1. Себастьян Феттель (Red Bull)
2. Фернандо Алонсо (Ferrari)
3. Фелипе Масса (Ferrari)
Вопрос: Себастьян, это шестой поул в семи гонках. Предполагалось, что канадская трасса не самым лучшим образом подходит Red Bull, однако вы снова перед нами...
Себастьян Феттель: Да, думаю, мы немного прибавили по сравнению с прошлым годом. В тот раз у нас была другая тактика, и квалификацией пришлось пожертвовать. Но в этом году я себя чувствую здесь вполне комфортно. Вчера утром все началось с аварии, но механики успели починить машину вовремя, и у меня было время попрактиковаться после обеда, что важно на этой трассе. Она довольно хитрая, со всеми ее поребриками и шиканами, к которым подлетаешь на полной скорости, приходится жестко тормозить.
Но, думаю, мы провели ровную квалификацию, показав два очень хороших круга. Нам удался первый же быстрый круг на свежих шинах, так что я доволен. Очевидно, это большой шаг вперед. Но главную задачу предстоит решать завтра. Очень похоже, что условия могут измениться и пойдет дождь. Вопрос в том, когда и насколько сильный. Посмотрим. В любом случае, с первого места стартовать лучше всего.
Вопрос: Фернандо, вы сегодня отстали от Себастьяна на полторы десятых. Какие настроения накануне завтрашней гонки?
Фернандо Алонсо: Настроение хорошее, мы уверены в себе. Думаю, вперед надо продвигаться шаг за шагом. Мы сконцентрировались на субботней квалификации и показали лучший результат для команды – второе и третье места, отстав всего на полторы или две десятых от Red Bull, это намного лучше, чем мы ожидали. И намного лучше, чем в первых шести гонках, поэтому я очень доволен тем, как сегодня вела себя машина. Уик-энд складывается неплохо, и я с нетерпением жду завтрашнего дня.
Как сказал Себ, погода, вероятнее всего, изменится, так что, возможно, это не самая важная квалификация в году. Но всегда лучше стартовать впереди. Завтра станет ясно, кто на что способен, и, думаю, у нас есть шанс выиграть гонку.
Вопрос: Фелипе, вы были лучшим во второй сессии. Отличная борьба с Фернандо и ваш лучший результат в квалификации в этом сезоне. Вы должны быть довольны...
Фелипе Масса: Да, пока, как сказал Фернандо, уик-энд складывается удачно. Я имею в виду, что мы были очень конкурентоспособны вчера, сегодня утром и в квалификации, и мы не отставали от Red Bull даже во второй сессии, когда были на одном типе резины, на SuperSoft.
Думаю, это действительно хорошо для нас и, конечно, для меня. Мы снова возвращаемся к хорошим квалификациям, стартуем с более высоких позиций, чем в других гонках. Возможно, погода завтра будет немного другой, но мы должны быть готовы, но старт с хорошей позиции предпочтителен в любую погоду. В любом случае, я доволен машиной, рад за команду, и, думаю, завтра мы поработаем как следует.
Вопрос: Себастьян, победы в двух последних Гран При дались вам с трудом. Ждете ли вы каких-нибудь неприятностей от Ferrari в завтрашней гонке?
Себастьян Феттель: Неприятностей не жду, но прессинг, конечно, будет. Весь уик-энд они были очень близки. Мы знали, что это не совсем наша трасса, нам больше нравятся скоростные повороты. Здесь таких немного, но все же мы были быстрее всех, проделали хорошую работу и, думаю, можем быть полностью уверены в себе. Результаты, которые мы показали, вселяют оптимизм. Думаю, у машины хороший потенциал. Конечно, победы всегда тяжело даются, непросто будет и завтра, но, думаю, как и в прошлых двух гонках, мы готовы к борьбе.
Вопрос: Себастьян, тренировки и квалификация не всегда складывались для вас удачно, особенно учитывая то, что произошло вчера, и все же вы на поуле...
Себастьян Феттель: Главное, чтобы не стало привычкой разбивать машину в пятницу, а в субботу завоевывать поул. Пятница предназначена для того, чтобы проехать как можно больше кругов, не повредив машину. Думаю, команде пришлось серьезно поработать. Поначалу, казалось, у меня не было шансов выехать на трассу во второй сессии. Но механики очень быстро все починили. К счастью, машина была повреждена не очень сильно, поэтому я смог провести полноценную вторую сессию, это было важно для сегодняшней квалификации.
