Участники: Льюис Хэмилтон (Mercedes), Пол ди Реста (Force India), Эстебан Гутьеррес (Sauber), Пастор Мальдонадо (Williams), Валттери Боттас (Williams), Кими Райкконен (Lotus)
Вопрос: Добрый вечер! Начнем с Льюиса Хэмилтона, который трижды побеждал в Венгрии и дважды стартовал здесь с поула. Полагаю, ваша цель на уик-энд – довести число побед до четырех. Правда, в воскресенье ожидается жара до плюс сорока – насколько это может сыграть против вас и Mercedes?
Льюис Хэмилтон: Рад видеть всех вас! Уик-энд обещает быть очень непростым, и погодные условия нам точно не помогут. Кроме того, в отличие от соперников мы не работали с новыми шинами. Придется отыгрываться, но у нас это, как правило, неплохо получается – нужно приложить максимум усилий, попытаться понять поведение резины и обеспечить себе оптимальные шансы. Нам по-прежнему нужно повышать свой гоночный темп, и этот этап будет для нас крайне сложным.
Вопрос: Полагаете, при такой погоде Mercedes находится в наименее выигрышном положении, или же ситуация одинакова для всех?
Льюис Хэмилтон: Ситуация одинакова с точки зрения подхода к спецификации машины и ее охлаждению. Ну а с шинами одни команды работают лучше, а другие находятся с нами примерно на одном уровне.
Вопрос: Вы провели в Mercedes уже девять гонок, мы подошли к экватору сезона. Вы считаете себя претендентом на титул?
Льюис Хэмилтон: Я стараюсь не думать об этом. Да, я четвертый в личном зачете, а команда занимает вторую строчку в Кубке конструкторов. В начале сезона нас списывали со счетов, но после нескольких неплохих результатов люди изменили свое мнение. Это стало возможно, благодаря невероятной работе команды, и мы не сдаемся, мы продолжаем атаковать, надеясь на победы в оставшихся гонках. Добиться успеха будет нелегко, но я доволен тем, как складывается сезон – особенно по сравнению с тем, как команда выступала год назад. Прогресс невероятный!
Вопрос: Пастор, не могли бы вы прокомментировать недавнее назначение Пэта Симондса на должность технического директора Williams? Вы приветствуете это решение? Насколько важно для команды получить нового лидера?
Пастор Мальдонадо: С нынешней машиной начало сезона получилось очень непростым, мы делали всё, чтобы добиться от неё большей скорости, но пока ситуация остаётся сложной. В предыдущих гонках мы пытались собрать всё воедино, где-то выступили чуть лучше, а где-то - нет. В гонке машина достаточно стабильна, но нехватка скорости в квалификации сильно уменьшает наши шансы. Старт из последних рядов – не самый приятный вариант, и это необходимо исправить. Похоже, работа над FW35 была выстроена неоптимально, и потому любое изменение к лучшему крайне важно.
Вопрос: Как складываются дела у вас лично? В прессе появлялись некоторые слухи о вашем будущем – они могут отвлечь вас от работы?
Пастор Мальдонадо: Нет. Я полностью сосредоточен на текущем сезоне. Нам еще по силам прибавить, ведь мы – сплоченная команда. Год назад мы боролись за высокие результаты, иногда претендовали на подиум, но бывают сезоны, когда машине не хватает скорости. В таком случае нужно работать ещё активнее, решить проблемы и вернуться на прежние позиции. Уверен, у нас есть все, чтобы вновь стать конкурентоспособными.
Вопрос: Спасибо, Пастор. Эстебан, если судить по личному зачету, вы – лучший среди новичков. Как вы оцениваете свое выступление в первой половине дебютного сезона?
Эстебан Гутьеррес: Было очень непросто! Честно говоря, я не вполне доволен тем, как сложилась первая половина сезона. Но, будучи новичком, я старался накопить как можно больше опыта, добиться прогресса во всем – это будет важно и во второй половине сезона. Обо мне будут судить по выступлениям в оставшихся гонках, и я остаюсь предельно сосредоточенным.
Вопрос: Над какими аспектами вы работаете? В чем вам особенно необходимо прибавить?
Эстебан Гутьеррес: В квалификации. В субботу на результат влияет множество факторов – настройки, неожиданные решения, и все это осложняет обстановку. Атмосферу в команде тоже не назовешь идеальной – мы ждали от машины большего, но коллектив по-прежнему един, мы делаем всё, чтобы переломить ситуацию.
Вопрос: Вы упомянули атмосферу в команде – не кажется ли вам, что это не позволяет вам показать свои истинные возможности?
