Участники: Эрик Булье (Lotus-Renault), Пэт Фрай (Ferrari), Эндрю Грин (Force India), Падди Лоу (McLaren), Сэм Майкл (Williams)
Вопрос: Эндрю, Force India всегда хорошо себя показывала на трассах, где требуется низкая прижимная сила. Канадская трасса именно такова, и, похоже, вы снова на высоте. День прошел неплохо?
Эндрю Грин: Да, эта трасса определенно нам подходит, именно из-за того, что здесь нужна низкая прижимная сила и низкое лобовое сопротивление. Наша машина неплохо реагирует на такие настройки. Нельзя сказать, что мы к этому активно стремимся, нам бы хотелось, чтобы машина отличалась более ровными аэродинамическими характеристиками, поскольку на трассах, где необходима более высокая прижимная сила, как в Монако, например, у нас возникают определенные проблемы. Но все же приятно быть немного более конкурентоспособным чем обычно.
Вопрос: Вы сегодня выпускали на трассу трех гонщиков. Днем Адриан Сутил попал в аварию: не считаете ли вы, что это стало следствием того, что он пропустил утреннюю сессию?
Эндрю Грин: Не думаю. Адриан очень хорошо знает трассу. Просто, к несчастью, на выходе из 7-го поворота проявилась недостаточная поворачиваемость, и когда машина оказалась на грязной части трассы, он не удержал ее и врезался в стену. Жаль, что ему не удалось завершить сессию, думаю, он показал бы результат не хуже чем Пол. Но я не думаю, что пропуск утренней сессии стал для него какой-то проблемой
Вопрос: Пол показал себя действительно хорошо на незнакомой ему трассе.
Эндрю Грин: Да, в очередной раз. Очень быстро осваивается. Буквально через несколько кругов уже начинает показывать достойную скорость. Это очень впечатляет.
Вопрос: Падди, в какой мере настройки машины ориентированы на низкую прижимную силу? Также, как в прошлом году? Привезли ли вы в Монреаль специальную версию аэродинамического обвеса?
Падди Лоу: Ничего особенного, ничего из такого, что мы не пробовали в прошлом. Правила постоянно нас загоняют во все более тесные рамки, и разница между большой прижимной силой, как в Монако, и малой, как в Канаде, становится все меньше.
Вопрос: Повлияло ли на это внедрение DRS?
Падди Лоу: Я бы не сказал, что сильно повлияло. Во время гонки мы не рассматриваем DRS как стандартный элемент, так что эта система не рассматривается как фактор, влияющий на скорость.
Вопрос: Поговорим о DRS. На этой трассе будет две зоны DRS. Как, на ваш взгляд, гонщики будут их использовать? Будут выжидать и пользоваться только второй зоной, или обеими?
Падди Лоу: Первая зона длиннее второй и будет в любом случае логичным местом для обгона. Посмотрим, как это будет выглядеть в воскресенье. Если вы обгоняете в первой зоне, то за счет преимущества, полученного благодаря DRS, можете оторваться от преследования во второй, что, вероятно не было задумано. Это может предотвратить атаку, если гонщик позади вас хуже прошел последний поворот. Но если вы не обогнали в первой зоне, но остались вплотную за соперником, то вам поможет вторая зона. Посмотрим. Мы впервые такое делаем, и это будет интересный эксперимент.
Вопрос: В Гран При Канады McLaren и Ferrari побеждали по 11 раз. Глядя на итоги сегодняшнего дня, как вы считаете, каковы ваши шансы на 12-ю победу?
Падди Лоу: Ну конечно мы поборемся. Мы чувствовали, что в Монако у нас был шанс, и мы чуть было не одержали победу. Если выиграем здесь, это будет абсолютная фантастика. Нам это необходимо для того, чтобы попробовать переломить ситуацию во второй трети сезона и заменить серию побед Red Bull серией побед McLaren. По итогам сегодняшнего дня, мы видим, что другие команды также выглядят быстрыми. Борьба может быть очень плотной, нас ждет интересная гонка, но мы надеемся выиграть.
