Участники: Витантонио Лиуцци (Force India), Виталий Петров (Renault), Хайме Альгерсуари (Toro Rosso), Фернандо Алонсо (Ferrari), Педро де ла Роса (Sauber)
Вопрос: Тонио, отличное выступление в Канаде! Смена шасси сыграла свою роль?
Витантонио Лиуцци: Отчасти. Похоже, проблемы, преследовавшие нас в Барселоне и Стамбуле, имели разный характер. В Испании дело было, скорее, в шасси, а в Турции подвела аэродинамика – мы оценили ситуацию и решили вернуться к конфигурации, с которой начинали сезон. Выбор оказался верным – уже в пятницу в Канаде мы поехали намного быстрее. Чтобы удостовериться в конкурентоспособности, нужно дождаться трасс вроде Сильверстоуна, однако мы уже сейчас уверены в том, что вернулись на привычные позиции.
Вопрос: Предыдущее шасси было повреждено? В чем заключалась проблема?
Витантонио Лиуцци: Нет, мы сменили шасси не из-за повреждений, а из-за нехватки скорости на прямых. Команда не смогла найти причину и предпочла сменить шасси, однако у нового возникли неполадки с управляемостью. Мы пробовали различные варианты, но в Барселоне выглядели откровенно слабо, а в Турции к этим неприятностям добавились проблемы с аэродинамикой. Нам не удалось разобраться в ситуации, поэтому мы решили вернуться к конфигурации, с которой неплохо начали сезон.
Вопрос: Force India сможет прогрессировать столь же быстро?
Витантонио Лиуцци: В прошлом году по темпу прогресса Force India была едва ли не лучшей в пелотоне. В этом сезоне наши парни уже проделали огромную работу, но мы не намерены останавливаться на достигнутом и запланировали значительную модернизацию машины. Уверен, нам по силам догнать Renault в зачете Кубка Конструкторов – мы будем бороться до конца. При этом нужно следить и за остальными соперниками, ведь они тоже не сидят, сложа руки.
Вопрос: Виталий, вам уже приходилось выступать в Валенсии. Можете ли вы назвать эту гонку домашней, принимая во внимание тот факт, что ваша родная страна пока не принимает этап Формулы 1?
Виталий Петров: Нет, мой дом находится в России, однако я на протяжении практически трех лет жил в Валенсии, пока здесь базировалась моя бывшая команда. Теперь я гоняюсь за Renault и планирую перебраться в Англию. Да, я хорошо знаю испанскую трассу, а сегодня утром пробежал по ней несколько кругов.
Вопрос: Позади практически половина дебютного сезона – как вы оцениваете свои результаты?
Виталий Петров: Честно говоря, мне не нравится обсуждать эту тему – не люблю говорить о себе. Бывали удачные, неудачные выступления, в Канаде уик-энд не задался, но я по-прежнему набираюсь опыта. Впереди немало гонок – надеюсь, мне удастся прибавить, а сейчас я вполне доволен ситуацией.
Вопрос: Вы сравниваете себя с Робертом Кубицей? Как складываются ваши отношения? Вы постепенно приближаетесь к нему с точки зрения чистой скорости?
Виталий Петров: Конечно, я потихоньку подтягиваюсь и каждый уик-энд стараюсь сократить отставание, но в остальном я просто выполняю свою работу. Я не думаю о Роберте, а стараюсь сосредоточиться на собственном пилотаже и совместно с инженерами пытаюсь подобрать оптимальные настройки, чтобы ехать столь же уверенно, как в Турции. За исключением единственного контакта та гонка прошла очень неплохо.
Вопрос: Для сидящих в первом ряду эта гонка во многом домашняя. Что это значит для вас?
Хайме Альгерсуари: Приятно гоняться в Испании – к примеру, в Барселоне на трибунах царила потрясающая атмосфера. Для меня та гонка была домашней, а Валенсия… В прошлом году это был мой второй Гран При Формулы 1, а нынешнем сезоне это первая трасса, на которой мне уже доводилось выступать – думаю, будет интересно! Посмотрим, как сложится уик-энд!
Фернандо Алонсо: Да, приятно гоняться дома – думаю, мы подарим болельщикам хорошее зрелище. Как сказал Хайме, с Валенсией и Барселоной у нас есть шанс дважды порадовать своих соотечественников – надеюсь, мы справимся с этой задачей.
Педро де ла Роса: Для меня это еще одна возможность выступить перед своими болельщиками. В Барселоне я не смог добраться до финиша – надеюсь, здесь нам удастся закончить гонку и побороться за очки. Не хотелось бы снова упускать свой шанс.
Вопрос: Забавно, но вам и вашему напарнику не приходилось выступать в Валенсии, в то время как оба гонщика Toro Rosso уже провели здесь как минимум одну гонку. Что скажете? Насколько сложно изучить эту трассу?
