Канада'94: Кит Уиггинс

Деймон Хилл, Михаэль Шумахер и Жан Алези на подиуме Гран При Канады 1994 года

Канада'94: Кит Уиггинс

Гонка #554: 12 июня 1994 года. Гран При Канады. Монреаль
Поул

Михаэль Шумахер (Benetton B194) - 1.26,178 (185,894 км/ч)

Лучший круг Михаэль Шумахер (Benetton B194) - 1.28,927 (180,147 км/ч)
Победитель

Михаэль Шумахер (Benetton B194) - 1:44.31,887 (176,243 км/ч)

После трагической кончины Айртона Сенны соперников в сезоне 1994 года у Михаэля Шумахера и его Benetton попросту не осталось. Немец словно выступал в собственном классе – во всяком случае до тех пор, пока такая ситуация не начала сильно огорчать руководителей чемпионата, и те взялись вставлять будущему чемпиону палки в колеса.

Но в канадском Монреале до этого было еще далеко, и сольное выступление Шумахера продолжалось от старта и до финиша. Жан Алези, отметивший в субботу 30-летие, едва не сделал себе отличный подарок в виде поула, но все же уступил времени Шумахера одну десятую. Еще один пилот Ferrari, Герхард Бергер, показал третий результат, но его отставание составило уже секунду с лишним!

Первая тройка сохранила позиции на старте, но если Михаэль сразу умчался далеко вперед, то гоночный темп Скудерии оказался не столь хорош, как у соперников из Williams. Поначалу Бергера и Алези спасало то, что на первых метрах Деймон Хилл пропустил своего молодого напарника Дэвида Култхарда. Но когда после нескольких кругов шотландец по приказу из боксов посторонился, Хилл пошел в атаку.

Сначала нежданно-негаданно оказавшийся лидером своей команды британец подловил на ошибке и опередил Бергера, а к середине дистанции настиг и Алези. Пит-стоп в исполнении механиков Ferrari вышел далеко не идеальным, потому после замены колес гонщики расположились на трассе уже в обратном порядке.

Хилл даже попробовал угнаться за Шумахером, но в тот день (и вообще в том сезоне) Михаэль был неудержим. В Канаде немец завоевал "Большой шлем", Хилл в итоге финишировал вторым, а Алези едва не упустил третье место, когда на последних кругах у него закапризничала коробка передач. Но все же канадская трасса всегда благоволила Жану – вот и в этот раз своевременный взмах клетчатого флага позволил ему подняться на нижнюю ступень подиума.

Интересно...
В ту пору в Формуле 1 еще не были забыты забавные традиции прошлого. Скажем, на Интерлагосе пилоты проводили велогонку протяженностью в один круг – а в Канаде проводились традиционные соревнования для механиков. На самодельном плоту двум представителям каждой команды требовалось переплыть канал позади паддока, взять на другом его берегу шину и вернуться назад. В 1994 году лучшими в этой забаве показали себя парни из Jordan.

Кит Уиггинс

Кит Уиггинс на презентации команды Pacific накануне дебюта в Формуле 1. 1994 год

Этап в Монреале оказался в том сезоне последним, где через сито квалификации смог пробиться хотя бы один из гонщиков молодой команды Pacific. В десяти следующих Гран При, к разочарованию её основателя и руководителя Кита Уиггинса, выступления для его подопечных заканчивались уже в субботу.

В середине 80-х лондонца называли не иначе, как волшебником. Он исповедовал в гонках простую, но очень эффективную философию. Кит полагал, что важнее всего для успеха – профессионализм команды, чёткая организация процесса и верное распределение ролей. Если добиться этого, то можно рассчитывать на хороший результат, даже не имея большого опыта и пилотов экстра-класса.

В молодые годы Уиггинс добивался высоких результатов как пилот – он входил в национальную сборную по картингу, стал вице-чемпионом Формулы Ford. Уже тогда молодого человека отличало серьезное отношение к делу и внимание к технике. Поэтому его пригласили на должность инженера в компанию Van Diemen, а в 1984 году британец основал собственную команду – Pacific Racing. Было ему в тот момент 25 лет.

На протяжении пяти следующих лет Кит выигрывал все чемпионаты, в которых участвовал. Титулы ему приносили Харальд Гюйсман, Бертран Гашо и Юрки Ярвилехто. Начав с самых базовых категорий, Pacific уже к 1988-му стала законодателем мод в главной британской серии – Формуле 3.

Но Уиггинсу не терпелось двигаться дальше, и годом позже он перебрался в Формулу 3000. Здесь к Pacific присоединился Эдди Ирвайн, но дебютный сезон получился сложным, команда заняла только седьмое место, а ее пилоты ни разу не поднялись на подиум. Спонсоры, которые до того охотно поддерживали проект, сразу нашли более интересные варианты, и в 1990-м Киту пришлось посадить за руль двух не слишком быстрых, зато состоятельных спортсменов.