Здесь действительно нужно войти в ритм, в итоге выжимая из машины максимум, так как это сложная трасса, со всеми своими поребриками и прочим. Как я уже сказал, важно проехать побольше кругов, чтобы найти этот ритм. И в квалификации я чувствовал, что в первых двух сессиях все в порядке, и, если немного поднапрячься, в финале можно еще прибавить. Тем не менее, думаю, вы видели, что мы тут не шутки шутим, и борьба идет очень острая.
Собираясь сюда, мы понимали, что это, вероятно, не самая любимая наша трасса, но мы очень хорошо подготовили машину. У нас была пара новинок, и, похоже, они сработали. Думаю, пока уик-энд складывается хорошо, со своим домашним заданием команда справилась. Конечно, немного жаль Марка. Ему не удалось потренироваться сегодня утром, а я уже говорил, как важно здесь поймать ритм. Но, думаю, завтра мы оба проведем хорошую гонку.
Вопрос: В каких-то сессиях гонщики Ferrari были быстрее. Чувствуете ли вы, что прессинг с их стороны больше, чем, возможно, со стороны других соперников в этом сезоне?
Себастьян Феттель: На самом деле нет. На данном этапе каждый думает только о себе, и квалификация касается только тебя и твоей машины. Конечно, ты сражаешься с другими, но, в первую очередь, сам пытаешься добиться максимальной скорости. Завтра ситуация будет другой, к тому же, скорее всего, пойдет дождь: хорошо, что мы захватили шины для мокрой погоды. Гонка предстоит очень длинная, и событий будет много. В прошлых двух Гран При шла очень плотная борьба, и здесь будет так же. Как я сказал, пока мы можем быть довольны, но завтра нас ждет новый день и новые приключения.
Вопрос: Неизбежно встает вопрос о KERS, особенно учитывая то, что из-за него ваш напарник пропустил сегодня всю утреннюю сессию. Как работает KERS на вашей машине?
Себастьян Феттель: Отлично, пока никаких проблем. Глядя со стороны, сложно понять, как Red Bull решает проблему KERS. Мы, конечно, теперь знаем об этой системе уже больше, но все равно, очень жаль, что так вышло. Иногда все работает без проблем, и вдруг неожиданно возникает неполадка, как это вышло в случае с Марком. Ему пришлось пропустить всю третью сессию целиком. Посмотрим, что будет дальше, но пока у меня все в порядке. KERS работает и будет работать завтра.
Вопрос: Фернандо, вы говорили, что вчера была одна из лучших пятниц. Сегодня одна из лучших суббот?
Фернандо Алонсо: Да, лучшая, без сомнений. Машина была конкурентоспособной вчера, а сегодня мы на первом ряду стартового поля. Кажется, последний раз такое было в Сингапуре. Это замечательное ощущение. Вернуться в первые ряды, бороться за поул, вместе с Фелипе привести обе Ferrari в первую тройку в квалификации – отличный результат для команды на данный момент. Но настоящая работа начнется завтра. Очки раздают по итогам гонки, поэтому завтра мы должны приложить все усилия. Мы должны максимально эффективно воспользоваться нашими стартовыми позициями и набрать побольше очков.
Вопрос: Как вы считаете, откуда такой прогресс? Эта трасса вам подходит, или вы чувствуете, что машина действительно едет лучше?
Фернандо Алонсо: Дело и в том, и в другом. Думаю, очень сильно помогает то, что здесь нет скоростных поворотов, аэродинамика не так важна – а ведь именно она является нашим слабым звеном. Думаю, хорошо сработали те новинки, которые мы привезли в Канаду. Мы постоянно готовим что-то новое. Обычно на тестах в пятницу какие-то элементы работают хорошо, какие-то нет, и их приходится модернизировать. Но сейчас, кажется, все, что мы привезли, установлено на машину и работает как надо, а значит мы сделали шаг вперед. Но, как я уже говорил, в основном нам, все же, помогли характеристики трассы.
Вопрос: Завтра старт будет таким же, как в Барселоне?