Педро де ла Роса: Думаю, изучение трассы не станет проблемой. В пятницу у нас есть две полуторачасовых сессии – этого более чем достаточно, чтобы запомнить конфигурацию. Вряд ли отсутствие опыта отразится на результатах. Кроме того, в самом начале уик-энда асфальт довольно грязный, а в таких условиях работать с настройками практически невозможно
Первая сессия уйдет на изучение поворотов и подготовку ко второй части свободных заездов, во время которой условия на трассе в большей степени соответствуют тем, что могут ждать нас в субботу и воскресенье. В общем, никаких трудностей, всегда интересно осваивать незнакомый автодром.
Вопрос: Возвращение в гонки получилось очень непростым как для вас, так и для вашей команды. Есть ли повод для оптимизма?
Педро де ла Роса: Конечно! Да, начало сезона сложилось крайне неудачно – мы часто не доезжали до финиша, а один раз я даже не вышел на старт, но не стоит забывать, что в тех двух Гран При, в которых мне удалось увидеть клетчатый флаг, я до последнего круга боролся за очки. Осталось добиться стабильности: регулярный финиш позволит заработать несколько очков, а как раз это является нашей целью. Честно признаться, в предыдущих гонках команде откровенно не везло.
Вопрос: Возвращаюсь к вам, Хайме. Вы и ваш напарник Себастьен Буэми уже гонялись на трассе в Валенсии – насколько важен этот опыт?
Хайме Альгерсуари: Всегда нелегко выступать на незнакомой трассе – знание конфигурации во многом упрощает задачу. Мы уже поработали на симуляторе, кроме того, я гонялся здесь в прошлом году, провел несколько этапов в F3 – проблем быть не должно, а тот факт, что Гран При проходит в Испании, лишь добавит интереса!
Вопрос: Кажется, недавно вы приняли участие в картинговой гонке...
Хайме Альгерсуари: Я обожаю гоняться, и картинг нравится мне не меньше Формулы 1. В прошлом году я принял участие в Кубке Мира, а в этом году надеюсь провести как минимум еще одну гонку. В перерывах между Гран При я выезжаю в Италию или Испанию и подолгу тренируюсь. По-моему, картинг – лучший способ подготовки: здесь ты укрепляешь не только ключевые группы мышц, но и сердечно-сосудистую систему. В Формуле 1 тесты по ходу сезона запрещены, поэтому я занимаюсь картингом, для меня это еще один способ отточить свой пилотаж.
Вопрос: Фернандо, уверен, в Монреале вы и ваша команда всерьез рассчитывали на победу. Что можете сказать о той гонке? Она сложилась для вас не слишком удачно…
Фернандо Алонсо: По-моему, гораздо интереснее взглянуть, как пройдет эта гонка. По ходу предыдущих этапов у нас были взлеты и падения, но я надеюсь, здесь мы будем столь же быстры, как в Монреале, и сможем на равных бороться с McLaren и Red Bull. В Турции нам не хватило скорости, но здесь мы должны подтвердить недавний темп и постараться снова финишировать на подиуме.
Вопрос: Похоже, на эту гонку Ferrari привезла свою версию «выдувного» диффузора. Какой эффект обеспечит эта доработка?
Фернандо Алонсо: Мы модернизируем машину перед каждой гонкой, вопрос всегда в том, насколько прибавили наши конкуренты. Впрочем, у нас есть повод для оптимизма. За последние две недели команда подготовила немало новинок, однако мы сдержанно оцениваем свои шансы, поскольку соперники тоже не сидели перед телевизором и наверняка придумали что-то новое. Тем не менее, я надеюсь, что наши доработки окажутся более эффективными.
Вопросы с мест
Вопрос: (Олав Мол – RTL Netherlands) Хайме и Фернандо, вы согласны с многочисленными болельщиками, которые считают, что запрет на дозаправки сделал гонки более интересными вне зависимости от того, за какую позицию идет борьба? На дистанции машины практически равны, у вас нет трех коротких отрезков, и вы начинаете гонку с равным количеством топлива. Инициатива FIA сработала, или вы бы предпочли вернуться к старой системе?
Хайме Альгерсуари: Нынешняя ситуация совсем не похожа на прошлогоднюю – машина иначе ведет себя, износ шин заметно отличается. Трудно сказать, стало лучше или хуже, но для нас новая система сделала соперничество более справедливым.
Все в равных условиях: по сравнению с квалификацией машины едут на пять секунд медленнее, и здесь многое зависит от самого гонщика. Как настроить переднее антикрыло, как контролировать износ шин – особенно на трассах вроде канадской, где асфальт абразивный, а предложенная резина очень мягкая… Приходится чаще бороться с собственной машиной, а это способствует обгонам и зрелищности – в общем, задумка оказалась верной!
Фернандо Алонсо: Все зависит от того, какую гонку рассматривать. В Канаде, где у многих возникли проблемы с износом резины, запрет на дозаправки добавил зрелищности, но в Турции болельщики могли после старта выключить телевизоры, поскольку мы рано поствили жесткие шины и до финиша ехали без пит-стопов.