Эстебан Гутьеррес: Обстановка, разумеется, сказывается, но, как я уже говорил, во второй половине сезона у нас есть шанс показать свою настоящую скорость.
Вопрос: Валттери, ещё один дебютант нынешнего сезона. У вас есть возможность проявить свой талант, или скорость машины этому не способствует?
Валттери Боттас: Нынешняя форма машины точно не помогает. Мы надеялись на более успешное начало сезона – в конце концов, когда ведешь борьбу в первой десятке, продемонстрировать свою скорость гораздо проще. Ситуация не из легких, но я выкладываюсь и постоянно прогрессирую. В целом первая половина сезона сложилась неплохо – да, всегда кажется, что можно было сработать лучше, но ты постоянно учишься, и это главное.
Вопрос: С приходом в команду Пэта Симондса надеетесь ли вы на скорый прогресс? Чего вы ждете как гонщик?
Валттери Боттас: Конечно, подобные надежды есть, но у наших проблем нет быстрого решения. Потребуется время, мы должны поработать над определенными областями, и речь идет скорее о будущем прогрессе, причем даже не в конце сезона. Конечно, любой шаг вперед был бы весьма кстати, ведь отрывы в пелотоне минимальны. Я рад приходу Пэта. Мне нравилось работать с Майком Кофлэном, но, похоже, нам нужны новые идеи.
Вопрос: Пол, в этот уик-энд у нас вновь другие шины, на этот раз с конструкцией 2012 года и составами 2013-го. Вы тестировали их в Сильверстоуне, и кое-кто считает, что для Force India такие перемены не выгодны. Опасаетесь ли вы, что это мнение подтвердится?
Пол ди Реста: Сложный вопрос. В Сильверстоуне мы опробовали эти шины, но те тесты предназначались скорее для Pirelli, чтобы они смогли оценить составы и спецификацию для оставшихся гонок. Завтрашний день будет насыщенным: по сути, мы впервые будем работать и над настройками, и над новыми шинами, но в целом у нас есть представление об их характеристиках, о том, как они поведут себя в гонке.
Нельзя сказать, что мы вдруг потеряем скорость – всё может сложиться с точностью до наоборот. Никто не знает этого заранее, поэтому нам остается лишь выполнять свою работу. Команда сделает всё, чтобы заработать очки, ведь на Нюрбургринге мы их упустили.
Вопрос: Сезон складывается для вас и команды очень неплохо, но ресурсы не безграничны, в какой-то момент нужно переключаться на подготовку к следующему году. Насколько трудно найти оптимальный баланс? Уверен, лично вам хочется продолжить работу на результат в нынешнем сезоне…
Пол ди Реста: В следующем году вступают в силу новые правила, а в такой ситуации непросто найти компромисс. Сотрудники на базе команды сосредоточены на перспективных разработках, а гоночный коллектив нацелен на текущие результаты.
Мы должны выкладываться по максимуму на каждом круге, в каждой гонке, и высокая позиция в Кубке Конструкторов может серьезно помочь нам в следующем сезоне. Мы стараемся удержаться впереди McLaren, хотя нельзя недооценивать их возможности. В любом случае, до прошлой гонки сезон складывался для нас очень неплохо, и я не вижу причин, по которым мы не сможем атаковать и в будущем.
Вопрос: Кими, как и Льюис, вы добивались неплохих результатов в Венгрии. Ещё один подиум – и вы повторите рекорд по количеству призовых мест на этой трассе. Жаркая погода может сыграть вам на руку? Если судить по гонке в Германии, всё должно быть именно так…
Кими Райкконен: Думаю, более высокая температура нас всегда больше устраивала, хотя, разумеется, пока сложно судить о том, как поведут себя новые шины, ведь они отличаются от тех, на которых мы начали сезон. В прошлом году жаркая погода была нам на руку, а эти шины сочетают характеристики прошлогодней резины и шин 2013 года. Будем надеяться, что все это нам поможет.
Вопрос: Вы не участвовали в тестах в Сильверстоуне. Не считаете, что всё же нужно было там появиться?
Кими Райкконен: Нет. Команда приняла решение, для нее оптимальным вариантом было посадить в кокпит молодого гонщика. Мы всё равно не смогли бы работать с настройками, а в таких условиях сложно сделать какие-то серьезные выводы. К тому же, у меня был бы всего один комплект шин, так что для команды работа с молодым гонщиком выглядела логичнее.
Вопрос: Red Bull, Lotus или какая-то другая команда? Начался сезон переходов, и, если верить новостям, ваша кандидатура весьма востребована. Когда вы задумаетесь о том, за какую команду будете выступать? Какие факторы помогут вам принять решение?