Фернандо Алонсо: Как в Барселоне, или как в Монако. В обоих случаях на старте я обогнал один из Red Bull, так что оба варианта хороши.
Вопрос: Фелипе, вы довольны третьим местом на стартовом поле?
Фелипе Масса: Да, думаю, квалификация прошла для нас хорошо. Вчера машина сразу показала себя с лучшей стороны. Она выглядит более конкурентоспособной, чем на других трассах, даже по сравнению с командами, которые всегда были впереди нас, например McLaren. Мы не были в этом уверены на 100%, но сегодня утром убедились, что машина действительно хороша. Она лучше держит дорогу, и мы ближе к Себастьяну, к Red Bull, чем на других трассах.
Думаю, это была хорошая квалификация. День прошел удачно и показал, что нам надо работать в том же направлении, продолжая поднимать скорость машины. Да, эта трасса действительно подходит Ferrari немножко больше, чем другие. Но все станет ясно только завтра. Может, пойдет дождь, может, нет. Пока мы в этом не уверены, но должны быть готовы ко всему. Высокая позиция на старте дает преимущество в любую погоду, и мы надеемся провести хорошую гонку.
Вопрос: Вы меняли что-то в машине после вчерашних заездов?
Фелипе Масса: Да, немного, кое-какие мелочи в настройках. Но уже вчера машина была хороша.
Вопросы с мест:
Вопрос (Паоло Яньери – La Gazzetta dello Sport): Фернандо и Фелипе, если не считать Барселоны, то в этом сезоне Ferrari в гонке обычно выглядит лучше, чем в квалификации, ближе к Red Bull. Чего вы ждете от завтрашнего дня? Вы говорили, что собираетесь побеждать, это действительно так?
Фернандо Алонсо: Давайте подождем и посмотрим. Как сказал Фелипе, по прогнозу на завтра намечается дождь. Никто из нас еще не ездил под дождем в гонке в этом сезоне. Мы проехали пару кругов по мокрой трассе в Барселоне на тестах, но там были не все команды, и мы немного проехали в пятницу в Китае, но тогда тоже кто-то участвовал, а кто-то сидел в гараже. Так что завтра будет первый раз, когда мы увидим одновременно все машины на дождевой резине Pirelli, давайте подождем и посмотрим, как все пройдет.
Не стоит сбрасывать со счетов и McLaren. Думаю, несмотря на стартовые позиции, с их настройками и скоростью, вероятно, они рассчитывают на большую прижимную силу, и в случае дождя это даст им преимущество, так что завтра нас ожидает серьезная борьба, думаю, вам понравится. Может быть, нас ожидает более стрессовая ситуация, но это нормально.
Фелипе Масса: Да, как сказал Фернандо, возможно, завтра мы увидим другие условия, другую погоду, другую гонку. Конечно, если мы выступим так, как уже бывало во многих гонках... сделаем шаг вперед и в гонке добьемся большего, чем в квалификации – это то, к чему мы стремимся, но надо быть готовым к тому, что завтра будет не такая погода, как в ходе последних Гран При. Кроме того, на этой трассе непросто выступать в дождь, так что надо будет проявлять повышенную осторожность.
Вопрос (Фредерик Ферре – L'Equipe): Вопрос всем троим: готовы ли вы к тому, что завтра, возможно, пойдет дождь?
Себастьян Феттель: Мы привезли дождевые шины, я захватил куртку и зонтик. Если честно, сейчас вряд ли мы можем сделать больше. Нам уже нельзя прикасаться к машинам. Все надо было готовить заранее, и сейчас мы можем только внести какие-то небольшие коррективы в настройки и поменять шины. А там посмотрим, что будет. Посмотрим, насколько сильным будет дождь, как долго он будет идти.
Говорят, будет ветрено и не очень жарко, хотя обычно либо высокие температуры, либо ветер позволяют трассе просохнуть быстрее, так что все может быть. Если вы сейчас посмотрите разные прогнозы, то увидите, что они отличаются друг от друга, поэтому, я думаю, что лучше всего проснуться завтра утром, выглянуть в окно, и тогда станет ясно, что к чему.
Вопрос (Флавио Ванетти – Il Corriere della Sera): Вопрос Фернандо и Фелипе: испытываете ли вы сейчас облегчение, видя, что отставание от Себастьяна на этот раз не так велико?