Кроме того, нам не хватает соперничества в квалификации, Раньше вы могли быть не самым быстрым, но, выбрав более агрессивную стратегию и залив на пять-шесть кругов меньше топлива, имели реальные шансы заработать поул, а сейчас наша стартовая позиция во многом соответствует финишной. Впрочем, во всем есть свои плюсы и минусы. Надеюсь, болельщикам понравилась новая система, однако для нас иногда все складывается не столь однозначно.
Вопрос: (Алан Болдуин – Reuters) Фернандо, в Монреале вы критиковали поведение гонщиков, отставших на круг, а недавно свое слово по этому поводу сказал и Лука ди Монтедземоло. Планируете обсудить данную ситуацию с Чарли Уайтингом? В Валенсии обгонять намного труднее – полагаете, здесь все сложится иначе? И еще – вы довольны возвращением правила 107% с 2011 года?
Фернандо Алонсо: Если говорить о проблемах с обгоном круговых в Канаде… сейчас уже ничего не изменить, но мы по-прежнему считаем, что не по своей вине упустили возможность добиться большего. Впрочем, за девятнадцать этапов ситуация более-менее стабилизируется – иногда не везет нам, иногда – соперникам. В Монреале мы не реализовали свой шанс, но воспользовались им в Китае и Малайзии…
Проблема оказалась очевидной, поскольку мы боролись за победу, но аналогичные моменты встречались и в других гонках – вряд ли имеет смысл обсуждать все это во время завтрашнего брифинга. Мы понимаем, что этим парням тоже непросто, но ситуация равна для всех – в следующий раз мы попытаемся сработать лучше.
Что касается правила 107% - не думаю, что в следующем году мы заметим принципиальные изменения. У трех команд, дебютировавших в нынешнем сезоне, будет гораздо больше времени на подготовку, и отставание непременно сократится.
Вопрос: (Карлос Микель – Diario AS) Фернандо, вы испытывали доработанную F10 во Фьорано. Ваши комментарии? Каким может быть прогресс?
Фернандо Алонсо: Ощущения самые позитивные – я ехал за машиной, оснащенной камерами, и на 60 км/ч F10 вела себя очень стабильно. Затем я проехал несколько кругов без сопровождения, но машина и шлем были увешаны десятком датчиков, из-за чего пилотировать было не совсем удобно.
Кроме того, я впервые тестировал машину Формулы 1 в Фьорано и не могу делать выводы – думаю, завтра мы получим более четкие ответы. Команда рассчитывает на заметный прогресс, но, как я уже говорил, соперники тоже подготовили немало доработок, так что для нас главное – подтвердить свою конкурентоспособность, а затем двигаться дальше. Сильверстоун, Хоккенхайм, Будапешт – дело не в разовой доработке машины, процесс должен продолжаться вплоть до Абу Даби. До конца сезона еще очень далеко, но мы с оптимизмом смотрим в будущее.
Вопрос: (Карлос Микель – Diario AS) Вопрос для Хайме и Педро – как обстоят дела с вашими контрактами на следующий сезон?
Педро де ла Роса: Хороший вопрос! Честно – не знаю, слишком рано думать об этом. Нужно подождать ещё пару месяцев. 100% уверенности нет, но я надеюсь задержаться в Формуле 1 – по крайней мере, мне этого хочется, и пока перспективы выглядят весьма неплохо.
Хайме Альгерсуари: Я даже не представляю, чем буду заниматься! Надеюсь, смогу остаться в Формуле 1 вместе с Toro Rosso, а там посмотрим…
Вопрос: (Хайме Родригез – El Mundo) Вопрос ко всем – следите ли вы за ходом чемпионата мира по футболу? И для трех испанских гонщиков – каких результатов вы ждете от завтрашнего матча Испания – Чили?
Фернандо Алонсо: Да, я слежу за чемпионатом.
Хайме Альгерсуари: Конечно, конечно! Уверен, испанцы выиграют!
Фернандо Алонсо: Спокойно. Да, мы выиграем, определенно.
Педро де ла Роса: В игре против сборной Чили, или в финале?
Фернандо Алонсо: Против Чили. Если мы не победим, то не заслуживаем финала…
Педро де ла Роса: Для нашей сборной этот чемпионат имеет особое значение. Приятно, что Фернандо уже надел красную футболку! Я активно поддерживаю наших футболистов – мне нравится их отношение к игре и подход к сопернику.
Витантонио Лиуцци: Через несколько часов я скажу вам, буду ли дальше следить за ходом турнира. У итальянцев неплохие шансы, но посмотрим, как все сложится…
Виталий Петров: Да, я наблюдаю за матчами, но, к сожалению, сборная России не смогла пробиться на этот чемпионат. В остальном – мне нравится, как играют испанцы, я сам живу в этой стране и завтра буду болеть за испанскую команду.
Фернандо Алонсо: Отлично!
Перевод: Валерий Карташев