Вопрос: Сэм, похоже дела налаживаются? Начало сезона было неудачным, но, похоже, можно считать, что ситуация улучшается?
Сэм Майкл: Да, в последних трех-четырех гонках мы стали лучше проводить квалификации. У нас по-прежнему всего два очка, но мы определенно сдвинулись с мертвой точки. Сейчас мы получаем много разных новинок, которые, впрочем, должны были использовать раньше, но по разным причинам их не удавалось заставить работать, как надо.
Но мы добились важного прогресса в Монако и сделаем шаг вперед здесь, в Канаде. Надеюсь, завтра мы продвинемся еще дальше. Это очень хорошо, так как задает команде правильное направление и позволяет сфокусироваться на главных задачах. Думаю, в ближайших гонках мы получим еще несколько новинок, над которыми сейчас работаем – в основном я говорю о диффузорах и передних антикрыльях. И то, что мы сейчас наблюдаем, действительно вдохновляет и приводит к пониманию того, как это все должно работать.
Вопрос: Многие ли из этих новинок разработаны специально для низкой прижимной силы?
Сэм Майкл: На самом деле ни одной. Мы привезли специальное заднее антикрыло, но не уверены, что будем его использовать. Думаю, здесь мы в таком же положении, что и остальные. С нашей точки зрения, DRS сейчас дает тот же эффект, которого мы достигали раньше, настраивая машину на минимальный уровень прижимной силы. Мы получали прирост в скорости в 7-8 километров в час, чтобы иметь возможность обгонять и не дать обогнать себя. Но при этом время круга было далеко от оптимального. На этот раз мы не будем этого делать, и, вероятно у нас будет то же заднее антикрыло, что и раньше. Впрочем, окончательное решение еще не принято.
Вопрос: Каковы ваши личные планы на данный момент?
Сэм Майкл: Все нормально. Я имею в виду, что в ближайшей перспективе я полностью сконцентрирован на работе в Williams, как и в предыдущие несколько месяцев. Больше добавить нечего.
Вопрос: Значит, все идет как надо?
Сэм Майкл: Я уже сказал, сейчас я сосредоточен на Williams.
Вопрос: Эрик, можете рассказать нам, как FOTA повлияла на ситуацию с Бахрейном? Как это выглядело с вашей точки зрения? Вы удовлетворены результатом?
Эрик Булье: Мы следили за тем, что происходило на заседании Всемирного Совета, за теми решениями, которые были там единогласно приняты. Думаю, в последние недели команды выражали свои взгляды и свою обеспокоенность - в основном это было связано с вопросами переноса индийского этапа и вопросами безопасности. Мы решили направить FIA и в Бахрейн письмо, которое носило частный характер, но стало достоянием гласности. Остальное вы знаете, потому что все было опубликовано. В итоге, думаю, решение было принято, и мы рады, что вернемся в Бахрейн тогда, когда придет время.
Вопрос: Похоже, вам не очень-то нравится путаница, связанная с этой историей. Вероятно, все можно было решить проще?
Эрик Булье: Думаю, почитав форумы и пообщавшись с болельщиками, вы поймете их реакцию, и, конечно, нельзя быть довольным всей этой неразберихой. Ко всему прочему, это портит имидж Формулы 1.
Вопрос: Кстати, о публике. Вчера вечером вы участвовали в форуме болельщиков. Как все прошло?
Эрик Булье: Очень хорошо. Просто замечательно. Здорово, когда предоставляется возможность не только показаться перед болельщиками, но и вести с ними диалог, и мы замечательно пообщались. Они выступали, задавали вопросы, вели дискуссии о проблемах Формулы 1, о ее настоящем и будущем. Очень хорошо, когда есть возможность контактировать с публикой и лучше ее понимать.
Вопрос: Что можно сказать о сегодняшней скорости Renault?
Эрик Булье: Скажем так, она ниже, чем ожидалось. Мы недостаточно быстры. Думаю, мы понимаем, что именно пошло не так пару недель назад, и почему мы стали отставать от соперников. Сейчас это исправляем и должны вернуться к былой форме.