Фелипе Масса: Да. Вы же знаете, мы всегда стремимся быть первыми, и глядя на то, как Себастьян выступает в этом году – так много поулов, постоянно первый – когда мы видим, что можем с ним бороться во второй и третьей сессиях квалификации, на тех же шинах, это делает нас сильнее. Думаю, нам надо трудиться еще упорнее, чтобы бороться в каждой квалификации и в каждой гонке.
Вопрос (Питер Уиндзор – Clarcksport): Себастьян, Марк Уэббер только что подтвердил нам, что не использовал KERS в квалификации. Если завтра в гонке вы вдруг попадете в такую же ситуацию, как вы считаете, сможете ли вы выиграть гонку без KERS?
Себастьян Феттель: Дело в том, что, если возникнет проблема, у меня все равно не будет выбора. Я не смогу остановиться и сказать «давайте, зарядите его», или что-то в этом духе. Пока, как я уже говорил, пока проблем не было, все работает нормально. Никогда не знаешь, что случится. Можете спросить вот этих двоих, каковы шансы того, что у них завтра сгорит двигатель. Думаю, шансы невысоки, но никогда не знаешь заранее, хотя, конечно, риск того, что перестанет работать наш KERS, выше вероятности отказа двигателя Ferrari.
Очевидно, у Марка проблема осталась и во второй половине дня. Думаю, KERS можно починить за ночь; остается только ждать и надеяться. На данном этапе еще рано делать выводы. Конечно, победить без KERS будет очень сложно. Думаю, на этой трассе эффект от системы очень велик, и в атаке, и в обороне. Конечно, у нас еще есть DRS, и я считаю, что эффект от нее больше, но вы можете посмотреть, как было на других трассах. В Барселоне система рекуперации у меня то работала, то нет, и я чувствовал себя весьма некомфортно, так что я предпочел бы, чтобы все было в порядке.
Вопрос (Томас Рихтер – TV Nova): Фернандо, после двух или трех гонок вы говорили, что трудно предсказать поведение шин и выбор тактики. Сейчас с этим получше? Вам теперь удобнее вместе с инженерами выбирать правильную тактику? И, возможно, у вас есть какие-то идеи насчет завтрашнего дня?
Фернандо Алонсо: Да. После шести гонок у нас уже больше опыта. В течение всего чемпионата мы использовали резину Soft, в Монако испытали еще и SuperSoft, а вчера получили информацию о том, как ведут себя шины на длинных прямых. В любом случае, каждое воскресенье – это другая тактика и другие возможности, в зависимости от того, как ты прошел первый поворот и на каком месте оказался.
Так что вполне естественно менять планы, реагируя на тактику соперников. Если кто-то едет восьмым, а после замены резины прибавляет в скорости, вы должны среагировать, тоже провести пит-стоп, иначе он вас обойдет. Даже если у вас идеальный план на гонку, надо уметь проявлять гибкость.
Вопрос (Марко дель Инноченти – La Gazzetta dello Sport): Себастьян, вы ожидали увидеть такую сильную Ferrari, или вы все же больше опасаетесь Хэмилтона и McLaren?
Себастьян Феттель: Думаю, уже вчера стало ясно, что Ferrari здесь очень быстры, но завтра предстоит длинная гонка. McLaren стартует сразу за нами, и я соглашусь с Фернандо, что, глядя на их скорость, можно сделать вывод, что у них другой взгляд на подготовку к квалификации и к гонке. Завтра посмотрим, сработает это у них или нет.
Что касается нас, мы понимаем, что завтра будет трудно. Думаю, сегодня был очень удачный день, и мы должны быть довольны, но главная задача ждет нас завтра. Гонка предстоит сложная, особенно учитывая, что борьба здесь обычно очень плотная. Думаю, при наличии DRS, завтра будет сложно оторваться. К тому же, еще не совсем понятно, какая будет погода…
Вопрос (Марина Каппитти – Il Cittadino Canadese): Алонсо и Масса, пару слов для итальянской общины в Канаде, они так ждали этого момента.
Фернандо Алонсо: Мы очень гордимся тем, что выступаем за Ferrari. Это большая честь – находиться за рулем красной машины, поэтому, где бы мы ни были, в какой бы гонке ни участвовали, мы стараемся делать все возможное не только для себя, не только для нашей команды, но для всех итальянцев, для всех тифози по всему миру, которых всегда видно на трибунах по красным кепкам и флагам Ferrari.
Монреаль – особое место для Ferrari. Я почувствовал это в прошлом году, когда впервые выступал здесь в составе Скудерии, и чувствую это снова, вне зависимости от того, какие результаты мы показываем. Здесь нас всегда ждет огромная поддержка болельщиков, и, я надеюсь, мы сможем завтра показать им достойное шоу. Обе машины на подиуме – это был бы неплохой подарок для тифози.
Фелипе Масса: Два дня назад я давал интервью и направил обращение бразильской общине – здесь также много бразильцев – и то же самое делаю для итальянцев. Надеюсь, здесь все поддерживают Ferrari. Выступая за Ferrari, мы знаем, как много тифози на трибунах, и, я надеюсь, мы сможем добиться для них хорошего результата. Всегда приятно приезжать сюда и выступать перед здешней публикой.
Вопрос (Ливио Ориккио – O Estado do Sao Paulo): Вопрос ко всем: давайте предположим, что завтра будет сухо. Ожидаете ли вы, что гонка будет похожа на прошлогоднюю, когда шины были еще жестче, чем сейчас?
Себастьян Феттель: Да, вы правы. Не думаю, что сейчас кто-то может дать гарантии по поводу погоды на завтра. Мы знаем, что прогнозы меняются. Если вы посмотрите, какие были прогнозы три дня назад, то увидите, насколько они изменились. Изначально предполагалось, что весь уик-энд будет дождливым. Сегодня дождевой фронт сместился, поэтому непонятно, в какое время он начнется завтра. Небо в облаках, так что дождь наверняка будет, вопрос только, насколько он будет силен и когда пойдет.
Конечно, завтра утром мы получим новый прогноз. Здесь все быстро меняется, как мне сказали, поэтому я считаю, что надо просто подождать, но в любом случае, нас ждет увлекательная гонка с разнообразием тактических схем. Думаю, как и везде, шины будут ключевым фактором, но, учитывая условия, может быть, более важным, чем обычно, так как покрытие здесь не такое, как на других трассах. В прошлом году мы с ним помучились, и я не думаю, что на этот раз будет по-другому. Конечно, стартовая позиция важна, но гонка длинная, и, в конечном счете, место на финише намного важнее.
Фернандо Алонсо: Шины не очень отличаются от прошлогодних, думаю, в тот раз они были пожестче, но сильно изнашивались, особенно мягкий состав, поэтому приходилось делать два пит-стопа, что было неожиданно – ведь обычно здесь мы обходились одним. Но не думаю, что при сухой погоде шины будут проблемой. Гонка станет намного интереснее или хаотичнее, если на трассе появится автомобиль безопасности.
В этот уик-энд мы уже два или три раза видели красные флаги. Если это произойдет в гонке, или появится сейфти-кар, это повлияет на тактику – либо вы заезжаете на пит-стоп, либо остаетесь на трассе. Вы должны сделать правильный выбор, и надо, чтобы еще немножко повезло. То же касается и дождевой гонки.
Фелипе Масса: Как уже сказали Фернандо и Себастьян, в прошлом году все было иначе, так как пришлось делать лишний пит-стоп. Для того сезона это было странно, но в этом году я не думаю, что ситуация будет сильно отличаться от того, что мы видели в других гонках. Тактика будет более-менее предсказуемой, не так, как в прошлом году. Если честно, я большой разницы не жду.
Вопрос (Тед Кравитц – BBC Sport): Себастьян, на круге возвращения в боксы вы снова извинились за аварию в пятницу. Как сильно вы себя казните за это и почему?
Себастьян Феттель: Мы здесь для того, чтобы управлять машиной на пределе, и ошибки возможны. Конечно, лучше, когда они происходят в пятницу, чем в субботу или воскресенье. Неприятно возвращаться в гараж без машины.
Я видел, как напряженно работали механики, чтобы снова выпустить меня на трассу. Они остались без обеда, и, конечно, мне было их жаль, ведь я не мог ничем помочь и просто пошел в свою комнату. Единственное, как я могу их отблагодарить: снова ехать на пределе возможного и бороться за первые места.