Италия'91: Флавио Бриаторе
Гонка #512: 8 сентября 1991 года. Гран При Италии. Монца |
|
Поул |
Айртон Сенна (McLaren MP4/6) - 1.21,114 (257,415 км/ч) |
Лучший круг | Айртон Сенна (McLaren MP4/6) - 1.26,061 (224,618 км/ч) |
Победитель |
Найджел Мэнселл (Williams FW14) - 1:17.54,319 (236,748 км/ч) |
Ко второй половине сезона 1991 года от былого доминирования McLaren не осталось и следа. Успешный старт чемпионата позволил Айртону Сенне закрепиться в лидерах первенства, но с каждой гонкой Волшебнику было всё сложнее соперничать с раскатившимся Williams Найджела Мэнселла. Британец, ещё недавно заявлявший о завершении карьеры, наконец-то получил то, о чем так долго мечтал – быструю машину и статус первого номера команды.
Большой Найдж летом выиграл три гонки подряд, еще в одной на вершине подиума побывал его напарник Риккардо Патрезе. Williams FW14 явно склонял чашу весов в пользу команды Фрэнка Уильямса, но в McLaren прекрасно понимали, что нужно стабильно финишировать, пусть даже позади соперников – имеющегося задела должно хватить для завоевания обоих титулов.
Тем более, что Сенна по-прежнему был неподражаем в квалификациях. Даже на длинных прямых Монцы бразильский Волшебник завоевал поул, ставший для него уже 59-м в карьере. Мэнселл расположился следом – и с самого старта принялся осаждать позиции лидера. Но время шло, а Айртон продолжал удерживаться во главе гонки.
К 15-му кругу стало ясно, что склонить чашу весов в свою пользу Найджелу не удается, даже несмотря на некоторое преимущество в скорости. И тогда с командного мостика пилотам Williams поступил сигнал поменяться позициями. Риккардо Патрезе, стартовав четвертым, к тому моменту успел опередить McLaren Герхарда Бергера и нагнать пару лидеров. Поймав кураж, на домашней трассе он мог найти аргументы и против Сенны.
Это прием сработал – на 26-м круге Патрезе поравнялся с лидером на прямой и вышел вперед перед связкой Ascari. Увы, не прошло и пары минут, как Риккардо подтвердил свое реноме быстрого, но не слишком везучего гонщика – на его машине забарахлила коробка передач, что привело сначала к развороту, а затем и к сходу. Сенна и Мэнселл вновь остались один на один, и Айртон по-прежнему был впереди.
Но Найджел продолжал наседать, и хотя статус-кво сохранялся, резина на McLaren бразильца постепенно приходила в негодность. На 34-м круге лидер Williams смог повторить манёвр своего напарника и совершить столь нужный обгон. Его оппонент, прекрасно понимая ситуацию, тут же свернул в боксы за свежим комплектом шин. До финиша ещё оставалось время.
Вернувшись на трассу, Сенна пустился в погоню.Он уступал Мэнселлу около 20 секунд – и в теории можно было попробовать ликвидировать это отставание. Правда, попутно требовалось обойти и троих соперников, но ни юный Михаэль Шумахер, ни собственный напарник Герхард Бергер, ни даже Ален Прост серьезного сопротивления Волшебнику не оказали.
Но всё же машина Williams в руках Мэнселла была слишком серьёзным аргументом. Сенна смог отыграть до клетчатого флага всего пять секунд – и оказался на второй ступеньке подиума. Также возможность откупорить шампанское в Монце получил Прост. В 1991 году Ален был на награждении редким гостем – новая Ferrari вышла неудачной, и теперь уже Профессор всерьез задумался о завершении карьеры в Ф1.
Интересно... | |
Юбиляром в Италии был Нельсон Пике – бразилец в 200-й раз вышел на старт гонки Формулы 1. Однако праздник получился с долей грусти: трёхкратный чемпион мира и в квалификации, и в гонке уступил молодому коллеге по Benetton Михаэлю Шумахеру. Немец уверенно финишировал пятым, тогда как бразилец ошибся в начале дистанции и в итоге с большим трудом смог отобрать шестую позицию у Андреа де Чезариса из Jordan. |
Флавио Бриаторе
С самого начала уик-энда в Монце главной темой разговоров в паддоке были вовсе не события на трассе. Все обсуждали кометой ворвавшегося в Формулу 1 на предыдущем этапе Михаэля Шумахера. Молодой гонщик, дебютировав в чемпионате мира в составе Jordan, свой второй этап проводил уже в комбинезоне Benetton. За право пользоваться услугами немца не на шутку схлестнулись руководители команд. Все полагали, что опытный в таких делах Эдди Джордан возьмет верх – но ирландец ничего не сумел противопоставить недавно пришедшему в Ф1 Флавио Бриаторе. Итальянский менеджер, которого в паддоке поначалу наградили обидным прозвищем "продавец футболок", показал, что в своем ремесле тоже является весьма незаурядным специалистом.
Появившись на свет весной 1950 года в крохотном альпийском городке близ итало-французской границы, Бриаторе с детства не искал лёгких путей. Его дважды выгоняли из начальной школы, так что доучиваться пришлось в частной. Молодые годы итальянца покрыты таким густым туманом, что в различных источниках он значится и солдатом Иностранного легиона, и раллистом-любителем...