Вопрос: Пэт, вы уже работаете на новой должности какое-то время, но недавно сфера вашей ответственности расширилась: что изменилось после того, как вас назначили руководителем разработки шасси?
Пэт Фрай: Дел прибавалось. В основном мы были заняты небольшой реорганизацией на базе команды, направленной на повышение эффективности. У нас очень хорошая группа инженеров, надо лишь сфокусироваться на тех задачах, которые мы считаем приоритетными, и, конечно, в первую очередь заниматься самыми важными вещами. Так что мы добились определенного прогресса.
Вопрос: Вы пришли из McLaren, но в Ferrari ведь многое делается по-другому?
Пэт Фрай: Да, и во многих отношениях это очень интересно. Мне очень повезло, что я мог видеть, как поставлена работа в McLaren, как там подходят к настройкам машины, и как все организовано. А теперь я перешел к одному из их главных соперников. Это две разные философии, и в последние 10-11 месяцев я получил очень интересный опыт. Надеюсь, мы сможем извлечь из этого пользу.
Вопрос: В последних двух гонках мы видели две разные Ferrari: одна отлично начала Гран При Испании, но затем сбавила скорость, а вторая ярко проявила себя в Монако. Какую Ferrari мы увидим здесь?
Пэт Фрай: Ну, я надеюсь, ту, что была в Монако! В Барселоне нам пришлось бороться с несколькими проблемами, которые наложились одна на другую. Поработав на симуляторе, думаю, мы теперь понимаем, в чем дело. В Монако дела шли лучше, и мы избежали этих сложностей. Здесь нам тоже предстоит все проанализировать и во всем разобраться, но, думаю, мы движемся в верном направлении.
Вопрос: Как долго длится процесс модернизации шасси, когда все силы направлены только на решение этой задачи, до того, как вы переключаетесь, например, на разработку машины для следующего года?
Пэт Фрай: Мы постоянно учимся, и по мере того, как продолжается модернизация шасси этого года, команда готовится к следующему сезону. Не предвидится никаких радикальных изменений в правилах, которые потребуют осмысления, поэтому мы просто продолжим работать.
Делая машину этого года более быстрой, фактически мы улучшаем и будущее шасси. В определенный момент, конечно, возникнет дилемма: надо будет решить, в какой момент полностью перейти к продувке в аэродинамической трубе нового шасси, прекратив работу над текущим, но это решение придется принимать еще только через несколько месяцев, когда мы уже полностью утвердим новый план.
Вопросы с мест
Вопрос (Томас Рихтер – TV Nova): Вы здесь представляете команды, использующие двигатели всех производителей, и нас несколько сбивает с толку дискуссия о двигателях, которые будут после 2012 года. Не могли бы вы прояснить вашу позицию относительно будущего двигателей Формулы 1 и рассказать, как вы к этому готовитесь?
Эрик Булье: Наверное, это начинает сбивать с толку и нас самих! Что касается Renault, они определенно хотят продолжать работать над новым форматом и новой архитектурой двигателя, и безусловно готовы к четырехцилиндровому варианту. Думаю, у других производителей, вероятно, есть свои причины придерживаться иной концепции, или отложить разработку нового двигателя вообще, поэтому дискуссии и идут.
Пэт Фрай: С моей точки зрения, с технической стороны, это очень интересный вызов, огромный проект. В определенный момент, конечно, хотелось бы внести ясность, чтобы начинать над этим работать, но я не готов комментировать политическую подоплеку этого дела.
Вопрос (Мэтт Юзон – Matt Youson and Associates): В продолжение темы: вы решили отказаться с 2013 года от применения днища особой аэродинамической формы. Есть ли альтернативный план, или в Формуле 1 появится более медленные машины с маленькими двигателями?
Пэт Фрай: Днище особой аэродинамической формы - это речь уже о требованиях регламента к корпусу машины. Не знаю, следите ли вы за этим, но аэродинамика 2013 года – это скорее эволюция того, что мы имеем сейчас, а не переход к концепции граунд-эффекта. Реализация этой концепции, которой занималась FIA, на данный момент приостановлена.