Кими Райкконен: Это не один фактор, а целый комплекс вопросов, я должен чувствовать, что меня всё устраивает. Каким бы ни было решение, кому-то оно покажется неразумным, но, тем не менее, оно будет означать, что так лучше для меня. Не знаю, как будут развиваться события, и что из этого всего выйдет. Надо подождать. Надеюсь, мой выбор окажется верным.
Вопросы с мест
Вопрос: (Герхард Поточник – Kleine Zeitung) Мы затронули тему будущего. Несколько дней назад Red Bull и Берни Экклстоун объявили о проведении в июле следующего года Гран При Австрии. Что вы об этом думаете?
Кими Райкконен: Я приезжал на австрийский автодром пару лет назад, сейчас он выглядит несколько иначе. Впрочем, конфигурация не изменилась, это по-прежнему интересное место. Сложной трассу не назовешь – не так много поворотов, но гонки там всегда получаются интересными за счет сочетания прямых и узких виражей. Я буду рад возвращению в Австрию!
Вопрос: Пол, новый этап чемпионата. Вас это радует?
Пол ди Реста: Конечно! Я никогда не был на той трассе и не знаю, чего ожидать, но, судя по мнению Кими, конфигурация там неплохая.
Эстебан Гутьеррес: В случае с новой трассой сложно предугадать, как все сложится, но всегда интересно открывать для себя незнакомые места.
Вопрос: (Хейкки Культа – Turun Sanomat) Кими, если в воскресенье воздух действительно прогреется до сорока градусов не будет ли это слишком жарко для вас и машины? Насколько велик риск прервать вашу рекордную серию финишей?
Кими Райкконен: Ситуация одинаковая для всех. Да, машинам, тормозам и гонщикам придется гораздо труднее, но мы не впервые будем выступать при жаре. Если воздух действительно прогреется до сорока – что ж, посмотрим. На сегодня тоже прогнозировали зной, но прошел дождь. Ситуация здесь меняется очень быстро.
Вопрос: (Дэн Натсон – Auto Action/National SpeedSport News) Кими, в продолжение предыдущего вопроса о возможном переходе в Red Bull Racing. Вам не нравятся всевозможные спонсорские мероприятия, а в Red Bull гонщикам приходится в них участвовать. На какой объем такой работы вы бы согласились в обмен на машину, способную выигрывать гонки и чемпионаты?
Кими Райкконен: Мы не можем точно сказать, что будет в следующем году с той или иной командой или машиной. Ходит много разговоров о том, что мы в Lotus участвуем в спонсорских мероприятиях только 10 дней в году, тогда как другие команды проводят 100 таких дней. Я выступал во многих топ-командах и знаю, как это происходит. У всех свой подход к подсчету дней, когда речь идет об учете того, чем мы занимаемся во время гоночного уик-энда. Насколько мне известно, разница между командами невелика, так что это не может быть решающим фактором.
Вопрос: (Михаэль Нуар Травничек – Rally and More) Кими, когда вы выбираете команду, какие вопросы вы задаете? Вы приезжаете на базу? Как происходит принятие решения?
Кими Райкконен: Как я уже говорил, дело в сочетании факторов – все должно быть в порядке и в части гонок, и в части жизни вне трассы. Нужно чувствовать себя в своей тарелке – в конечном итоге я сделаю тот выбор, который сочту верным. Никто не гарантирует, что в долгосрочной перспективе мое решение окажется правильным, но я на этот счет не беспокоюсь: за свои решения нужно отвечать.
Вопрос: Осложняет ли выбор тот факт, что в следующем году серьезно изменится регламент на моторы?
Кими Райкконен: Конечно, без этих изменений было бы проще представить расстановку сил в следующем сезоне, но такова ситуация. Все зависит от того, насколько успешно сработает тот или иной производитель: для одних команд сезон окажется невероятно трудным, для других – наоборот. Ходят разные слухи, но ничего ещё точно не известно.
Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Льюис, ваша команда не работала на тестах в Сильверстоуне. Как это может повлиять на вас и Нико Росберга?
Льюис Хэмилтон: Честно говоря, меня это не беспокоит. Да, участие в тестах нам бы здорово помогло, мы бы понимали, как настраивать машину для работы с новой резиной, как шины ведут себя на длинной дистанции – попытаемся выяснить это уже по ходу уик-энда. В конце концов, мы имеем то, что имеем, у нас великолепная команда, и у меня нет сомнений, что мы компенсируем упущенное время.
