Гонка #80 : 18 июля 1959 года. Гран При Великобритании. Эйнтри |
|
Поул | Джек Брэбэм (Cooper T51) - 1.58,0 (147,3 км/ч) |
Лучший круг | Стирлинг Мосс (BRM P25) и Брюс МакЛарен (Cooper T51) - 1,57.0 (148,6 км/ч) |
Победитель | Джек Брэбэм (Cooper T51) - 2:30.11,6 (144,7 км/ч) |
Гонка на ливерпульской трассе Эйнтри прошла без участия Ferrari – забастовка итальянских рабочих не позволила Скудерии вовремя прибыть на Альбион. Так что – к восторгу болельщиков – спор за победу вели фактически лишь подданные Её Величества. Конец 50-х в Формуле 1 ознаменовался окончательным переходом к автомобилям заднемоторной компоновки, и британский Гран При лишь подтвердил общее правило.
Пусть юркий Cooper T51 и скользил порой в поворотах всеми четырьмя колёсами, его пилот Джек Брэбэм уверенно контролировал ход гонки. Захватив лидерство на старте, австралиец не собирался с ним расставаться до самого финиша.
Иного мнения придерживался Стирлинг Мосс. Гонщик, уже ставший для земляков живой легендой, выступал на переднемоторном BRM P25 за British Racing Partnership – команду своего отца. После не слишком удачной квалификации Мосс стартовал только седьмым, но скоро вышел на второе место и помчался за Брэбэмом.
Погоня далась Стирлингу непросто – примерно на середине дистанции ему пришлось ехать в боксы для замены левого заднего колеса – именно на него в Эйнтри приходится самая большая нагрузка. Вернувшись на трассу, британец вновь начал сокращать отрыв от лидера, но лишь для того, чтобы под финиш еще раз отправиться на пит-стоп: на этот раз потребовалось долить топлива.
В итоге Джек уверенно победил, сделав очередной шаг к титулу чемпиона мира, а Моссу ещё пришлось бороться за «серебро» с другим пилотом Cooper, молодым Брюсом Маклареном. В итоге Стирлинг всё же взял верх, но с преимуществом всего в две десятых секунды.
Интересно... | |
Британская гонка могла стать самой успешной в короткой формульной истории компании Aston Martin – в квалификации на сырой трассе ее пилот Рой Сальвадори показал второе время. Но в гонке британец, а затем и его американский напарник Кэролл Шелби были вынуждены совершить внеплановый пит-стоп: механики налили в баки так много бензина, что он плескался и брызгал, даже несмотря на туго завёрнутую пробку. После этого с надеждами на хороший результат обоим пришлось расстаться. |
Харри Шелл
Четвёртым британскую гонку завершил пилот из США Харри Шелл. В отличие от множества земляков, он провел карьеру не на американских овалах, а на классических европейских трассах, где добился немалых успехов.
Родители пилота были большими поклонниками автоспорта и часто приезжали в Старый свет, где его мать Люси одно время даже принимала деятельное участие в работе французской гоночной команды Delahaye. Сам Харри в молодые годы предпочитал говорить по-французски, нежели по-английски. К сожалению, незадолго до начала войны семья попала в аварию, где отец гонщика погиб, а мама получила серьёзные травмы.
Харри начал гоняться, едва смолкли залпы Второй мировой, и к 1950 году, когда был разыгран первый чемпионат мира Формулы 1, уже прошел школу «младших классов» и выступал в Больших Призах. Большой любитель красивой жизни и красивых женщин, американец в то же время оставался весьма толковым гонщиком – стабильным, редко попадающим в аварии и весьма быстрым.
Наиболее успешным периодом для него стала вторая половина 50-х: выступая за Maserati, Vanwall, BRM и Ferrari, американец регулярно набирал очки в Ф1, попутно добиваясь неплохих результатов в гонках на выносливость. В чемпионате мира его лучшим результатом стало «серебро», добытое в Зандфорте в 1958 году за рулем BRM P25, а во внезачётных соревнованиях – одержанная двумя годами ранее победа на Гран При Каена.
Имея возможность сравнивать гонки по обе стороны Атлантического океана, Харри Шелл был одним из активных участников движения за повышение безопасности Ф1. В частности, он всячески ратовал за внедрение обязательной дуги безопасности над головой пилота. В 1961 году эти усилия увенчались успехом, но сам гонщик этого уже не увидел – на тренировке перед гонкой International Trophy, проходившей в Сильверстоуне в мае 60-го, его Cooper закрутило на масляном пятне и на скорости более 150 км/ч выкинуло с трассы. Машина, несколько раз перевернувшись, протаранила кирпичную стену и похоронила пилота под своими обломками.
