Монако'75: Лука ди Монтедземоло
Гонка #255: 11 мая 1975 года. Гран При Монако. Монте-Карло |
|
Поул |
Ники Лауда (Ferrari 312T) - 1.26,40 (136,58 км/ч) |
Лучший круг | Патрик Депайе (Tyrrell 007) - 1.28,67 (133,09 км/ч) |
Победитель | Ники Лауда (Ferrari 312T) - 2:01.21,31 (121,55 км/ч) |
Дождь в Монако всегда обещает неожиданности. Во время Гран При 1975 года он начался в самый неподходящий для пилотов и команд момент – незадолго до старта, и довольно быстро стих. В итоге асфальт основательно намок, но ещё до старта все понимали: дождевую резину, на которой гонщики планировали преодолеть первые круги, скоро нужно будет менять на слики.
Ники Лауда, завоевавший накануне поул, удержался впереди и возглавил гонку. Гораздо меньше повезло авторам главной квалификационной сенсации – пилоты Shadow Том Прайс и Жан-Пьер Жарье стартовали вторым и третьим, но британец замешкался на первых метрах дистанции, а француз так хотел обогнать Лауду, что несколько раз задел ограждение и разбил машину ещё до конца первого круга.
К моменту, когда трасса более-менее подсохла, по трассе следом за Лаудой мчались Ронни Петерсон (Lotus) и Джоди Шектер (Tyrrell). Но во время пит-стопа обоим не повезло: швед вынужден был ждать, пока механики достанут из-под днища машины "сбежавшую" туда колёсную гайку, а пилот из Южной Африки слишком долго откладывал визит в боксы и в итоге откатился за пределы первой тройки, а затем вынужден был посещать боксы ещё раз после прокола.
Вакансии в призовой группе заняли бразильцы: действующий чемпион мира Эмерсон Фиттипальди из McLaren и точно угадавший с моментом смены шин пилот Brabham Карлус Пасе. Впрочем, лидирующим позициям Лауды по-прежнему ничего не угрожало.
Но затем ситуация изменилась – в моторе алой машины стало падать давление масла, и преимущество Ники над преследователями начало сокращаться буквально на глазах. Австрийцу повезло – в ту пору уже действовал двухчасовой лимит времени гонки, и Фиттипальди просто не хватило кругов, чтобы отобрать у соперника победу.
Интересно... | |
Проехав по ходу гонки в Монако круг быстрее всех, пилот Tyrrell Патрик Депайе продолжил уникальную серию – в сезоне 1975 года на каждом последующем Гран При менялись без повторений пилот и команда, показавшие лучшее время на круге. Цепочку начал Джеймс Хант из Hesketh, а продолжили Жан-Пьер Жарье (Shadow), Карлус Пасе (Brabham) и Марио Андретти (Parnelli). Затем настал черёд Депайе, а последним в этом ряду стал Клей Регаццони из Ferrari. Только потом удивительная последовательность прервалась. |
Лука ди Монтедземоло
Триумф в Монако стал не просто очередным успехом Ferrari. Это была первая победа в том сезоне, первая для совершенно новой модели 312T и первая на пути Скудерии к возрождению. У неё было много творцов – и гонщик, и конструктор Мауро Форгьери, и ставший живой легендой Коммендаторе Энцо Феррари. Но все же тем человеком, который вернул итальянской марке доброе имя и вновь сделал её лидером Формулы 1, можно назвать Луку Кордеро ди Монтедземоло.
Маркиз, представитель древнего и знатного рода, чьи дяди и кузены сплошь были кардиналами, генералами и министрами, молодой итальянец получил прекрасное образование на родине и в США, отличался изысканными манерами – и любовью к гонкам.
Ещё мальчишкой Лука бегал на трассу соревнований "Милле-Милья", что проходила рядом с семейной виллой, а в университетские годы выступал в раллийных гонках, где, к слову, добивался неплохих результатов. Энцо Феррари приметил ди Монтедземоло, когда тот был приглашен на радио и по ходу развернувшейся дискуссии эмоционально отбивал нападки недругов Скудерии. Коммендаторе даже отправил молодому человеку книгу с дарственной надписью.
Их первая встреча состоялась в конце 1972 года. "Мне нужен такой человек, – сказал тогда Энцо – Жаль только, что вам скоро возвращаться в Америку". Лука был готов остаться, но Феррари настоял – образование важнее. Летом 1973-го, прямо с трапа самолета Нью-Йорк – Рим выпускник Колумбийского университета ди Монтедземоло прямиком отправился в Маранелло, где получил должность менеджера команды Формулы 1. Ему было 26 лет.
Итальянец не слишком представлял себе в тонкостях и деталях, как работает гоночная машина и живет паддок. Но он был талантливым организатором, и с энтузиазмом взялся за дело. На должность главного конструктора вернулся Мауро Форгьери, пилотами стали молодой Лауда и опытный Клей Регаццони, отлично ладившие между собой.
Феррари уже было далеко за 70, он почти не ездил на гонки, а информацию получал от других людей, не всегда представлявших события в объективном свете. С приходом нового менеджера этот порочный круг удалось разорвать и результаты команды резко пошли в гору.
За семь лет – с 1967 по 1973 – команда из Маранелло завоевала всего восемь побед. Но в 1974-м их было уже три, а еще годом позже Лауда стал чемпионом мира. Ники наверняка повторил бы этот успех в следующем сезоне, но помешала авария на Нюрбургринге. Ну а в 1977-м австриец был неудержим и уверенно завоевал звание сильнейшего.
Но Лука Кордера ди Монтедземоло наблюдал за этими успехами со стороны. Его менеджерский талант оказался востребован на самом высоком уровне, и молодой человек призван был наводить порядок в многочисленных компаниях, принадлежащих главе FIAT Джанни Аньелли.
Прошло почти полтора десятилетия – и на рубеже 80-х и 90-х команда Ferrari вновь переживала не лучшие времена. Постоянные сходы, редкие успехи – всё это было знакомо ди Монтедземоло. Он как раз выполнил предыдущую миссию – без нареканий провел в родной стране футбольный Кубок мира 1990 года – и был готов к новым свершениям. Луку назначили президентом компании Ferrari.
Задача была прежней, но времена изменились, потому решение потребовало чуть большего времени. Пригодились старые связи – ещё выступая в ралли, ди Монтедземоло свел знакомство с невысоким и энергичным французом-штурманом по имени Жан Тодт. Именно его новый президент и решил пригласить на ключевой пост в команде Формулы 1. Требовался и быстрый пилот – таким в 1996 году стал Михаэль Шумахер.
Итог этой истории всем хорошо известен - знаменитые "алые годы" Формулы 1, когда на протяжении пяти сезонов соперники ничего не могли поделать с Ferrari и её лидером. За ними последовал неизбежный спад – совпадение или нет, но именно в 2004-м Лука ди Монтедземоло стал президентом FIAT вместо своего многолетнего ментора Джанни Аньелли, ушедшего в лучший мир.
Сейчас итальянцу 63, и ему самому уже приходится непросто под давлением молодежи, вроде юного Джона Элканна, который недавно занял пост главы FIAT. Но маркиз ди Монтедземоло ещё полон сил и наверняка проявит себя. Многие прочат ему политическую карьеру, но пока сам Лука упорно отвергает такую возможность. Для начала ему вновь нужно вывести любимую Ferrari в безоговорочные лидеры Формулы 1 – а там видно будет.
Проект F1News.Ru. Текст: Александр Кабановский