Вопрос: (Иан Паркес – Press Association) Джентльмены, возможно, вы слышали, что Sauber планирует вывести молодого российского гонщика Сергея Сироткина в Формулу 1. Если он получит суперлицензию и выйдет на старт в следующем году, то получится, что ему удалось все это в восемнадцать лет. Вам не кажется, что восемнадцать лет – слишком юный возраст для Формулы 1?
Пастор Мальдонадо: Сложный вопрос. Я не знаком с Сергеем, так что решать его команде, не нам.
Валттери Боттас: Я тоже не знаю возможностей Сергея.
Пол ди Реста: Было бы несправедливым комментировать данную ситуацию. Вряд ли кто-то из нас знает что-либо о Сергее, поскольку он не так давно выступает в гонках.
Вопрос: Но даже если отойти от персоналий, восемнадцать лет в целом слишком мало для гонщика Формулы 1!
Пол ди Реста: Никогда не говори никогда, верно? Люди иногда удивляют, и если такое решение принято, значит, на то есть определенные основания.
Льюис Хэмилтон: В восемнадцать лет я был хорошим гонщиком, но не был готов к Формуле 1.
Кими Райкконен: Уверен, в чемпионате будут и другие восемнадцатилетние гонщики. Не сомневаюсь, команда его возьмет, если сочтет нужным. Не думаю, что возраст станет проблемой. Главный вопрос – его опыт и прочие существенные моменты. Он может быть готов к дебюту в Формуле 1, может быть, нет. Время покажет.
Вопрос: Наверняка ему потребуется неплохой напарник, Эстебан?
Эстебан Гутьеррес: Мне трудно судить, но, как сказал Кими, все будет зависеть от опыта гонщика и его результатов, – именно эти вещи нужно принимать в расчет.
Вопрос: (Хосе Мария Морейра – Organizacion Editorial Mexicana) Эстебан, приход Сергея Сироткина и российских спонсоров отразится на ваших перспективах в Sauber?
Эстебан Гутьеррес: На нынешний сезон это никак не повлияет. Я сосредоточен на борьбе, знаю возможности команды, помню свой опыт работы с ней на протяжении уже нескольких лет и в целом представляю перспективы.
Вопрос: (Гергели Денес – F1-Live.hu) Кими, на минувшей неделе Льюис и Lotus организовали переписку в Twitter, где мелькнуло ваше фото с Роско – собакой Льюиса. Вы в курсе этого? Ваше мнение?
Кими Райкконен: Впервые слышу. У меня нет аккаунта в Twitter или где-то еще, так что без комментариев.
Вопрос: То есть, не вы поместили на машину надпись «Где Роско?»
Кими Райкконен: (кивает в сторону пресс-атташе Lotus)
Вопрос: (Петер Вамози – Vas Nepe) Льюис, Нико Росберг в качестве напарника в GP2 и Формуле 1 – в чем разница?
Льюис Хэмилтон: Мы не были напарниками в GP2, но вместе выступали в картинге, а там было весело! Теперь мы стали старше и мудрее, мы не играем в игры, не совершаем тех глупостей, которые позволяли себе в детстве. Кроме того, сейчас Нико гораздо конкурентоспособнее, чем был в те годы.
Вопрос: (Хейкки Культа – Turun Sanomat) Льюис, если Кими перейдет в Red Bull Racing, станет ли он для вас еще более серьезным соперником, чем является сейчас?
Льюис Хэмилтон: Кими в любом случае останется одним из сильнейших соперников. Он фантастический гонщик, ему не занимать опыта, и он постоянно подтверждает свой талант. Не важно, какую машину вы ему предоставите – Кими все равно будет угрозой, и, конечно же, он отлично справляется со своей работой в Lotus. Каким бы ни оказалось его решение, он получит конкурентоспособную машину, и я лишь надеюсь, что мы сможем с ними бороться.
Вопрос: (Джо Габор – Index) Кими, вашу карьеру в Формуле 1 можно разделить на две части. Какая нравится вам больше – та, что была до 2009 года, или та, что разворачивается сейчас?
Кими Райкконен: Я не разделяю свою карьеру на части. В перерыве между выступлениями в Формуле 1 я занимался другими интересными мне вещами, а затем захотел вернуться. Обстановка почти не изменилась – да, команда другая, но я выступал в разных командах, у каждой из них есть свои плюсы и минусы. Конечно, с хорошими результатами жить приятнее, чем с плохими, но в остальном всё одинаково. Я не нахожу разницы между теми командами, за которые выступал раньше, и Lotus.
Перевод: Валерий Карташев