Думаю, они проделали определенную работу, и нет необходимости выбрасывать все это в мусорную корзину, но регламент 2013-го года является эволюционным продолжением нынешнего. Благодаря предложенным изменениям, машины станут более эффективными, в совокупности аэродинамика, двигатель и система рекуперации энергии позволят экономить до 30% топлива. Команды донесли до FIA мысль о том, что такой эволюционный подход позволит более уверенно достичь тех же целей, основываясь на текущем положении вещей. К тому же это будет дешевле, так как потребует меньших изменений.
Вопрос (Питер Уиндзор – Clarcksport): Среди болельщиков вызвал большой резонанс вопрос о рестарте в Монако, в особенности смена шин, ремонт, и внесение изменений в настройки машин. Хотелось бы узнать вашу точку зрения, считаете ли вы, что так и должно продолжаться впредь, или, возможно, стоит что-то поменять, возможно, запретить замену шин, и, конечно, заднего антикрыла, или чего-то в этом роде?
Пэт Фрай: Что касается шин... в такой ситуации неизвестно, возможно кто-нибудь проехал по обломкам и повредил шины, любой может так сказать, как, например, сказал Льюис сегодня. Так что я думаю, вопрос шин – это вопрос безопасности. А насколько повреждена машина, это же спорный вопрос, верно? И этому правилу столько времени, сколько я себя помню, а это достаточно долго! Опять же, это предотвращает лишний риск. Позовете ли вы машину на пит-лейн для ремонта или решите, что повреждение невелико, и она продержится еще пять кругов или около того? С точки зрения безопасности, я бы оставил и то и другое.
Сэм Майкл: Питер, я понимаю, что ты имеешь в виду с точки зрения болельщиков, так как заключительная часть гонки была полностью уничтожена, если угодно. Но ситуация была очень сложная. Под конец гонки сразу произошли три или четыре события, и они все были достаточно серьезными. Такое случается нечасто, и, возможно, это следует обсудить. Следующий такой случай, возможно, представится еще нескоро.
Согласен, из соображений безопасности следует разрешить менять шины в случае прокола, но как быть с тактикой? Ведь там было три или четыре разных варианта тактики, некоторые гонщики ехали на свежих шинах, как Хэмилтон, Мальдонадо и пилоты Ferrari, а некоторые на изношенных, как Феттель и Кобаяши, и возможность сменить шины им очень помогла. Для команд ситуация могла развиваться по-разному, и вопрос надо ставить о том, как все это отразилось на качестве шоу.
Даже не знаю, наверное, такое еще нескоро повторится. И что касается ремонта машины – очевидно, вы имеете на это право, так как после старта гонки вы можете делать с ней все что угодно. Если хотите, можете остановиться и менять настройки, например. Очень тяжело ввести правило, запрещающее ремонт только потому, что вы находитесь на стартовом поле. Опять же, можно притянуть сюда любые аргументы относительно безопасности, иногда от этого теряешь, а иногда получаешь преимущество. Вероятно, это все необходимо обсудить еще раз, но будет очень сложно выработать правила, которые будут предусматривать все возможные варианты.
Вопрос (Питер Уиндзор – Clarcksport): Возможно, учитывая всю неоднозначность подобной ситуации, стоит отменить рестарты и вернуться к правилу 75%? Это будет логичным результатом гонки, и это мнение многих болельщиков.
Сэм Майкл: Да, возможно, это было бы правильным решением.
Падди Лоу: Проблема обоих вариантов в том, что они перечеркивают закономерный результат гонки. Как сказал Сэм, это очень старое правило, и применяется оно очень редко, но это не означает, что мы не должны его обсуждать. Думаю, есть способы снять остроту проблемы. Например, вы можете заменить шину в том случае, если сможете показать, что она повреждена, что-нибудь в этом роде. Я убежден, чем лучше вы восстановите при рестарте те условия, которые были перед остановкой гонки, тем лучше будет для всех, и для гонки и для зрителей.