На самом деле Флавио принадлежит к той относительно небольшой группе людей, кого называют авантюристами. Он быстро понял, что тяжким трудом не заработаешь и малой доли того, что принесет хитрая, пусть и не всегда законная комбинация. Ресторан, открытый Бриаторе, быстро обанкротился, и молодой человек устроился помощником к крупному бизнесмену. Когда через несколько лет в машине того сработала бомба, Флавио начал полноценную собственную карьеру.
Он быстро стал завсегдатаем Миланской фондовой биржи, где обзавелся множеством важных связей. Его нередко видели в модных клубах в компании обворожительных красоток. Не слишком известный факт – но в ту пору против Флавио возбудили уголовное дело по обвинению в карточном шулерстве, однако кто-то из друзей успел ему сообщить – и Бриаторе сбежал на Виргинские острова. В Италию он не возвращался, пока приговор не потерял силу за давностью лет.
Вместо этого, не достигнув ещё 30-летия, Флавио отправился в Америку. Там ему предложил работу знакомый по миланским делам текстильный магнат Лучано Бенеттон. Вскоре Бриаторе уже был главой представительства его компании в США. Придумав хитрый способ работы с магазинами, итальянец вскоре завалил Штаты нехитрыми цветастыми штанами и футболками. Вскоре, правда, число магазинов сократилось вчетверо, но Бриаторе успел получить свой процент с каждого.
В конце 1988 года итальянец приехал в Аделаиду – Бенеттон решил, что его способности будут востребованы в Формуле 1, где Лучано недавно купил собственную команду. Флавио гонками никогда не интересовался, но едва оказавшись в паддоке, мгновенно уловил знакомый аромат больших денег – и стал коммерческим директором Benetton Formula Ltd, после чего в кратчайшие сроки пробил свое назначение на пост руководителя команды.
Поначалу он не делал в незнакомом мире резких шагов. Осматривался, изучал людей, выискивал единомышленников. Соперники и журналисты посмеивались над таким боссом, но победы пилоты Benetton одерживали в каждом сезоне. А потом на горизонте появился Шумахер – и вот тут Флавио совершил мгновенный выпад, заполучив талантливого немца в свою команду.
Пройдет всего три года – и Шумахер принесет своему шефу чемпионскую корону. Сезон 1994 года ознаменован рядом скандалов, но Михаэль был настолько быстрее всех, что даже пропуск трех гонок не помешал ему завоевать титул. Бриаторе же смог выйти сухим из воды после пожара на Гран При Германии, причиной которого стало самовольное изменение командой конструкции заправочной машины. Потом был 1995-й и еще более уверенная победа. Чтобы её одержать, Бриаторе нужны были двигатели Renault – и итальянец, не имея возможность заключить контракт с мотористами из Вири, попросту перекупил команду Ligier, имевшую такое соглашение.
Затем он стал собственником Minardi, рассчитывая заключить сделку с американскими табачниками из BAT – но те предпочли перекупить Tyrrell, и итальянская команда вернулась к прежним хозяевам. К концу последнего десятилетия XX века стало ясно, что Флавио, как в свое время Берни Экклстоун, перерос масштабы одной команды и способен на большее. Бенеттон, почувствовав, что это сказывается на результатах, уволил итальянца с занимаемого поста.
Три года тот не знал хлопот, перепродавая разным командам моторы Renault и регулярно появляясь на светских раутах в компании – здесь всё осталось как прежде – обворожительных красоток. А когда во французской компании решили, что пришла пора возвращаться в Формулу 1 заводской командой, никто другой просто не мог занять место на капитанском мостике. Тогда же Флавио проявил себя и ещё на одном поприще – стал менеджером нескольких гонщиков.
Один из них, Фернандо Алонсо, и принес Флавио ещё два титула, хотя эта история и оказалась немного подпорченной из-за противоречий с демпфером масс. В дальнейшем результаты стали падать, а скандалы – только множиться. Все закончилось тем, что FIA и вовсе запретила Бриаторе появляться поблизости от Ф1 – но тот оспорил это решение и выиграл в суде.
Сейчас Флавио шестьдесят и формально он никак (за исключением менеджерских контрактов) не связан с Большими Призами. Но едва ли кто-то сомневается, что когда-нибудь в будущем фигура седовласого, но не потерявшего импозантности итальянца вновь будет частью гоночного пейзажа на этапах чемпионата.
Нельсиньо Пике-младший, покидая Renault F1 после сингапурского скандала, бросил Бриаторе обвинение в том, что Флавио слабо разбирается в технической стороне гонок. Итальянец не спорит с этим: "Все руководители команд ориентированы на решение технических вопросов, а не на создание зрелища. Мне постоянно приходилось встречаться с сотрудниками и выслушивать про какие-то клапаны и подвески. Но никто не ходит ради этого на гонки – все хотят увидеть соперничество лучших пилотов".
Итальянцу не откажешь в деловой хватке и умении вовремя рискнуть. Да, порой его тайные хитрости становятся явными – но не это ли придаёт Формуле 1 особый шарм? И если Флавио вернется – спорту это будет только на пользу
Проект F1News.Ru. Текст: Александр Кабановский