Но заминка оказалась короткой, и уже в следующем сезоне Кристиан Фиттипальди принес Уиггинсу очередной титул. Да, успех в Ф3000 потребовал куда больших, чем прежде, усилий, но ведь в гоночной Европе это была вторая по престижности серия – выше в "табели о рангах" располагалась только Формула 1. И чем дальше – тем сильнее она манила британца.

Дэвид Култхард успешно выступал за Pacific в Формуле 3000 в 1993 году

В середине 1992 года название команды изменилось на Pacific Grand Prix, но из-за мировых финансовых потрясений дебют в Больших Призах пришлось перенести на год. Вместо этого в 1993-м Кит привёл юного Дэвида Култхарда к третьему месту в Формуле 3000 – причем до последнего этапа шотландец претендовал на титул.

А в 1994-м команда Уиггинса все же пришла в Формулу 1. Шасси строили давние партнёры из компании Reynard. В этом отношении годичная задержка имела очень серьезные последствия. Первые наброски машины делал еще Рори Бёрн, но затем его пригласили в Benetton, потому завершали работу уже не столь талантливые специалисты.

Неудивительно, что первый Pacific внешне оказался очень похож на ту машину, которая принесла Михаэлю Шумахеру титул чемпиона. Но если на Benetton стоял мотор Ford, то Киту хватило денег только на Ilmor "второй свежести". На первых же тестах выяснилось, что проблем будет немало. Так оно в итоге и вышло.

Гонщиками команды стали старый знакомый Кита Бертран Гашо и не самый быстрый, но одаренный финансово сын знаменитого киноактёра Поль Бельмондо. Его приглашение заодно позволило обеспечить внимание прессы.

Главным соперником Pacific в дебютном сезоне стала другая команда-новичок – Simtek. И если в первых гонках эта борьба была относительно равной, то затем Уиггинса подвела нехватка опыта – выступая прежде лишь в моносериях, он не придавал достаточного значения модернизации машины по ходу сезона. После канадского этапа Гашо и Бельмондо неизменно показывали в квалификации 27-й и 28-й результат, тогда как на старт допускались лишь 26 лучших. Дебютный чемпионат принес полное разочарование – ни одного финиша в гонке.

Сезон 1995 года обещал стать более успешным. Во-первых, число участников сократилось, и теперь все автоматически попадали на старт. Во вторых, Кит договорился об объединении усилий со специалистами разорившейся команды Lotus и в качестве бонуса получил моторы Ford. Всё это позволило Pacific избавиться от имиджа "вечно последних" (хотя тут дело было, скорее, в дебюте команды Forti).

Неудача бизнес-пилота Pacific Джованни Лаваджи на Гран При Италии 1995 года

Первую же гонку итальянец Андреа Монтермини закончил девятым. В Хоккенкайме он поднялся еще на шажок выше, а на финальном Гран При в Аделаиде еще одно восьмое место Уиггинсу принёс Гашо. Под дождем на Нюрбургринге пилоты Pacific в какой-то момент вступили в борьбу с гонщиками McLaren и взяли верх! Правда, у команды просто не нашлось таблички "Хаккинен", чтобы сообщить об этом на информационной доске.

Но камнем преткновения стали коробки передач, которые отказывали десять раз в 17 гонках. Добавляли проблем и другие узлы, а также аварии неопытных рента-драйверов, которых пришлось взять по ходу сезона. В итоге гонщики Pacific лишь пять раз попали в итоговую классификацию на финише Гран При.

Куда хуже было другое – FIA вознамерилась со следующего сезона ввести "правило 107%", которое почти наверняка стало бы для команды Кита Уиггинса непреодолимым барьером. Ситуацию усугубляло бедственное финансовое положение. И тогда 37-летний британец сдался. Формула 1 оказалась ему не по зубам.

Кит занял хороший пост в компании Lola и постепенно его главная деятельность переместилась в США. Когда в 2000 году в авиакатастрофе погиб Тони Беттенгаузен, хозяин одной из команд серии CART, Уиггинс выкупил её имущество и стал новым руководителем. На деньги мексиканских спонсоров он поддерживал проект на плаву долгое время, хотя результаты были удручающе низкими.

Кит Уиггинс. Наши дни

Лишь когда чемпионат доживал последние деньки, не сумев выстоять в споре с IRL IndyCar, Роберт Дорнбос, выступая за Кита, одержал две победы и стал бронзовым призёром по итогам года. Уиггинс занимает место на командном мостике и сейчас – но уже никто, к сожалению, не называет его волшебником...

Проект F1News.Ru. Текст: Александр Кабановский

Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё