Несмотря на обидное поражение в 1990 году, в 1991-м Ferrari надеется на реванш. В их активе по-прежнему мощный двигатель V12, один из лучших гонщиков Формулы 1 Ален Прост, а также молодой талантливый Жан Алези. Новая машина, имевшая индекс 642, разработана Стивом Николсом и специалистом по аэродинамике Жан-Клодом Мижо, стала развитием прошлогодней модели. Изменения минимальны – чуть увеличена база, немного изменена конфигурация боковых понтонов, переработаны некоторые элементы подвески. В Скудерии уверены: этого достаточно, чтобы претендовать на победы в гонках, а надёжность проверенной машины должна была быть на высоте.
На практике всё получилось иначе. Новая машина McLaren MP4/6 получила более мощный двигатель Honda V12 вместо старого V10, вновь склонивший чашу весов в пользу японских мотористов. А в Williams начала восходить звезда Эдриана Ньюи, построившего великолепную с точки зрения аэродинамики и технически очень сложную FW14, которая оснащалась эффективным двигателем Renault. Кроме того, сильную машину представила и команда Benetton: новая B191, разработанная Джоном Барнардом и Майком Кофлэном, оснащена самым слабым мотором в четвёрке сильнейших - Ford V8, но порой способна опережать конкурентов.
Уже в начале сезона выяснилось, что машины Ferrari не способны на равных сражаться с соперниками. Вскоре начала подводить и надёжность, на которую так уповали в Маранелло, и заокеанский рейд, включавший в себя гонки в Канаде и Мексике, для обоих пилотов Скудерии закончился техническими сходами. Уже во Франции, на седьмом этапе чемпионата, Ferrari представила фактически новую машину, получившую индекс 643. Позже обе модели были объединены историографами Ferrari под общим названием F1-91, а более поздняя версия носит наименование F1-91B.
Новая модель получила модернизированный двигатель с большим диаметром цилиндров и коротким ходом поршня. Мотор стал мощнее, но его масса сократилась. Изменилась и аэродинамика – F1-91 получила приподнятый носовой обтекатель, призваный увеличить поток воздуха, попадающий под машину, повысив эффективность диффузора. Доработаны и другие элементы, однако результата это не принесло. Напротив – внесённые изменения нарушили баланс, которого Барнарду удалось добиться с F1-89 – машина нервно вела себя в поворотах, особенно на торможении.
Организационная структура команды в те годы тоже оставляла желать лучшего. После смерти Коммендаторе у Скудерии не появился новый лидер, а постоянные смены конструкторов только осложнили ситуацию. В результате сбор и анализ данных ведутся неправильно, и несмотря на все усилия Алена Проста, пытавшегося указать на слабые места машины, по ходу чемпионата F1-91 почти не прогрессирует.
Противостояние Проста и Ferrari заканчивается скандалом. После гонки в Сузуке, предпоследнего этапа чемпионата мира, француз заявил: «В Японии машина поведением была похожа на какой-то ужасный грузовик. Я говорю о слабых местах Ferrari по ходу всего сезона, но меня никто не слушает». На эти слова своего пилота команда отреагировала мгновенно: в финальном Гран При сезона за руль F1-91 сел Джанни Морбиделли.
Ferrari F1-91
Конец сезона 1990 года имел горький привкус для Ferrari из-за того, что команда упустила титул, хотя имела лучшую машину и лучший двигатель, который превзошёл 10-цилиндровый мотор Honda. В Маранелло, однако, считают, что сезон 1991 года начнут в роли фаворитов, и французская пара пилотов, Ален Прост и Жан Алези, вселяет большие надежды на победу в чемпионате. Тем более, что машина, F1-91, изменилась очень мало и должна была обеспечить Скудерии хорошую форму.
В действительности уже на Гран При США, первой гонке чемпионата, стало ясно, что F1-91 ничего не может противопоставить сочетанию Сенна-McLaren, а также новому V12 от Honda. Чтобы попытаться спасти ситуацию, во Франции дебютировала глубоко модернизированная версия машины (проект 643), включавшая в себя приподнятый носовой обтекатель, похожий на тот, что появился на Tyrrell 019 в предыдущем сезоне.
В Маньи-Кур Прост в какой-то момент лидировал, прежде чем уступить более быстрому Найджелу Мэнселлу на Williams-Renault, но это был лишь разовый успех. После Гран При Франции пилоты Скудерии сражались только на дальних позициях, а отношения между командой и Аленом Простом становились всё хуже. Это противостояние достигло кульминации накануне Гран При Австралии, когда трёхкратный чемпион мира жёстко раскритиковал Скудерию, сравнив машину с «грузовиком». Подобную критику команда со столь славным прошлым, конечно, не смогла принять.
Результаты выступлений Ferrari F1-91 в гонках Формулы 1
Ferrari F1-91 в 1991 году не одержала ни одной победы и ни разу не завоевала поул, да и после появления модернизированной F1-91B мало, что изменилось. Стоит сказать, что примерно в это же время Williams, наконец, решила проблемы с надёжностью полуавтоматической коробки передач и FW14 стала безоговорочным лидером чемпионата. До этого Найджел Мэнселл и Риккардо Патрезе регулярно лидировали в гонках, но столь же регулярно сходили с дистанции (в конечном счёте именно это обеспечило титул Сенне, выигравшему четыре первых Гран При сезона).
Однако нельзя сказать, что надёжность была сильной стороной F1-91. Даже проверенная версия машины в первой половине чемпионата несколько раз становилась жертвой отказов коробки передач, сцепления и генератора. Обновлённая модель преимущественно страдала от отказов двигателя: из девяти сходов он был причиной шесть раз.
Год | Гран При | Стартов | Поулов | Побед | Лучший результат |
1991 | 16 | 31 | 0 | 0 | 2 |