1. Фернандо Алонсо (Ferrari)
2. Кими Райкконен (Lotus)
3. Михаэль Шумахер (Mercedes)
Вопрос: Три гонщика Ferrari – действующий и бывшие – сегодня на подиуме! Фернандо – отличный уик-энд для Испании, не так ли? Потрясающая победа!
Фернандо Алонсо: Сейчас мне трудно выразить словами свои чувства. Победа в домашнем Гран При – это нечто уникальное, поэтому я испытываю совершенно особенные эмоции. В 2006-м, когда я выступал за Renault, у меня уже была возможность испытать их в Барселоне, и я до сих пор отлично помню тот день. Сейчас я повторил успех в Валенсии, но на этот раз вместе с Ferrari, совершенно особенной командой.
На трибунах мы видим очень много красных флагов, флагов Испании, и в эти дни, когда проходят матчи чемпионата Европы по футболу, у всех нас очень “испанское” настроение! Очень горжусь тем, что я – испанский спортсмен, и, наверное, эта победа – лучшая в моей карьере. Если говорить о силе эмоций, ничто не может с ней сравниться.
Вопрос: Вы рано начали праздновать победу. Почему вы остановили машину на трассе – чтобы присоединиться к общему ликованию?
Фернандо Алонсо: Нет, у нас возникли кое-какие проблемы с машиной, пришлось остановиться. Пожалуй, место оказалось удачным – как раз напротив двух трибун. Медицинской машине потребовалось некоторое время, чтобы добраться до нас – примерно десять минут, в течение которых окружающие поздравляли меня с победой. Они хотели видеть меня прыгающим от радости, и мы действительно наслаждались моментом!
Вопрос: Кими, третий подиум в сезоне. Вы могли побороться за победу, или ближе к финишу резина не позволяла ехать в полную силу?
Кими Райкконен: В тот момент у всех шины были изношены, и моей резине не хватало эффективности – ее оказалось достаточно только для атаки на Хэмилтона за два или три круга до финиша.
Сегодня нам не хватило скорости, чтобы бороться за победу. Я хорошо стартовал, но меня заблокировал Мальдонадо в первом правом повороте, и я потерял из-за этого несколько мест. Потом я смог отыграться, но для этого пришлось постоянно обгонять. Второе место – хороший результат, однако мы рассчитывали на большее.
Вопрос: Михаэль, многие говорили, что обгонять на этой трассе невозможно, однако вы опровергли это мнение! С возвращением на подиум! В какой момент гонки вы подумали, что финиш в тройке все-таки возможен?
Михаэль Шумахер: На самом деле я не думал о подиуме даже на последних кругах гонки и спросил команду о результате только после финиша. Я видел информационное табло Марка Уэббера: он занимал восьмое место, затем поднялся на седьмое, а я знал, что опережаю его на одну позицию. Когда парни сказали, что я финишировал третьим и поднимусь на подиум, я не мог в это поверить. Я не ожидал такого результата!
На последних кругах ситуация была непростой, потом я сбился со счёта из-за инцидента между Пастором Мальдонадо и Льюисом Хэмилтоном. Очевидно, их сход гарантировал мне третье место, но в тот момент я уже не ориентировался в ситуации.
Вопрос: Наверное, ради подобных эмоций вы вернулись в гонки…
Михаэль Шумахер: Конечно, такие моменты приносят удовлетворение. Я очень рад вернуться в первую тройку после долгого перерыва. Я несколько раз был близок к подиуму и поднялся на него после очень зрелищной гонки на трассе, где обгонять практически невозможно.
Благодаря разнообразным стратегиям и разнице в скорости этап получился очень интересным. Пожалуй, в подобной ситуации нет ничего лучше, чем вот так неожиданно для себя оказаться на подиуме – это особенно радует!
Вопрос: Фернандо, вы назвали сегодняшнюю победу лучшей в карьере. От разочарования после вчерашней квалификации к эйфории сегодняшнего дня. Как вы объясните свой успех – или, может быть, такова Формула 1 в сезоне 2012 года?
Фернандо Алонсо: Формула 1 при всей ее непредсказуемости остается спортом, где успехи чередуются с неудачами. В квалификации у нас возникли проблемы, мы немного расстроились, когда не попали в финал, но сдаваться никогда нельзя. Произойти может все, что угодно, и это характерно для спорта вообще, а для Формулы 1 – особенно. В машинах по ходу дистанции могут возникнуть неполадки с тормозами, с двигателем, с любыми системами; нужно помнить о многих вещах, о тактике, старте, обгонах, и сегодня нам удалось провести удивительную гонку.
