В конце 1989 года Джон Барнард покидает Ferrari, перейдя в Benetton, а ему на смену приходят Энрике Скалаброни из Williams и Стив Николс из McLaren. Новая машина, изначально называвшаяся «Проект 641», а позже переименованная в F1-90, в целом сконструирована Барнардом, а Николс и Скалаброни её доработали. Несколькими годами ранее Николс уже занимался переработкой наследия Барнарда после его ухода из McLaren, результатом чего стало создание MP4/3.
У Скалаброни, в свою очередь, был опыт конструирования полуавтоматических коробок передач, так как подобные коробки разрабатывались в Williams с 1986 года (однако впервые использовались в гонке только в 1991-м). Это помогает Ferrari доработать свою коробку, повысить её эффективность, а главное – надёжность. База машины немного увеличилась, а аэродинамический профиль стал более плавным. Кроме того, конструкторам удаётся улучшить охлаждение машины, а новая версия двигателя, дебютировавшая в Имоле, оказалась заметно мощнее предыдущей.
Все эти изменения привели к чудесному перерождению неплохой, но не самой быстрой и крайне ненадёжной F1-89 в F1-90, одну из лучших машин чемпионата 1990 года. Большую роль в этом сыграл новый пилот команды Ален Прост, который не только принёс Скудерии «единичку» на обтекателе (завоёванную, правда, в McLaren), но и сделал всё, чтобы добиться максимального взаимопонимания в команде, и внёс огромный вклад в доработку машины на тестах.
Ferrari F1-90
Накануне чемпионата 1990 года Ferrari нанимает только что завоевавшего титул Алена Проста и расстаётся с Джоном Барнардом, отношения с которым никогда не были хорошими. Его место занимает аргентинец Энрике Скалаброни, инженер, гордившийся тем, что строил машины Формулы 1, хотя никогда не получал водительских прав. С ним работает Стив Николс, один из создателей непревзойдённой McLaren MP4/4, а должность спортивного директора занял Чезаре Фьорио.
Скалаброни и Николс не трогают основные параметры проекта Барнарда, а просто оптимизируют аэродинамику и развесовку. Исчезает носовая часть в виде "утиного клюва" - её меняют на обтекатель более острой формы, в то время как в районе задних колёс корпус сужается ещё сильнее. Двигатель выдаёт уже 710 л.с., и из "гадкого утёнка" F1-90 превращается в победителя.
В руках трёхкратного чемпиона мира Алена Проста, а также Найджела Мэнселла, машина буквально летит по трассе, француз даже имел шанс выиграть чемпионат, если бы в решающем Гран При Японии не столкнулся с McLaren Сенны. Бразилец вернул Просту должок за прошлый год, когда они оба выступали в McLaren, а в проигрыше оказывается Ferrari.
Нельзя сказать, однако, что ситуация с пилотами идеальна: когда Найджел Мэнселл понимает, что его собираются уволить, он делает всё, чтобы помешать Просту, а тот в свою очередь идёт на конфликт с Чезаре Фьорио, когда узнает, что спортивный директор Скудерии планирует пригласить Сенну, чтобы создать супер-команду в 1991 году.
Результаты выступлений Ferrari F1-90 в гонках Формулы 1
Ален Прост не смог принести Ferrari долгожданный титул, хотя сделал для этого всё возможное. Слабым звеном команды, как ни странно, оказался его напарник Найджел Мэнселл – гонщик быстрый, но не слишком трудолюбивый. В результате Прост работал на тестах и тренировках фактически в одиночку, а Мэнселл пользовался плодами его работы.
К концу сезона в Скудерии уже не скрывали недовольство британцем, но Найджел ответил на это не усердной работой на трассе, а попытками самоутвердиться за счёт скорости. За четыре этапа до финиша чемпионата, на Гран При Португалии, гонщики Ferrari заняли первый ряд на старте, причём первым был потерявший всякие шансы на титул Мэнселл, в то время как Прост, продолжавший напряжённую борьбу с Сенной за чемпионат, начинал гонку вторым.
Стартовал Мэнселл неважно, но чтобы не пропустить Проста, он жёстко выдавил его за пределы трассы, едва не отправив в стену пит-лейн. В результате обоих опередили Сенна и второй пилот McLaren Герхард Бергер. До финиша Мэнселл успел вернуть себе лидерство, а Прост вышел на третье место, однако по итогам Гран При, который должен был помочь Алену серьёзно сократить отставание от Айртона, отрыв увеличился. После окончания гонки Ferrari объявила о том, что в 1991 году Мэнселла заменит Жан Алези.
На следующем Гран При Прост сумел одержать свою пятую победу за сезон, что, учитывая сход Сенны, вновь вернуло ему реальные шансы на титул. Однако затем была знаменитая гонка на Сузуке, уже на старте которой Сенна выбил пилота Ferrari с трассы и досрочно обеспечил себе титул. На последнем Гран При сезона Сенна сошёл из-за отказа коробки передач, но это уже ничего не могло изменить: Скудерия упустила самый реальный шанс на титул за многие годы.
Завоевать Кубок конструкторов команде из Маранелло тоже не удалось: если Прост выступал достаточно стабильно, не добравшись до финиша лишь четыре раза (включая Сузуку), то Мэнселл в 16-и гонках сошёл девять раз.
Год | Гран При | Стартов | Поулов | Побед | Лучший результат |
1990 | 16 | 32 | 3 | 6 | 1 |