концепт-кар Fiat Trepiuno, впервые показанный на Женевском автосалоне 2004-го года. Основной мотив дизайна очевиден: облик машины должен вызывать ностальгические воспоминая о том самом, классическом Fiat 500, созданном знаменитым итальянским дизайнером Данте Джакозой в середине 50-х.
Похоже, что продолжатели дела Джакозы, все сделали верно: машинка получилась славной! Нет ничего удивительного в том, что европейцы, всё чаще отдающие предпочтение компактным автомобилям, полюбили Fiat 500 и активно начали голосовать за него своими кошельками: продажи идут неплохо, на дорогах этого симпатягу можно встретить все чаще. Продается он и в нашей стране, но цены на эту игрушечную машинку нельзя назвать демократичными, так что вряд ли в России ее ждет широкая популярность.
Когда машина была запущена в серию, она предлагалась с тремя вариантами двигателя, отвечавшими новейшим нормам на токсичность выхлопа Euro 5. Бензиновые, объемом 1,2 л (68 л.с.) и 1,4 л (99 л.с.), и современный 74-сильный 1,3-литровый дизель Multijet обеспечивали Fiat 500 неплохую динамику. Позже появились и более мощные спортивые модификации Abarth с турбомоторами: если помните, в частности, на таких машинах соревновались участники Гонки Чемпионов 2008-го года.
Базовая версия Fiat 500 — это трехдверный хэтчбек, но в прошлом году в Европе начались продажи кабриолета, и это тоже дань классической традиции: в 50-х значительная часть «500-х» продавалась именно с мягким верхом. Но если, например, в Германии хэтчбек в самой доступной версии с 8-клапанным мотором 1,2 л стоит 13200 евро, то цены на Fiat 500 Cabrio начинаются от 16 тысяч.
Собирают машину в Польше, на том же заводе, где производятся Fiat Panda Nuova и Ford Ka второго поколения: у всех трех машин единая платформа. Осенью 2008-го сборка Fiat 500 началась и в Мексике.
Эксперты британской Автомобильной ассоциации, протестировав в свое время Fiat 500, вынесли свой вердикт: «Одно дело — выпустить автомобиль, дизайн которого выдержан в ретро-стиле, а сделать так, чтобы это предложение стало во всех отношениях привлекательным, уже сложнее. BMW это удалось со своей Mini, но Fiat вполне может повторить успех конкурента с моделью 500. Впрочем, нет смысла напрямую сравнивать две модели, поскольку "итальянца", все же, нельзя назвать спортивной машиной, хотя это очень симпатичный и абсолютно современный автомобиль. Качество сборки и отделки "500-го"— выше, чем можно ожидать за эту цену, а езда на нем доставляет истинное удовольствие».
Проект F1News.Ru. Текст: Александр Кабановский. Мир моторов: Андрей Лось