Старт прошел отлично, потом развернулась острая борьба – я помню, что провел шесть или семь атак. Между машинами происходили контакты, например, с Lotus Романа Грожана в момент рестарта, и так далее, и каждый из этих моментов мог закончиться печально: либо ты врезаешься в барьер, либо в итоге можешь подняться на вершину подиума. Сегодня все факторы были в нашу пользу, удача нас сопровождала, так что будем радоваться!
Вопрос: Отличный результат! Каково это – победить у себя на родине в Испании?
Фернандо Алонсо: Не знаю, что сказать – это невероятное чувство. Спустя много лет я все еще помню свой успех в Барселоне в 2006 году, а сейчас просто не нахожу слов и могу лишь поблагодарить команду и всех наших болельщиков за невероятную поддержку в этот уик-энд – особенно после вчерашней квалификации, ведь с одиннадцатой позицией никогда не предполагаешь, что сможешь побороться за высокий результат.
Когда я оказался третьим за машиной безопасности, я мечтал, чтобы клетчатый флаг появился уже в тот момент, и мы смогли бы отпраздновать подиум. Двумя кругами позже я прошел Грожана и вновь захотел, чтобы гонка тут же закончилась, ну а после схода Феттеля мне оставалось еще немало кругов до финиша. Я невероятно рад успеху, но мне сложно выразить словами то, что я сейчас чувствую…
Вопрос: Опасались ли вы, что ближе к финишу шины окончательно утратят эффективность, как произошло в Канаде?
Фернандо Алонсо: Беспокоились наши парни на командном мостике, поскольку за восемь кругов до финиша я сказал им: «Шины изношены, нужно что-то делать». Мне ответили: «Подожди еще один сектор, соперники едут не быстрее тебя». Следующий сектор мы проехали вровень, и команда попросила меня подождать еще один круг, чтобы оценить скорость конкурентов. Результаты снова оказались одинаковыми, потом еще круг, еще круг – в итоге за три круга до финиша мы всё так же ехали в одном темпе. Да, шины износились так же сильно, как в Канаде, но ситуация была одинаковой для всех.
Вопрос: Вы обмолвились о проблемах с машиной уже после финиша – это сказалось на прохождении заключительных кругов?
Фернандо Алонсо: Вряд ли. Машина вела себя безупречно, а приказ остановиться я получил уже на круге возвращения в боксы.
Вопрос: Вам известно, в чем именно была проблема?
Фернандо Алонсо: Нет, радость от победы была слишком большой, чтобы спрашивать о неполадках…
Вопрос: Кими, вы провели насыщенную гонку и активно боролись с Мальдонадо и Хэмилтоном…
Кими Райкконен: Да, я хорошо стартовал, но уже в первом повороте меня заблокировал Мальдонадо – пришлось сбрасывать скорость, теряя позиции. Затем я старался отыграться, прошел нескольких соперников, но обгонять было крайне трудно – я подолгу пытался опередить Пастора, но он всякий раз вытеснял меня с траектории. Я продолжал атаки, но после ухода с трассы машины безопасности в момент рестарта пропустил Хэмилтона – на выходе из поворота колеса сорвались в пробуксовку.
Сход Грожана и Феттеля вывел меня на третье место, и я решил слегка поберечь шины, чтобы в какой-то момент вновь атаковать Льюиса. Мы видели, как его машина скользила по трассе, и за два круга до финиша я все-таки вышел вперед. После столь сложной гонки второе место – хороший результат, но мы не можем быть довольны, если не победили. И если говорить о команде, нам все-таки не повезло: было бы приятнее видеть обе наши машины в первой тройке.
Вопрос: Что скажете о шинах? Ближе к финишу они окончательно потеряли эффективность?
Кими Райкконен: Да, они едва держали трассу, особенно на втором секторе в трех-четырех поворотах. На других участках сцепления, в принципе, хватало, но ситуация была одинаковой для всех.
Вопрос: Михаэль, вы провели пит-стоп за 16 кругов до финиша, и заключительный отрезок, должно быть, получился крайне захватывающим с атаками и желтыми флагами, не так ли?
Михаэль Шумахер: Да, но я не предполагал, что еду на подиум, и даже после финиша не знал своего результата. На протяжении всей гонки я постоянно боролся с кем-то из соперников, Марк Уэббер все время висел у меня на хвосте – приходилось атаковать, но, вместе с тем, смотреть в зеркала. Впрочем, это было весьма интересно! Я здесь ради положительных эмоций, и сегодня мне их обеспечили, а новость о подиуме была очень приятной и совершенно неожиданной.
Вопрос: Особенно если учесть, что вы с Нико до последнего момента ехали вне призовой десятки. Сам Нико финишировал шестым, на завершающих кругах отыграв четыре места – потрясающая гонка!
Михаэль Шумахер: Мы в последний момент приняли решение перейти на тактику с двумя пит-стопами, за счет чего на заключительном отрезке наши шины были в лучшем состоянии, чем у тех, кто выбрал вариант с одним пит-стопом или двумя, но ранним первым – их резина к тому моменту окончательно износилась.
