В 1994-м FIA запретила большую часть электронных систем, внедрённых командами за последние годы, в том числе трекшн-контроль, ABS и активную подвеску. Впервые с 1983-го были разрешены дозаправки по ходу гонки, соответственно изменились параметры двигателей и размеры топливного бака. Команды вынуждены строить машины с чистого листа, но для Ferrari это даже оказалось выгодно – Джон Барнард и так создавал новую машину с нуля.
В 1994 году Ferrari фактически представляла собой совершенно новую команду. Руководил ей Жан Тодт, в роли технического директора выступал Барнард, а главным конструктором опять стал Густав Брюннер. Новую машину назвали Ferrari 412 T1. Литера «T» в названии, как и в случае 312 T в семидесятых, означала trasversale (ит. «поперечный») и говорила об использовании поперечно расположенной коробки передач. В числовом индексе 12 – количество цилиндров, а 4 – число клапанов в каждом из них.
Некоторое наследие идей Постлтуэйта и Мижо в машине всё же осталось. За годы работы в Benetton Барнард успел творчески переработать их идею поднятого обтекателя, сделав его дизайн значительно более экстремальным. В Ferrari он тоже не отказался от этой концепции, так что машина внешне была похожа на предшественницу. Зато значительно изменилась форма боковых понтонов.
Машина получила намного более длинную колёсную базу, а размер кокпита, в соответствии с новыми правилами, увеличился. На Гран При Сан-Марино дебютировал новый двигатель, разработанный Клаудио Ломбарди и Осаму Гото. В квалификационной версии его мощность превышала 800 л.с. – это уже сравнимо с моторами турбоэры.
По ходу чемпионата в конструкцию постоянно вносились изменения. В основном автором их был Брюннер – именно он занимался развитием модели, тогда как Барнард отвечал за общую концепцию. Самую серьёзную модернизацию 412 T1 перенесла на седьмом Гран При сезона, во Франции. Новая версия получила название 412 T1B. Именно на её счету – единственная победа Ferrari в 1994 году. Первая за четыре года.
Ferrari 412 T1
Как показывает буква T в названии этой модели Ferrari, в 1994 году в Маранелло вновь в моде поперечная коробка передач – подобная коробка в сочетании с оппозитным 12-цилиндровым мотором в 1970-х годах использовалась на успешных 312 T.
Но коробка (на 412 T1 она заключена в композитную структуру) – это лишь одна из новинок. Как и все машины Джона Барнарда, 412 T1 представляла собой настоящий концентрат инноваций, начиная от конструкции передней подвески, которая присоединялась к шасси не при помощи подшипников, а с помощью гибкой пластины.
Другая особенность машины – необычная аэродинамическая форма, особенно в части боковых воздухозаборников, ставшая эхом эллиптических отверстий Ferrari 156 F1 1961 года, на которой выступал Фил Хилл. Решение элегантное, но боковые понтоны мешали оптимальной циркуляции воздуха в задней части корпуса.
Когда Барнард это осознал, ему пришлось срочно создать вторую версию модели, получившую название 412 T1B – она дебютировала на Гран При Франции 1994 года. Версия «B» была оснащена более узкими и короткими боковыми понтонами, а также широкими дефлекторами по бокам, отводящими потоки воздуха.
Эта версия машины оказалась гораздо более конкурентоспособной, чем та, что использовалась в начале года, так что после четырёх лет засухи Ferrari вновь побеждает в Формуле 1, благодаря Герхарду Бергеру, который финишировал первым на Гран При Германии 1994 года. И улов мог быть ещё большим, если бы в Монце Жан Алези не упустил практически гарантированное первое место.
Результаты выступлений Ferrari 412 T1 в гонках Формулы 1
Изменения, внесённые FIA в регламент, привели к печальным последствиям: мощные, но плохо управляемые из-за запрета электроники машины провоцируют одну опасную аварию за другой. В Имоле это привело к гибели молодого Роланда Ратценбергера и трёхкратного чемпиона мира Айртона Сенны. Скудерии удалось избежать трагедий, но происходящее затронуло и её: после первого Гран При сезона на тестах в Муджелло Жан Алези попал в серьёзную аварию, повредив спину, и на два Гран При выбыл из строя – его временно заменил Никола Ларини.
Новая Ferrari 412 T1 не смогла конкурировать с лидерами, но пилоты регулярно попадали на подиум, а на Хоккенхаймринге Бергер и вовсе финишировал первым. Отчасти это вновь стало следствием проблем у соперников: рядом с австрийцем на подиуме стояли пилоты Ligier Оливье Панис и Эрик Бернар, и для обоих это был первый подиум в карьере (а для Паниса – ещё и первые очки).
В то же время не стоит забывать, что в квалификации этого Гран При Бергер и Алези завоевали первый ряд стартового поля. В дальнейшем пилоты Ferrari стартовали с первого места ещё дважды. Надёжность, однако, по-прежнему – ахиллесова пята команды: за сезон гонщики сходят с дистанции 15 раз. Тем не менее, Ferrari удаётся завершить сезон на третьем месте в Кубке конструкторов, опередив McLaren, а Герхард Бергер стал третьим в личном зачёте, проиграв только Михаэлю Шумахеру и Деймону Хиллу.
Год | Гран При | Стартов | Поулов | Побед | Лучший результат |
1994 | 16 | 32 | 3 | 1 | 1 |