Мир моторов в 1959-м: Volvo P1800
В середине 50-х шведская фирма Volvo активно расширяла присутствие на рынке США, поэтому в производственную программу необходимо было включить спортивный автомобиль. Однако мало кто предполагал, что судьба проекта будет непростой…
Заниматься проектом было поручено Гельмеру Петтерссону, одному из конструкторов фирмы, а дизайн будущей машины разработал его сын Пелле, в то время сотрудничавший с итальянским кузовным ателье Frua. Официально считалось, что облик великолепной P1800 был создан Frua, и только недавно Volvo признала, что ее автором был именно Петтерссон-младший. Однако Carrozzeria Pietro Frua (которую к тому моменту поглотила Ghia, другая, более крупная кузовная фирма) было поручено построить три первых прототипа, получивших индексы Р958-Х1, Р958-Х2 и P958-X3.
В конце 1958-го заказ на производство новейшего спортивного купе Volvo хотела разместить на немецкой Karmann, и специалисты фирмы уже принялись за работу, однако зимой 1959-го в ситуацию вмешалась компания Volkswagen и, опасаясь конкуренции, наложила вето на сотрудничество Karmann со шведами.
Петтерссону пришлось искать другого подрядчика, и в итоге в сентябре 1960-го первая Volvo P1800 сошла с конвейера британской фирмы Jensen Motors.
Автомобиль был оснащен 4-цилиндровым двигателем объемом 1800 куб. см. мощностью 96 л.с. и ручной коробкой передач и развивал до 172 км/час. Но уже в 1963-м производство Р1800 было перенесено в Гётеборг, поскольку англичанам не удавалось выдерживать строгие стандарты качества, заданные Volvo.
Машина получилась столь удачной, что, претерпев множество модернизаций, производилась до 1973-го года. Разумеется, ее популярность значительно выросла после того, как она появилась в телесериале «Святой» 1962-го года: на белоснежной Р1800 ездил главный герой, которого играл Роджер Мур, впоследствии один из исполнителей роли Джеймса Бонда.
Забавно, что во время парижского автосалона 1962-го года создатели сериала сначала обратились к фирме Jaguar, однако там отказались предоставлять свою новинку, Jaguar E-Type, считая, что машина и так востребована и не нуждается в дополнительной рекламе. Зато шведы с энтузиазмом ухватились за эту идею и неплохо на этом заработали: благодаря телевидению Volvo P1800 стала одной из культовых машин 60-х.
И, наконец, этой машине принадлежит уникальное достижение, зафиксированное «Книгой рекордов Гиннеса». Дело в том, что американец Ирвайн Гордон, школьный учитель из штата Нью-Йорк, купил красную P1800S летом 1966-го года и ездит на ней до сих пор, вот уже более сорока лет. За это время машина прошла без малого 4,5 млн. км, что считается абсолютным рекордом: нужно ли другое доказательство исключительной надежности и долговечности шведских автомобилей? Сделаем важную оговорку: автомобилей Volvo тех лет.
В октябре 1987 года Гордон достиг первого миллиона за рулем своей P1800. Через пару лет после этого он вышел на пенсию и все свободное время посвящал автомобильным путешествиям, объездив США, Мексику, Канаду, и даже пересекал океан, погрузив машину на теплоход. В Европе он колесил по дорогам Голландии, Дании и Германии, добрался и до родины любимой машины, до Швеции.
Первая запись о Volvo Ирвайна Гордона появилась в Книге рекордов Гиннесса за 1998 год: «Самый большой официально подтвержденный километраж, пройденный первоначальным владельцем на частном автомобиле, не использовавшемся в коммерческих целях». С тех пор фактически каждый день, когда мистер Гордон садится за руль своего автомобиля, он только улучшает собственный рекорд.
Несколько лет назад журнал Canadian Driver опубликовал рекомендации Гордона, как помочь вашему автомобилю достичь 2 миллионов миль пробега. Вот главная из них: «Для начала, вы должны любить свой автомобиль. Для того чтобы достичь такого пробега, вам придется провести за рулем более 40 тысяч часов, и при этом средняя скорость движения машины должна быть около 50 миль в час (чуть больше 80 км/час). Фактически это значит, что автомобиль должен стать вашим вторым домом».
Проект F1News.Ru. Текст: Александр Кабановский. Мир моторов: Андрей Лось