Вопрос: Эти очки важны для борьбы в личном зачете и Кубке Конструкторов…
Михаэль Шумахер: Думаю, они слегка поправят мое положение, ведь до сегодняшнего дня у меня на счету было всего два очка.
Вопросы с мест
Вопрос: (Эдриан Хубер – Agencia EFE) Фернандо, потрясающая победа, но вчера вы, по сути, предвидели такой итог. Когда после квалификации вас спросили, раздосадованы ли вы, ответ был: «Да, результат неудачный, а двое гонщиков, сражающихся со мной в личном зачете, - Хэмилтон и Феттель, - квалифицировались впереди, но давайте дождемся завтрашнего дня». Никогда не знаешь, что произойдет в гонке, но в итоге все сложилось в вашу пользу.
Фернандо Алонсо: Это еще один пример того, что пятница и суббота в Формуле 1 по-своему интересны и позволяют оценить относительную скорость машины, но в итоге пятница – это день, в который мы тестируем различные детали, а в субботу… Да, гораздо приятнее и легче стартовать из первых рядов, но до клетчатого флага случиться может всякое. До 14:00 сегодняшнего дня уик-энд складывался для нас из рук вон плохо, однако его итог великолепен. Нужно верить в себя до последнего круга…
Вопрос: (Хайме Родригез – El Mundo) Фернандо, в последний раз мы видели вас плачущим после гонки в Абу Даби в 2010-м, а сегодня в ваших глазах вновь были заметны слезы. Это объясняется атмосферой, которая царила в команде в последний месяц и тяжелой работой?
Фернандо Алонсо: Нет, это были мои эмоции и чувства болельщиков на трибунах. Испания переживает непростые времена, в стране кризис, у людей множество проблем, и чтобы приехать на гонку, им пришлось преодолеть немало трудностей.
Многие ехали за сотни километров, спали в машинах, но им хотелось насладиться уик-эндом. Вчера мы не оправдали их надежд, однако сегодня отплатили, правда, совсем немного, поскольку этот успех не так уж велик на фоне той поддержки, которую они нам оказывают, и тех проблем, которые им приходится преодолевать, в том числе с нашей сборной по футболу.
После вчерашней победы над французами в окнах домов и на улицах города было не счесть флагов, и в такие моменты испытываешь гордость за то, что являешься испанцем, за наших футболистов, за Рафаэля Надаля в теннисе. Я понимал, что сегодня мы тоже должны что-то сделать для всех этих людей, и это действительно эмоциональный момент.
Вопрос: (Карлос Микель – La Gaceta) Фернандо, должно быть, после двух впечатляющих побед и удачи, которой вам не хватало в предыдущие годы, вы начинаете верить в третий титул?
Фернандо Алонсо: Нужно быть осторожным в прогнозах и честным перед собой и болельщиками, когда говоришь, что готов работать день и ночь, что будешь бороться за титул, который является целью Ferrari.
Учитывая историю команды и ее статус, в любом чемпионате для нее не может быть иной цели, кроме победы. Но вчера мы были всего лишь одиннадцатым и тринадцатым – значит, необходимо работать. Мы верим в себя и на каждую гонку приезжаем с оптимизмом, однако, несмотря на сегодняшнюю победу, знаем, что пока далеки от желаемой формы, и что соперники по-прежнему превосходят нас в скорости. Нужно продолжать работу…
Вопрос: (Флавио Ванетти – Il Corriere Della Sera) Михаэль, вы поднялись на подиум впервые после возвращения в Формулу 1 вместе с Mercedes. Знакомое чувство, или сейчас успех воспринимается иначе?
Михаэль Шумахер: Не помню, говорил я это или нет, но радуют не только заработанные очки, не только сам подиум, но и то, как все это случилось. Результат был совершенно неожиданным, весь уик-энд я предрекал нам трудную гонку, и сложности начались еще вчера в квалификации – в основном из-за моих собственных ошибок. После всего этого пробиться на третье место – просто фантастика! Подиум – лучший способ ответить на критику в адрес меня и нашей команды, я горжусь сегодняшним результатом и безмерно благодарен всем нашим сотрудникам.
Вопрос: (Фредерик Ферре – L’Equipe) Михаэль, вы говорили, что летом определитесь со своими планами на будущее. Лето настало, и вы начали его с подиума – это меняет перспективы?
Михаэль Шумахер: Не помню, чтобы я называл какой-то отрезок времени и говорил о лете. Прошу извинить, но у меня нет комментариев на этот счет. Дайте время, потом вы все узнаете.
Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello Sport) Михаэль, что вы почувствовали, когда поднялись на подиум вместе с гонщиками, которые пришли в Ferrari после вас, и увидели Андреа Стеллу – гоночного инженера Фернандо, который был одним из…
Михаэль Шумахер: Как раз по этому поводу мы шутили. Андреа работал с каждым из нас, и порядок получился забавным: гонщик, с которым он сотрудничает сейчас, приехал первым, предыдущий финишировал вторым, а я был раньше них и оказался третьим. Мне было приятно видеть его на подиуме, ведь он – потрясающий специалист. Я до сих пор помню те времена в Ferrari и рад за Фернандо и их коллектив. Фернандо правильно заметил – чувство победы разделил с ним каждый болельщик, и это здорово!
Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello Sport) Второй вопрос о разнице между прошлым и настоящим. Вчера вы критиковали шинников, утверждая, что вам не по силам выжать из резины максимум. Полагаете, ваше мастерство в какой-то мере ограничивают?
Михаэль Шумахер: Прошу прощения, но давайте говорить только о положительных моментах сегодняшнего дня.
Вопрос: (Михаэль Шмидт – Auto, Motor und Sport) Фернандо, вам пришлось прорываться с одиннадцатого места на первое. Можно ли выделить какой-то момент, о котором вы могли бы сказать: «Если бы я это не сделал, я бы не выиграл эту гонку?»
Фернандо Алонсо: На результат повлияло четыре или пять моментов. Старт и первый круг прошли очень агрессивно, я едва не зацепил другую машину в первом повороте, а в четвертом обогнал сразу двоих по внешнему радиусу. Пожалуй, это сказалось на итоге, ведь Дженсон Баттон… Мы боролись с ним в первом повороте, но затем он откатился на четырнадцатую позицию, с которой вести гонку намного сложнее.
Нам повезло с атаками на Мальдонадо, Уэббера и Михаэля – причем на выезде с пит-лейн… Да, момент, я обогнал Грожана на рестарте, был крайне рискованным – мы потолкались в первых двух поворотах, после чего мне на протяжении еще двух кругов казалось, что с машиной что-то не так – в подобных ситуациях всегда убеждаешь себя в чем-то плохом. Но потом темп вернулся в норму, машина поехала с прежней скоростью.
А еще нужно отметить финальный отрезок. Шины были практически изношены, приходилось контролировать их состояние, испытывая постоянный прессинг со стороны Грожана, Хэмилтона, Кими – у меня не было ни единого круга передышки!
Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Фернандо, команда сообщила вам о столкновении между Хэмилтоном и Мальдонадо?
Фернандо Алонсо: Мне сообщили о желтых флагах в двенадцатом повороте. За пределами траектории находилась какая-то машина, и вскоре я понял, что это – McLaren.
Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Кими, можно ли предполагать, что, обгони вы Хэмилтона чуть раньше, вам удалось бы побороться с Фернандо?
Кими Райкконен: Я обогнал бы раньше, если бы мог. Мы не планировали тянуть до последнего круга, но машине не хватало скорости и мы ждали, когда у Льюиса окончательно износятся шины. Я пытался подъехать как можно ближе, но темпа было недостаточно – иначе я непременно провел бы атаку раньше. По сути, я сам пропустил Хэмилтона вперед в момент рестарта, когда ошибся в повороте после моста…
Вопрос: (Дитер Ренкен – The Citizen) Фернандо, учитывая все эти эмоции, возвращенное лидерство в чемпионате, триумф на изношенных шинах и непростую ситуацию в Испании, как вы оцениваете сегодняшнюю победу среди ваших двадцати девяти побед в Гран При?
Фернандо Алонсо: В плане эмоций эта, определенно, лучшая. Чувства, которые я испытал на круге возвращения в боксы и потом, стоя на подиуме, невозможно сравнить ни с чем. Ситуация в стране, фантастическая поддержка трибун, невероятный сценарий гонки и, возможно, более аккуратный пилотаж – за счет всех этих факторов сегодняшний успех стоит выше всех предыдущих. Мы выкладывались по максимуму, однако победа зачастую определяется сочетанием подчас незначительных моментов: сошли Грожан и Феттель, выезд автомобиля безопасности позволил провести пит-стоп – такой шанс был у всех, но мы им воспользовались. Ну а с точки зрения пилотажа разве что в Малайзии я был настолько же доволен собой…
Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello Sport) Вопрос для Кими и Михаэля. На чью победу в чемпионате вы бы поставили? На Фернандо, или у Феттеля с Хэмилтоном все-таки есть шансы?
Кими Райкконен: Я не знаю точную картину в личном зачете, поэтому ответить сложно. Кроме того, мы видели, как быстро может измениться ситуация. Достаточно одной неудачной гонки – и лидер меняется, так что я лучше потрачу деньги на что-то более стоящее.
Михаэль Шумахер: Да, ситуация меняется стремительно, и в таком случае я бы поставил на себя!
Перевод: Валерий Карташев