Два года подряд Ferrari была близка к завоеванию титула в личном зачёте, но каждый раз его упускала. В 1984 году команда решительно настроилась отыграться, и Энцо Феррари даже отказался от собственного правила не приглашать итальянских пилотов, установленного им ещё в начале 1970-х. Скудерия подписала контракт с молодым Микеле Альборето, считавшимся восходящей звездой автоспорта. Итальянец заменил в команде Патрика Тамбэ, который вскоре оказался в Renault.
Новая машина, построенная Постлтуэйтом и получившая название Ferrari 126 C4, стала развитием прошлогодней модели, но конструктивно она во всех отношениях была более радикальной. Корпус стал ещё более стреловидным, место пилота ещё заметнее сдвинуто вперёд, машина получила новые боковые понтоны, а также новые рычаги передней подвески. Воздухозаборник позади пилота исчез, а корпус был выполнен таким образом, что частично открывал двигатель и трансмиссию. Повысилась мощность силового агрегата – в гоночной версии он выдавал 660 л.с.
Итоги сезона, однако, получились обескураживающими: Ferrari ничего не смогла противопоставить McLaren MP4/2 с новым двигателем TAG Porsche. Как правило, именно мощность этих моторов (в гоночной версии немецкие двигатели выдавали 750 л.с.) считают главной причиной поражения Ferrari, хотя не стоит забывать и о другом важном факторе: за McLaren выступали два сильнейших пилота, входившие в число лучших гонщиков Формулы 1 за все времена: опытный Ники Лауда и молодой Ален Прост.
Ferrari 126 C4
В Маранелло большие новости: через 11 лет после нашумевшего разрыва с Артуро Мерцарио за руль машины Ferrari вновь сел итальянский пилот. Пресса и болельщики Италии с большим энтузиазмом это восприняли и ещё до начала сезона 1984 года предсказывали Микеле Альборето победу в чемпионате мира. Впрочем, определённые предпосылки к этому действительно были: Ferrari выиграла два последних Кубка конструкторов, а Альборето, безусловно, был одним из лучших пилотов своего поколения. Он талантлив и быстр, отличался отточенным стилем пилотирования и был очень хорошим тест-пилотом.
Энтузиазм только вырос, когда в начале сезона миланец выиграл Гран При Бельгии – со времён Лудовико Скарфиотти и 312 F1 (Монца, 1966 год) итальянский пилот на Ferrari не побеждал в Формуле 1. Но это лишь эпизод. После подвигов в Зольдере Ferrari 126 C4 на второй план оттеснили машины McLaren с моторами Porsche. Благодаря более современной аэродинамике, более мощному двигателю и меньшему расходу топлива, англо-немецкие машины в 1984 году явно доминировали: Ален Прост и Ники Лауда выиграли 12 гонок из 16-и.
Чтобы сократить отрыв от конкурентов, Ferrari вынуждена выпустить ещё два варианта новой машины, наиболее инновационный из которых, 126 C4/M2, дебютировал в Монце. Эта версия машины с характерной сужающейся задней частью (Coke bottle) позволила Альборето подняться на подиум по итогам Гран При Италии, однако McLaren по-прежнему далеко впереди.
Результаты выступлений Ferrari 126 C4 в гонках Формулы 1
В начале сезона Микеле Альборето сумел одержать уверенную победу в Зольдере, стартовав с поула, но этот успех так и остался для Ferrari 126 C4 единственным. Машина явно уступала соперникам, причём не только McLaren, но и Lotus, чьи моторы Renault были не мощнее итальянских. В личном зачёте победу в чемпионате одержал Ники Лауда, на 0,5 очка опередив своего напарника Алена Проста, а представитель Lotus, Элио де Анжелис, стал третьим. Несмотря на сильную концовку сезона, Альборето только четвёртый.
В Кубке конструкторов Скудерии всё же удалось опередить Lotus, но лишь потому, что второй пилот британской команды, Найджел Мэнселл, за весь сезон добрался до финиша всего пять раз. У Ferrari поломок также хватало, особенно в случае Альборето, но похожим образом обстоят дела и в других командах: по проценту сходов 1984 год был худшим в истории Формулы 1. В конечном итоге за сезон итальянские машины досрочно прекращали борьбу 12 раз, а McLaren – 11. Однако отрыв британцев в Кубке конструкторов оказался просто неприличным: 143,5 очка против 57,5 у Скудерии.
Год | Гран При | Стартов | Поулов | Побед | Лучший результат |
1984 | 16 | 32 | 1 | 1 | 1 |