Вопрос (Шон Гордон – The Globe and Mail): Что нового вы узнали сегодня о шинах, насколько они подходят этой трассе, и каковы шансы дождя в квалификации или в гонке, изменится ли ваш подход к подготовке к главным событиям уик-энда?
Эндрю Грин: Полагаю, новые шины Medium показали себя с лучшей стороны. С самого начала первой сессии мы были приятно удивлены состоянием трассы и сцеплением с ней. Разница между Soft и SuperSoft чувствуется очень хорошо. Я еще не видел всех данных, и не могу подробно говорить о различии в поведении двух составов, но они оба хорошо подходят этой трассе. Мы постоянно следим за погодой, и если все прогнозы сбудутся, это будет очень интересный уикенд.
Падди Лоу: Я согласен с Эндрю, надо посмотреть, как будет меняться прогноз в течение следующих 24 часов. Конечно, если в воскресенье пойдет дождь, будет очень интересно. У нас еще не было дождевой гонки на шинах Pirelli, так что это будет новый опыт для всех, и для команд, и для зрителей, так что посмотрим. Что касается поведения шин для сухой погоды, сессия сегодня дважды прерывалась красными флагами, поэтому у нас не было времени как следует опробовать SuperSoft, а Льюис вообще проколол шину, выезжая с пит-лейн, и не смог проехать на них ни одного круга.
Сэм Майкл: Думаю, во второй сессии шины вели себя намного лучше, мы отметили, что они значительно меньше изнашиваются, а значит, если в воскресенье будет сухо, то с шинами будет полный порядок. Прогноз говорит о том, что вероятность дождя составляет 50-60%; пару дней назад было 90%, вероятность снижается, но, я думаю, что она все же сохраняется. Температура также падает, сегодня был самый теплый день уикенда. Все идет к тому, что гонка будет интересной.
Эрик Булье: Мне нечего добавить, эти технические специалисты уже все сказали. В самом деле, надо будет внимательно следить за прогнозом.
Пэт Фрай: Думаю, если пойдет дождь, воскресенье будет интересным. Как уже Падди сказал, у нас еще не было дождевых гонок, и нам еще предстоит выяснить, где точки пересечения в режимах работы разных типов шин. В случае ливня, или если на старте будет совсем мокро, придется ли нам начинать гонку на шинах для сильного дождя? Надо ли сначала ставить промежуточную резину, а только потом SuperSoft? Это интересно, мы будем учиться на ходу.
Сегодня трасса сильно менялась в течение дня. В самом начале было очень пыльно, но потом сцепление с асфальтом улучшалось. Очень мало кому удалось проехать быстрый круг на SuperSoft, поэтому сложно говорить, какова разница между составами. Думаю, большинству гонщиков оба раза помешали красные флаги, а значит, они проехали по шесть кругов, выезжая из боксов и возвращаясь на пит-лейн, или вроде того.
Не знаю, какова реальная разница в скорости между двумя составами. Что касается износа, похоже,тут все неплохо. Если будет сухо, я уверен, состояние трассы будет улучшаться, и тогда гонка пройдет по относительно простому сценарию.
Вопрос (Эд Стро – Autosport): Пэт, Стефано Доменикали как-то сказал, что Ferarri недостаточно сильна в области инноваций и новых технических идей. Он сказал, что это одна из областей, на которую направлены изменения в компании. Согласны ли вы, что Ferrari слаба в этом? Если да, то почему, и что делается для того, чтобы улучшить ситуацию?
Пэт Фрай: Я уже говорил, интересно наблюдать изнутри за тем, как работают две разные топ-команды Ф1. Ferrari - совсем другая, прежде всего, здесь иной подход к разработке аэродинамики. В апреле мы провели реорганизацию этого отдела, чтобы попробовать дать людям больше времени на осмысление задач. Мы дали Николасу Томбасису больше полномочий, больше возможностей для управления этой группой инженеров, что, по-моему, уже приносит плоды. В Ferrari много толковых людей. Нам лишь нужно попробовать их объединить, чтобы они сообща работали в одном направлении.